N°88
21 мая 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  21.05.2002
Колдунья и огородники
Поклонники Анастасии в поисках земного рая

версия для печати
Британский фольклорист-любитель Джеральд Б. Гарднер сообщил однажды коллегам, что обнаружил на южном побережье Англии настоящих ведуний, многие века сохранявших в тайне свое нелегкое искусство. Коллеги объявили его фантазером. Однако в 1954 году Гарднер выпустил в свет книгу «Колдовство сегодня», речь в которой шла о викке -- кельтском ведовстве. По словам Гарднера, встреченные им колдуньи передали ему свои секреты. Ученые, прочитав книгу, пришли к выводу, что большинство сведений почерпнуты автором-мистификатором из книги Маргарет Мюррей «Колдовской культ в Западной Европе» (тоже не вполне научной), а также из его собственных наблюдений над магическими обрядами в юго-восточной Азии. Тем не менее в шестидесятые годы книга стала библией самой известной неоязыческой религии англоговорящих стран. Викка отвечала потребности образованной публики освободиться от гнета буржуазной культуры и реабилитировать природу -- обнаженные участники совершали ритуалы в священных рощах. В ней имелся широкий магический ассортимент -- действенная альтернатива надоевшему протестантскому рационализму. И главное, в этой религии большая роль отводилась женщинам. Времена контркультуры ушли, а викка осталась как отдушина для подверженных стрессам обитателей постиндустриального общества.

Через полвека британский сюжет повторился в России. С 1997 года в стране начали выходить книги о сибирской колдунье Анастасии, написанные Владимиром Мегре. Героиня круглый год разгуливает нагишом по лесам, впитывая в себя божественную энергию природы, попутно занимаясь изобретательством в области охраны окружающей среды. Придумала, например, приспособление для очистки выхлопных газов в виде двух коробочек с дырочками, которые вешают на задний и передний бамперы автомобиля. Не чужда она и компьютерам. Современная колдунья без компьютера все равно что ее историческая предшественница без ступы и метлы. Но главное -- у Анастасии есть план спасения человечества. Цель его -- вернуть людей к состоянию Адама и Евы, которые до грехопадения счастливо возделывали свой райский сад. Слившись с природой, они избавятся от ужасов технической цивилизации и обретут нечеловеческое здоровье, а значит, и прежнюю радость бытия. Да и природа, с которой будут общаться как с матерью, отблагодарит своих детей повышенной урожайностью. План спасения на удивление прост, но у Анастасии есть враги, которые препятствуют благим начинаниям. В первых книгах Мегре это были некие темные силы, но со временем они обрели очертания. Теперь речь идет о заговоре «оккультных жрецов», который пустил корни в госструктурах и традиционных религиях. Жрецы хотят, чтобы люди жили в иллюзорном мире, не помышляя о «прекрасной реальности». Так их легче эксплуатировать.

За пять лет плодовитый автор выпустил шесть книг про сибирскую колдунью, которые разошлись в количестве более двух миллионов экземпляров. Их читатели сплотились вокруг клубов и центров во многих городах России и Украины (даже в Германии и Израиле есть). Они оздоровляются кедровым маслом (кедры, по Анастасии, наделены особой космической силой) и грязевыми ваннами, а для души проводят конкурсы бардовской песни и общаются с дольменами. В этих мегалитических каменных сооружениях, учит Анастасия, замурованы души мудрецов древности. Но на первом плане -- создание экопоселений, где с Землей будут общаться по-родственному, как того матушка и заслуживает. Мегре выступил с инициативой -- государство должно бесплатно наделить анастасьевцев гектаром на семью недалеко от места проживания для создания «родового имения». Было даже обращение на этот счет к президенту Путину, но тот не откликнулся (враги не дремлют). Теперь на своих интернет-форумах поклонники колдуньи обмениваются информацией, как сподручней обзавестись землей, формируя что-то вроде дачных кооперативов. Это во многом определяет успех движения -- его костяк российские дачники. Пасынки цивилизации, они не ждут от нее благ, а тихо возделывают свои сотки, растворяясь в природе в свободное от работы время. А тут им рассказывают, что они носители светлых космических энергий и от них зависит судьба страны. Соблазнительно. Популярно учение и среди женщин. Для придавленных бытом россиянок Анастасия -- синтез сверхинтеллекта и волевого женского очарования, на нее хочется походить. Как в свое время на колдунью, сыгранную сексапильной Мариной Влади. Им лестно узнавать, что природа -- это женское начало, и от них зависит, чтобы она не подавлялась мужской технической цивилизацией. Популярны книжки и среди любителей турпоходов, которые с интересом выясняют, что любовь к нехоженым тропам и ночным посиделкам с гитарой у костра имеет магическое измерение. Автору хотелось бы залучить в свои поклонники и богатеев -- любое начинание в наше время зависит от щедрости спонсоров. Ссылаясь на собственный опыт, Мегре пишет о стрессах и неврозах, которым подвергаются несчастные нувориши. Только колдовские чары Анастасии способны вернуть им душевный мир. У нас царят времена «великих гэтсби», и богатство окутано романтическим ореолом. Не знаю, пойдут ли за Анастасией новые русские, но те, кто мечтают ими стать, могут и пойти.

Романтическая мечта о магическом слиянии с природой в равной мере пришлась по нутру и обеспеченным горожанам Запада, и нашим вовсе не обеспеченным -- техническая цивилизация давит на тех и на других. Но тамошним она приносит какие-то блага, а на нас просто давит. Поэтому у анастасьевцев романтизм сочетается с утилитаризмом, чем и объясняется акцент на нетрадиционные методы лечения, огородничество, туристический бизнес. То, что для деловых американцев отдушина, для нас еще и способ подкормиться и подлечиться. Кстати, и сама серия книг о сибирской колдунье и созданное на их основе движение -- явная попытка коммерческого использования мифа. Не исключено, что удачная. Кто-то не прочь обустраивать Россию и без национальной самонакачки, мирно общаясь с крыжовником на огороде.
Борис ФАЛИКОВ

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  21.05.2002
Неоязычники в поисках врагов и союзников
Русское неоязычество националистического толка стало своеобразным ответом на распад СССР, многими воспринятый как национальное унижение. Последовал рост ксенофобии вкупе с тоской по русской самобытности. Причем настолько острой, что даже православие уже не казалось достаточно русским. Многие неоязычники с пеной у рта доказывают, что чужеродное христианство безжалостно уничтожило «великую русскую цивилизацию». Они определяют себя приверженцами исконного дохристианского славянского, русского или «славяно-арийского» язычества. И убеждены, что только свои, национальные боги принесут удачу и счастье. Но дальше начинаются расхождения. Некоторые не видят для себя ничего зазорного в названии «неоязычество». Другим оно кажется оскорбительным, и они предпочитают зваться просто язычниками. Приставка «нео» задевает за живое тех, кто «возрождает исконную традицию». Члены Московской славянской языческой общины называют свою религию славянством, утверждая, что термин «славянин» означает «славящий богов». Петербургским неоязычникам из «Союза венедов» полюбился термин «ведизм». Они представляют свою веру научным знанием («веденьем») и вообще отвергают понятие религиозной веры... >>
  • //  21.05.2002
Поклонники Анастасии в поисках земного рая
Британский фольклорист-любитель Джеральд Б. Гарднер сообщил однажды коллегам, что обнаружил на южном побережье Англии настоящих ведуний, многие века сохранявших в тайне свое нелегкое искусство. Коллеги объявили его фантазером. Однако в 1954 году Гарднер выпустил в свет книгу «Колдовство сегодня», речь в которой шла о викке -- кельтском ведовстве. По словам Гарднера, встреченные им колдуньи передали ему свои секреты. Ученые, прочитав книгу, пришли к выводу, что большинство сведений почерпнуты автором-мистификатором из книги Маргарет Мюррей «Колдовской культ в Западной Европе» (тоже не вполне научной), а также из его собственных наблюдений над магическими обрядами в юго-восточной Азии. Тем не менее в шестидесятые годы книга стала библией самой известной неоязыческой религии англоговорящих стран... >>
  • //  21.05.2002
Космополиты и националисты пляшут вокруг одного костра
Неоязычество зародилось в XIX веке в Германии. В его мифе изначально присутствовали два разных элемента -- освобождение чувств от диктата разума и сознание германской исключительности. Первое было связано с культурной модой (романтизм), второе с некоторым запозданием в формировании немецкой нации. Отсюда апелляция к германской мифологии в надежде, что мощь языческих богов поможет немцам объединиться. К концу века романтики выродились в декадентов, призывающих к раскрепощению плоти, а националисты -- в певцов арийского превосходства. Что их объединяло, так это безудержная фантазия при воскрешении языческого прошлого. В России Серебряного века прижился декадентский вариант неоязычества, и даже радикальные националисты сохранили верность православию, пренебрегая мощью Перуна. Казус случился с большевиками: когда в богоборческом порыве они стали уничтожать православие, на поверхность вылезли языческие архетипы. Стоя на главном капище страны, живой бог благодушно принимал исступленное поклонение членов племени. В конце концов он закономерно озаботился чистотой их крови и призвал разобраться с евреями. Того, к чему немцы пришли без обиняков, мы достигли кружным путем... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика