N°91
24 мая 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  24.05.2002
Афиша
версия для печати

Тем, кто знает толк в искусстве

25 мая в демократичном Рахманиновском зале Консерватории камерный оркестр Musica Viva во главе с известным своими безупречными музыкальными и просветительскими манерами виолончелистом и дирижером Александром Рудиным играет Коронационную мессу Моцарта.

А 30 мая на сцене БЗК появится оркестр «Русская филармония» нынешнего главного дирижера Большого театра Александра Ведерникова, с которым тот, видимо, отводит душу и отдыхает от оперного репертуара. В ансамбле с ним -- пианист редкого обаяния и виртуозности Михаил Лидский. Исполнителей можно будет легко проверить на неординарность видения русского репертуара (за последний месяц он стал жутко модным) и на способность управлять темпераментом. Программа намечена самая что ни на есть бурная: Второй фортепианный концерт Чайковского, оркестровая картина Мусоргского «Ночь на лысой горе», «В средней Азии» Бородина и «Испанское каприччио» Римского-Корсакова.

29 мая компания «Мост видео» выпускает на видеокассетах фильм «Большая красная единица» (США, 1980). Вопреки названию это вовсе не школьная комедия, припасенная к концу учебного года, а жестокая и патетичная военная драма о долгом и трудном пути первой пехотной дивизии США -- от Северной Африки до Нормандии. Фильм поставил Сэм Фуллер (кажется, его кино впервые выходит на лицензионных кассетах) -- режиссер, не самый известный широкой публике, но справедливо обожаемый киноманами (включая Аки Каурисмяки, Джима Джармуша и Квентина Тарантино). Ставил он фильмы невероятно увлекательные, почти бульварные на вид, но ни на кого не похожие и стопроцентно авторские. В «Единице» помимо стиля Фуллера стоит внимания отменный актерский состав: тут и ветеран Ли Марвин, и Марк Хэммил (Люк Скауйуокер из настоящих «Звездных войн»), и Роберт Кэрродайн, и Стефани Одран.

Евгений Гришковец стал популярным настолько, что, кажется, нет уже театрала, не посетившего его замечательные спектакли и не знающего, как актер-драматург ел собаку и что было с ним одноврЕмЕнно. Пьесу «Город» Гришковец написал для нескольких актеров и сам в ней не играет. 25 мая на сцене театра «Школа современной пьесы» это произведение сыграют Юлия Меньшова, Саид Багов, Альберт Филозов и другие. Зато в воскресенье эту же пьесу можно увидеть в исполнении Красноярского драмтеатра имени Пушкина, который привез спектакль на фестиваль «Новая драма» и покажет его на сцене МХАТ имени Чехова. Уникальный шанс для любителей сравнить впечатления.

30 и 31 мая в фойе Малого театра выступит Сезария Эвора. Это второй визит бабушки world music в наш город. Недавно уроженка Островов Зеленого Мыса пела перед компактным столичным бомондом -- теперь и у нас есть шанс послушать ее удивительный хрипловатый голос. Кто предпочитает африканской народной музыке славянскую, наверняка помнит совместную работу Сезарии и Горана Бреговича -- танго Auscensia. Программа базируется на последнем альбоме певицы -- Sao Vicente Di Lone. Начало концертов -- 19.00; продолжительность -- полтора часа (без антрактов). По стенам развесят фотографии далеких островов и портреты Сезарии, сделанные Юрием Феклистовым.


Тем, кто ценит здоровый консерватизм

Еще в Международный день музеев (18 мая) в филиале Музея МХАТа -- Доме-музее Станиславского -- открылась выставка к столетию со дня рождения Петра Вильямса. Вильямс -- визитная карточка МХАТа времен Качалова и Тарасовой, Москвина и Грибовой, Андровской и Бориса Ливанова. Тогда деревья были большими, а спектакли красочными, подробными и реалистичными. Тогда не бормотали текст под нос, а декламировали так, что от резонанса рушились балконы. Тогда бушевали не страстишки. Страсти. В общем, кто желает почувствовать безвозвратно ушедшую атмосферу советского Grand Art, милости просим в Леонтьевский переулок, дом 6.

Давно известно, что «книги имеют свою судьбу» и что судьбы эти зачастую весьма причудливы и увлекательны. А то и страшны. Но история, подробно и корректно рассказанная Львом Остерманом в монографии «Сражение за Толстого» (М., «Грантъ»), способна ошеломить даже бывалых скептиков. В самом начале 1918 года главный адепт толстовского учения и душеприказчик великого писателя Владимир Григорьевич Чертков обратился к новой власти с ходатайством об издании полного собрания сочинений Толстого. Не то странно, что обратился (Чертков никак не был «симпатизантом» старого режима, ему уже исполнилось 64 года, публикацию наследия Толстого он почитал больше чем долгом, а вглядываться в зверское большевистское мурло убежденный противник всякой мирской власти не мог и не хотел), -- странно, что Чертков своего добился. Правда, не к столетию Толстого: в 1928 году «юбилейное» девяностотомное собрание только начало выходить. И не при своей жизни: Чертков умер в 1936 году. Но через сорок лет после первых контактов Черткова с властями (через тридцать после выхода первого тома) собрание все-таки было завершено. Чего стоило это издание, как его многолетняя подготовка выявила светоносные лица истинных подвижников и гротескные черты советского государства, и рассказывает автор «Сражения за Толстого». Суть дела точно передают два эпиграфа. Первый из статьи Толстого «Конец века» (1905): «То же, что большинство революционеров выставляет новой основой жизни социалистическое устройство, которое может быть достигнуто только самым жестоким насилием и которое, если бы когда-нибудь и было достигнуто, лишило бы людей последних остатков свободы, показывает только то, что у людей этих нет никаких новых основ жизни». Второй -- из дневника Николая Сергеевича Родионова (1889--1960; дневник этот и стал главным источником для книги Остермана): «Идет моральная битва за наше издание. Не отчаиваюсь, верю в правое дело и уверен в конце концов в успехе -- надо все публиковать Толстого« (1950).
Тем, кто считает себя продвинутым

Журналист и сочинитель квазиисторических романов Олег Шишкин написал пьесу про Анну Каренину. Сюжет примерно таков: искалеченная, но выжившая после попытки самоубийства Анна становится зрительницей нового модного аттракциона -- фильма «Прибытие поезда». Но первый кинематографический опыт братьев Люмьер ее убивает -- как вы помните, главным трюком, от которого многие нервные зрители в реальности лишались чувств, было движение паровоза прямо на публику. Поставил это произведение Владимир Епифанцев, недавно поразивший московскую публику реками крови и брутальными сценами в «Макбете» на сцене Центра имени Мейерхольда. Свое новое -- и никто не сомневается -- радикальное творение режиссер осуществил во вполне традиционном и не слишком склонном к подобным экспериментам Русском драматическом театре Таллина. Как это выглядит, продвинутые и склонные к риску москвичи и гости столицы узнают 28 мая на фестивале «Новая драма». Сцена МХАТ имени Чехова.

Эвелин Гленни выходит на сцены академических залов босая, но от этого в ее программах не становится меньше утонченности. Она не только красивая энергичная девушка, но и известная в мире перкуссионистка (исполнительница на разнообразных ударных инструментах). 26 мая с ее стремительной виртуозностью и отменным музыкальным чутьем можно будет познакомиться в Большом зале Консерватории. Вместе с ней играет почти столь же редкий теперь в Москве гость дирижер Саулюс Сондецкис со своим оркестром «Санкт-Петербург Камерата». Программа не лишена изощренности: Итальянская симфония Мендельсона, флейтовый концерт Вивальди, Увертюра к опере «Золушка» Россини, Концерт для малого барабана Мауссона и концертная пьеса «Мити» японской перкуссионистки Кейко Абе.

В 90-е поп-музыкантов стало бесполезно спрашивать «в каком стиле вы играете» или «о чем вы поете». Стили, понятно, «разные», поем, понятно, «ни о чем», главное -- «лишь бы вам нравилось». Это называется инди-поп. То есть музыка с приятными выраженными мелодиями, явный «поп», но от полусамодеятельных музыкантов и независимых (инди) звукозаписывающих фирм. То есть поп, но не «попса голимая», а «от души». Вместо того чтобы задавать вышеуказанные вопросы, стоило глянуть, на каком лейбле выходит группа, -- «это многое объясняет». Артисты схожего мироощущения кучковались вокруг разных инди-лейблов, а лейбл, не имея денег рекламировать исполнителей, рекламировал себя. Поэтому мы, зная, что франко-германская группа Stereo Total идет в основном на лейбле Bungalo, можем догадаться: их музыка в меру весела, в меру дурашлива, в меру спокойна и навеяна эстрадой 60-х. Stereo Total уже выступали в Москве в позапрошлом году, произведя маленькую сенсацию. Недавно выпустили альбом Musiqeu Automatique c хитом Wir Tanzen Im 4-Eck, потом -- сингл Liebe zu dritt. Словом, активные люди. Поглядеть на них можно 24 мая в клубе «Б2», начало в 20.00.

25 мая в спортивном зале «Дружба», более известном как «Черепаха», выступит самая сказочная группа на свете -- германский квартет Blind Guardian. Группа -- первооткрыватели и изобретатели «сказочного» хеви-метал, неутомимые исследователи творчества Дж. Р. Толкиена, феноменальные знатоки «властелинов и колец». Ребята везут нам песни с новейшего альбома A Night At The Opera. Это прекрасный образец чистого тяжелого рока, незамутненного всяческими новомодными ухищрениями. Начало в 19.00.
Тем, кто хочет увидеть знаменитость

25 мая на фестивале «Черешневый лес» -- предпоследний вечер. Еще можно успеть побывать в Усадебном дворе Музея Пушкина (довольно изысканной концертной площадке), насладиться светским обществом, легким угощением и ненатужным стилем музицирования камерного оркестра Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы». Музыкальную ценность вечеру придаст участие не только коллектива, известного своей галантностью, но и именитых солистов. Главная звезда -- скрипач Вадим Репин. Между тем обаятельный тенор Дмитрий Корчак и баритон Родион Погосов могут доставить и эстетическое удовольствие. В программе Моцарт, Бах, арии и дуэты Россини, Бизе, Кальдары, Шуберта, Доницетти.

Если на Спивакова не удастся посмотреть в нетривиальном антураже, то в роли дирижера еще можно будет услышать 27 мая в Большом зале Консерватории. Российский национальный оркестр закрывает сезон программой в самых демократических тонах: Четвертая симфония Чайковского и его Второй концерт для фортепиано с оркестром (за роялем -- романтичный спиваковский протеже Александр Гиндин) рассчитаны на самую широкую аудиторию.

«Черешневый лес» в Музее Пушкина закроется 28 мая: вечер этот соберет самую многочисленную и великосветскую аудиторию. С эстетическими впечатлениями от Моцарта, Баха и Шуберта в исполнении камерного оркестра «Солисты Москвы» хозяина фестиваля Юрия Башмета (дирижер и солист) и еще одного солиста -- скрипача Владимира Третьякова могут сравниться разве что неимоверной красоты стеклянные банки с сиренью, ненавязчиво расставленные в зале.

А самую неуловимую знаменитость нынешнего сезона дирижера Геннадия Рождественского есть шанс услышать 29 мая в Большом зале Консерватории. Пока все свои концерты капризный мастер отменял. Если этот не отменит, то публике будет представлена необыкновенная программа: Шестая симфония Шнитке, Скрипичный концерт Уильяма Уолтона, Бах в обработке Уолтона (сюита «Мудрые девы» прозвучит в России впервые) и Шнитке в обработке Рождественского (сюита «Мертвые души»). Оркестр -- Симфоническая капелла России, с которой Рождественский работал еще до своего отъезда. Солисты -- сын дирижера Александр Рождественский (скрипка) и Людмила Голуб (орган).

Роджер Уотерс был одним из основателей и лидером группы Pink Floyd, о чем не любит вспоминать нынешний руководитель коллектива, выступающего под этим названием. «Золотой период» группы давно позади, но московский концерт Pink Floyd (без Уотерса) в 1989 году вызвал большой энтузиазм поклонников. Теперь в том же «Олимпийском» перед москвичами выступит Уотерс. В Pink Floyd играл он на бас-гитаре, но любим мы его в основном не за это, а за поэтический и композиторский талант. Он написал стихи ко всем песням альбомов Dark Side Of The Moon, Wish You Were Here, Animals, The Wall и The Final Cut. В 1986 году Уотерс объявил о том, что покидает группу. Заявлению предшествовали годы недопонимания и отчуждения между музыкантами, в первую очередь между Уотерсом и Дэвидом Гилмором. По выражению одного британского критика, Гилмор всегда хотел доставить удовольствие публике, Уотерс же стремился заставить публику думать. В «Олимпийском» вместе с Уотерсом публику попробуют заставить думать музыканты мирового класса: Энди Фэйрвизер-Лоу (гитара), Сноуи Уайт (гитара), Дойл Брэмхэлл II (гитара, вокал), Грэм Броуд (ударные), Джон Кэрин (клавишные), Энди Уоллейт (клавишные), Норберт Стэйчел (саксофон) и др. Однако удовольствие наверняка тоже доставят. Уотерс умеет делать не только концептуальные альбомы, но и шоу. Обещают огромный экран для трансляции видео, театральные декорации, квадрофоническое оборудование и уникальные спецэффекты. Будет летать надувная свинья, а на сцене построят Стену. Разрушат ли, неизвестно.

Кому охота смотреть на «живого литературного критика»? Прямо скажем, не Художественный театр и не Третьяковская галерея! И читать-то их сил никаких нет. По нынешним временам-нравам трудно (пожалуй, и невозможно) поверить, что литературный критик может быть самой настоящей знаменитостью. Но то -- у нас, в «литературоцентричной» России; в «бездуховной» Германии дело обстоит решительно иначе. Порукой тому книга Марселя Райх-Раницкого «Моя жизнь», с завидной оперативностью изданная «Новым литературным обозрением» (в Германии она вышла в 1999 году). На протяжении многих лет Райх-Раницкий был (да в общем и остается) главным законодателем, «арбитром изящества» и неколебимым авторитетом для германского литературного мира. В сферу его интересов входит и славянская литература, в том числе творчество Солженицына. Что и не удивительно для выходца из Восточной Европы (полуеврей-полуполяк Райх-Раницкий прошел через Варшавское гетто). Жизненная история (у кого в ХХ веке она не походила на головокружительный триллер?) переходит в историю словесности и культуры. Повествуя о себе, автор не забывает и других знаменитостей, с каковыми сводила его судьба. Компания представительная -- от философа Теодора Адорно до скрипача Иегуди Менухина. Ну и конечно немецкие писатели. Включая некогда критикованного Райх-Раницким, а ныне досягнувшего заоблачных нобелевских высот Гюнтера Грасса.
Тем, кто хочет хорошо отдохнуть

Если вас совсем достала пыльная Москва, добро пожаловать в усадьбы. Там начался музейный сезон. В «Останкино», например, открылись залы дворца. В них -- традиционная выставка, посвященная истории и владельцам усадьбы. В парке проходит благотворительный цветочный базар комнатных и садовых растений из Голландии. Состоялась презентация нового дизайна главной клумбы по мотивам цветников графа Николая Шереметева.

C 30 мая в «Ролане» можно увидеть, как «Шоу начинается» (США, 2002). То есть очередную полицейскую комедию про диаметрально противоположных по характеру напарников. На сей раз в этом качестве выступают Роберт Де Ниро (скупой на эмоции и суровый полицейский-профи) и Эдди Мерфи (мечтающий прославиться врун, болтун и хохотун). Рука об руку они должны нести службу, параллельно будучи героями «реального» телешоу. Фильм равно предсказуем и приятен от первого до последнего кадра и вызывает в памяти чудесные картины восьмидесятых годов (вроде «Смертельного оружия» или «48 часов» с тем же Мерфи). Когда-то казалось, что они являют собой предел возможностей развлекательного кино. А сегодня опусы такого рода вызывают исключительно позитивную ностальгию. В роли неизбежной красавицы, появляющейся в поле зрения героев, -- Рене Руссо, а поставил фильм Том Дей, известный по «Шанхайскому полдню» с Джеки Чаном.

Незатейливо отдохнуть и всласть посмеяться можно на спектакле молодого режиссера Романа Самгина, чья постановка в Ленкоме вполне достойна подписи его прославленного руководителя Марка Захарова. «Укрощение укротителя» -- это своего рода сиквел шекспировского «Укрощения строптивой». Сочинил пьесу известный маньерист и автор ряда черных комедий и кровавых драм, младший современник Шекспира Джон Флетчер. Его шаловливому перу удалось заставить мачо Петруччио раскаяться во всех неприятностях, причиненных прежде строптивой, но покорившейся мужской руке Катарине. Не выдержав насилия над сломленным своим нравом, бедняжка умерла, Петруччио женился на другой и тут-то узнал, почем фунт лиха. Зрители хохочут над незадачливым укротителем -- в его роли популярный ныне Дмитрий Певцов, а критики недовольны: от режиссера Самгина ожидали большей строптивости и независимости. Зачем, мол, «прогибаться» под мэтрами и отказываться от самовыражения.

Вообще-то информацию о новом романе-диптихе Бориса Акунина смело можно помещать в любую рубрику. Считаете себя продвинутым? -- Вас ждет «Внеклассное чтение». Хотите порадовать тещу? -- Направляйтесь за двухтомником в окрестный книжный магазин, что бойко торгует бестселлером от «ОЛМА-Пресс» с 20 мая. С трудом окончили восемь классов? -- И это не беда, буквы складывать в начальной школе учат. Наконец, читая Акунина, вполне можно задаться вопросом: а знаю ли я толк в искусстве? И ответить: разумеется, да -- вне зависимости от оценки романа. «Двойная» структура новорожденного чуда напоминает разом и о первом романе про Фандорина-потомка («Алтын-толобас», где имело место чередование исторических и современных эпизодов), и о «Любовнице (-ке) смерти». Почему-то считается, что цикл о Фандорине-младшем более «популярен» (если не сказать -- «попсов»), чем «элитарные» проекты имени Фандорина-старшего и матушки Пелагии. Кажется, дело обстоит не совсем так: подобно многим успешным авторам (например, Михаилу Успенскому -- смотри его последний роман «Белый хрен в конопляном поле»), Акунин, набирая обороты, стремится стать разом и «еще продвинутей» (внутрицеховые аллюзии, идеологические понты, композиционные ухищрения), и «еще народней» (страсти-мордасти, набор масскультовых стереотипов, небрежности сюжетостроения). Дело законное. Тем более что мы хотим разом «быть в курсе» и «культурно отдыхать». Прав был старик-парикмахер: «всех не переброешь» (не перечитаешь), а сохранить лицо позволит «Внеклассное чтение». Тут тебе и самоновейшая современность, и век матушки Екатерины. И какой-никакой, но Фандорин.
Тем, кто хочет порадовать детей

В музее-усадьбе «Архангельское» пацаны могут посмотреть древних оловянных солдатиков. Там в зале «Кладовая над оврагом» показывают композиции со сценами сражений русской и французской армий и отдельно группу, представляющую различные части воинства Наполеона.

26 мая на аэродроме «Тушино» состоится Международный молодежный фестиваль Rock Zone Ultra, проводимый под эгидой радио «Ультра» и соответственно выдержанный в духе «мейнстримовой альтернативы». Здесь выступит немецкая группа Guano Apes, прославившаяся спортивным хитом, гимном сноубордистов Lord Of The Boards, их соотечественники и коллеги H-Blockx, а также совсем маргинальные ребята -- Reinvented, [LAW] и отечественные «Кукрыниксы». Время самое детское -- 15.00.

Паноптикум покруче персонажей «Звездных войн» есть шанс увидеть в Академии художеств на Пречистенке. Там открылась выставка бурятского скульптора Даши Намдакова. Его искусство -- впечатляющий микст традиционной пластики народов Севера и европейского экспрессионизма. В зале зрителя атакуют полчища бронзовых воинов, шаманов, духов, божков и чудищ. Маленьким детям смотреть не рекомендуется: их может напугать гигантская летучая мышь, зловеще раскинувшая черные крылья из конского волоса. Экспозиция сопровождается видеофильмом Романа Аникушина с красивыми вставками из Дзиги Вертова -- о жизни северных народов до советской власти и после.
Тем, кто знает слово «феминизм»

В Дарвиновском музее можно оценить искусство оригами. Среди тем: «Бумажные кораблики и самолетики», «Плетение», «Фантастическая птичка Пахарита», «Японский журавлик», «Головные уборы», «Оригами в интерьере». Проводятся бесплатные консультации и мастер-классы.

Гранд-дама московской художественной сцены Татьяна Назаренко осчастливила очередной серией своих живописных обманок в музее-усадьбе «Кусково». Во время оно Назаренко пленилась хранящимися в том же музее обманками XVIII столетия. Эти вырезанные из картона и ярко раскрашенные счастливые пейзане прятались при Шереметевых среди парковых аллей и боскетов. То был пасторальный сюрприз. Брутальная Назаренко предпочла вырезать других героев: бомжей и проституток из уличного перехода. Интересно, изменилась ли сегодня ее концепция?

В Центральном Доме архитектора (Гранатный переулок, 7) открылась выставка искусствоведа Татьяны Гнедовской «Вокруг стеклянного кувшинчика и трехлитровой банки». Это вышитые разноцветными лоскутками на холсте натюрморты. Цветочки в вазе, рюмки, графинчики. Из каких-то старых подгузников и распашонок получаются панно неземной красоты.



Афишу подготовили:

Алена Солнцева (театр), Юлия Бедерова, Анна Вайсман, Александр Беляев (музыка), Станислав Ф. Ростоцкий (кино), Андрей Немзер (книги), Сергей Хачатуров (выставки)
«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»

  АФИША  
  • //  24.05.2002
Афиша для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика