N°92
27 мая 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  27.05.2002
Региональное телевидение: все как у больших
Эпоха местного телевидения только начинается

версия для печати
В настоящее время в России выдано 2500 лицензий на телевещание. Около тысячи телекомпаний выходят в эфир. Из них четыре -- общефедеральные, все остальные -- региональные.

У федеральных и региональных телеканалов много общего. Производство и приобретение высококачественных (или, что важнее, рейтинговых) программ, взаимоотношения с властями и финансово-промышленными группировками, вопросы финансирования, касающиеся как собственно функционирования, так и развития телекомпании, и многое другое -- все эти проблемы приходится решать как известному всей стране теленачальнику, так и главе небольшой региональной телекомпании.

Разница между федеральными и региональными телекомпаниями в том, что последние существенно беднее. У них нет и малой толики тех информационных и технологических возможностей, которыми располагают федеральные телеканалы.

Если говорить, к примеру, о производстве новостей, то большинство местных компаний с трудом могут позволить себе покупать российские и тем более иностранные информационные агентства, содержать собственную корреспондентскую сеть даже в своем регионе, не говоря уж о том, чтобы аккредитовать своих представителей в столице. Естественно, что местные новости, как правило, проигрывают по своему качеству федеральным.

Местные телекомпании обычно не могут позволить себе производство своих телесериалов или покупку свежего «телемыла». Это касается и новинок кино, и любых других программ.

Фора федерального телевидения перед региональным в том, что его попросту интереснее смотреть.

Неким компромиссным вариантом являются сетевые телекомпании. Суть их работы предельно проста: головная телекомпания в Москве заключает договора с местными коллегами о предоставлении им популярного телевизионного продукта. Те обязуются ставить его в оговоренные сроки. Рекламу в этих программах продают в Москве, а прибыль местных телевизионщиков измеряется в повышении рейтинга.

Схема регулярно провоцирует конфликты между головной телекомпанией и ее региональными партнерами. Одновременно столичные телекомпании яростно конкурируют между собой за местных партнеров. Так, после того как было приостановлено вещание ТВ-6 (являвшейся сетевой компанией), за ее региональное наследство вступили в борьбу все, кто мог: от ТНТ до REN TV. И это легко объяснимо: региональное телевидение перспективнее федерального.

Эксперты, исследующие телерынок, утверждают, что Россия идет нога в ногу с мировым телевидением: неуклонный рост числа и удельного веса местных телестанций -- как эфирных, так и кабельных, при неизбежном сокращении аудитории общенациональных сетей характерен для подавляющего большинства стран.

Причины тому известны. Местное телевидение гораздо ближе к своему зрителю, нежели федеральные каналы. Реклама местных товаров и услуг приближена к потребителю, а местные новости рассказывают человеку о проблемах, которые интересуют его больше, чем федеральная или международная политика.

Свидетельством подъема регионального телевидения можно считать неуклонное повышение качества программного продукта. Ряд телепрограмм, выпускаемых региональными телекомпаниями, уже давно соперничает с передачами центральных телеканалов. На последней церемонии награждения премией «ТЭФИ» большая часть наград досталась региональным производителям.

Впрочем, полноценное наступление регионального телевидения на регионального же телезрителя начнется только после того, как местные телекомпании смогут обеспечить себе пристойный уровень финансирования, который позволил бы им приобретать или производить качественный программный продукт.Государевы филиалы

В настоящее время в России насчитывается 87 региональных государственных телевизионных компаний, которые вещают от одного до четырех часов в день либо на собственной частоте, либо «региональными окнами» на втором метровом канале, перекрывая вещание канала РТР. Все они входят в структуру ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК). Именно через нее они должны получать бюджетные средства на передачу сигнала и производство программной продукции. Кроме того, станции могут зарабатывать, привлекая рекламу.

Вертикаль государственного телевидения в регионах была выстроена в последние годы. В середине 90-х годов государственные телекомпании в регионах чувствовали себя достаточно вольно и в большей степени прислушивались к местному начальству, нежели к Москве. Без тени сомнения государственные станции заменяли в программе передач развлекательными программами выпуск государственных «Вестей». Начиная с прошлого года назначение руководителей региональных ГТРК стало происходить без согласования с губернаторами. Естественно, и в этом вопросе не обошлось без конфликта между местными региональными властями и руководством ВГТРК. Самый яркий пример этого противостояния -- прошлогодний конфликт между руководством Республики Удмуртия и ФГУП «ВГТРК» вокруг местной ГТРК «Удмуртия». Противостояние продолжалось несколько дней, закончилось тем, что руководством ВГТРК было сменено начальство на ГТРК «Удмуртия», а за эфиром со стороны ВГТРК был установлен жесткий редакционный контроль.
Никита ЗОТОВ

  НА РЫНКЕ  
  • //  27.05.2002
Эпоха местного телевидения только начинается
В настоящее время в России выдано 2500 лицензий на телевещание. Около тысячи телекомпаний выходят в эфир. Из них четыре -- общефедеральные, все остальные -- региональные... >>
  • //  27.05.2002
Типичным примером того, как существуют в регионах независимые телекомпании, можно назвать ситуацию, которая сложилась сегодня в Тульской области. Молодая компания «БизнесГрад» за три года, не имея собственного вещания, стала весьма популярна в регионе. На протяжении трех лет эта телекомпания готовила для работающего на дециметровых волнах «51-го канала» информационные программы, рейтинг которых достигал 30% аудитории... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика