N°87
20 мая 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  20.05.2002
Город -- это Петербург
Но и Москва не без шансов

версия для печати
«Город мой» имени Александра Блока» -- новая премия, учрежденная редакцией журнала «Наше наследие». Награда -- одна из составляющих частей масштабной программы журнала, приуроченной к грядущему 300-летию северной столицы: лауреаты получили диплом, серебряный знак и некоторое количество денег за лучшие исследования о Санкт-Петербурге, опубликованные в 2000--2001 годах. Книгой 2000 года сочтена монография московского историка балета Вадима Гаевского «Дом Петипа» (М., «Артист. Режиссер. Театр»), книга-2001 -- «Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903--1919», подготовленная и откомментированная петербуржцем членом-корреспондентом РАН Александром Лавровым и изданная Станиславом Лесневским (М., «Прогресс-Плеяда»).

В решении отметить именно эти труды счастливо соединились формальные и сущностные причины. И та и другая имеют отношение к фамилии, звучащей в названии премии. Про «Переписку» и так понятно, а одним из первых значимых отечественных историков балета была вдова поэта, Любовь Дмитриевна Блок -- Вадим Гаевский в своей монографии снова напоминает ученому сообществу это имя. Но суть дела гораздо важнее: оба издания не просто очень хороши -- они стали культурными событиями, впечатляющими и вне «юбилейного» контекста.

О переписке Блока и Белого, о точности и изяществе комментария к ней, публикаторском подвиге Александра Лаврова наша газета уже писала (см. «Время новостей» от 30 октября 2001 года). «Дом Петипа» -- тоже подвиг, подвиг ответственности. Профессор Гаевский написал не учебную историю балета, но историю самых важных событий в ней. Определяя место в этой истории одним деятелям и спектаклям, отказывая в таком месте другим. Принимая в расчет лишь художественные, а не «хронометражные» достижения: Гаевский может вообще не упомянуть балерину, танцевавшую на престижных сценах первые партии целых двадцать лет, -- если, на его взгляд, ничего интересного балерина эта не сделала. Это отчетливая манифестация личного художественного вкуса -- вкуса, заметим, абсолютно безупречного, ставшего для серьезных коллег исследователя камертоном. В рецензиях на ученые труды принято пользоваться расхожей и обтекамой формулировкой: автор, дескать, ничего не навязывает читателю. В случае с Гаевским этот номер никал не проходит. Ритм, внутренняя музыка его замечательной книги именно что задают ритм читательского восприятия и соразмышления.

На церемонии награждения лауреаты произнесли благодарные речи. Но к ним дело не свелось. Прочно связанная с Петербургом заместитель министра культуры Наталья Дементьева предположила, что журнал «Наше наследие» будет и в дальнейшем «сдруживать города». Евгений Евтушенко посетовал, что «Блока никто не понял, когда он написал «Двенадцать». Напоследок председатель Совета Федерации Сергей Миронов (тоже питерец) вспомнил о своей дружбе с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым и предложил журналу учредить премию... за исследование культуры Москвы. Тоже ведь хороший город.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  20.05.2002
«Азазель» обрел жизнь на сцене
Итак, разберем по порядку. В Центральном Молодежном театре поставили спектакль -- не плохой и не хороший. Нормальный. Детский. Если бы мне было лет двенадцать, мне бы наверняка понравилось. А что -- сюжет захватывающий, герой обаятельный, любовь-морковь на месте, романтики хоть отбавляй. Все литературные реминисценции -- и очевидные («Бедная Лиза» Карамзина), и замаскированные («Идиот» Достоевского) -- отброшены. Вот, скажем, роковая красавица Амалия Бежецкая (Ирина Низина) чем не Настасья Филипповна? А страстный Зуров (отличная работа Ильи Исаева) чем не Рогожин? Но создателей «Эраста Фандорина» (сценическое название «Азазеля») все это явно не волновало. События романа Б. Акунина пересказаны в «Фандорине» внятно, последовательно, без формалистских изысков, концептуальных наворотов и прочего постановочного тумана, которому режиссер Алексей Бородин всегда предпочитал незамысловатую ясность. (За что по справедливости и занимает место худрука ЦАМТа.).. >>
  • //  20.05.2002
Великий мистификатор Филипп Старк очаровал столичный бомонд
Приезд Филиппа Старка в Москву ознаменован двумя событиями: мастер-классом в ЦДХ и открытием выставки Vanity case by Starck («Тщеславный чемоданчик Старка») в Московском центре искусств на Неглинной. Мастер-класс звезда французского дизайна начал со слов: «Самое лучшее сейчас -- вздремнуть». Тут маэстро застыл на одной ноге в позе цапли. Потом сообщил: «Буду говорить с вами по-английски без переводчика. Кто не понимает, пусть читает потом стенограмму». Зал возмутился. Старк хитро подмигнул и тут же сменил интонацию. «Хотите, чтобы я говорил с переводчиком по-французски?» -- «У-г-ууу». -- Радостно загудел зал. «Тогда слушайте очень серьезные вещи». И пошло-поехало... >>
  • //  20.05.2002
Балетные труппы получат достойное пополнение
Центральная палка более престижна, боковые -- менее. На учебной сцене Московской государственной академии хореографии семнадцати- и восемнадцатилетние человеки всю прошлую неделю сдавали государственные экзамены. В руках у госкомиссии шуршали схемы расположения учеников: кто у какой палки стоит. Под фамилией -- рост, вес и город прописки: в комиссии не просто специалисты, там -- будущие работодатели. Выставляя оценки, они присматривали пополнение для своей труппы. Поиски жизненного маршрута, для выпускников обычных средних школ растягивающиеся на годы, здесь проходят в три дня (экзамен по классическому танцу, дуэт, народно-характерный танец)... >>
  • //  20.05.2002
Но и Москва не без шансов
«Город мой» имени Александра Блока» -- новая премия, учрежденная редакцией журнала «Наше наследие». Награда -- одна из составляющих частей масштабной программы журнала, приуроченной к грядущему 300-летию северной столицы: лауреаты получили диплом, серебряный знак и некоторое количество денег за лучшие исследования о Санкт-Петербурге, опубликованные в 2000--2001 годах. Книгой 2000 года сочтена монография московского историка балета Вадима Гаевского «Дом Петипа» (М., «Артист. Режиссер. Театр»), книга-2001 -- «Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903--1919», подготовленная и откомментированная петербуржцем членом-корреспондентом РАН Александром Лавровым и изданная Станиславом Лесневским (М., «Прогресс-Плеяда»)... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика