N°85
16 мая 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  16.05.2002
Здравствуй, папа
Изданы письма Анатолия Кузнецова из эмиграции

версия для печати
В 1966 году журнал «Юность» опубликовал роман-документ «Бабий Яр». Автором был тридцатишестилетний Анатолий Кузнецов. «Бабий Яр», выросший из страшных отроческих впечатлений писателя (1941--1943 годы Кузнецов провел в оккупированном Киеве), стал событием. Не только литературным. В 1968 году в «Новом мире» был напечатан «Артист миманса», печальный рассказ о «маленьком человеке», «большом искусстве» и глобальной несправедливости.

В августе 1969-го член редакционной коллегии «Юности» писатель-коммунист Анатолий Кузнецов приступил к сбору материалов для романа о своей партии и ее основоположнике, коему в следующем году исполнялось сто лет. Для разысканий потребовалась командировка в столицу Соединенного Королевства -- город Лондон. Здесь Кузнецов попросил политического убежища. В СССР у него остались мать, девятилетний сын и жена. Попытка наладить связь с женой и сыном рухнула: за каждым письмом невозвращенца следовал вызов соломенной вдовы в КГБ. Брошенная женщина решила не рисковать -- отказалась за себя и сына от переписки. Матери Кузнецов регулярно слал открытки -- она отвечала. С невесткой и внуком Мария Федоровна Кузнецова общаться прекратила. Умерла она в 1992 году, пережив сына на тринадцать лет. Незадолго до кончины бабушки ее отыскал внук -- сын писателя журналист Алексей Кузнецов. Отыскал и уговорил отдать большую пачку открыток с английскими пейзажами, архитектурными ансамблями Лондона и других британских городов, жанровыми сценками, портретами членов королевской семьи, видами Канарских островов. На оборотах были короткие записки отца. Они и легли в основу книги «Между Гринвичем и Куреневкой. Письма Анатолия Кузнецова матери из эмиграции в Киев» (М., «Захаров»).

Здравствуй, мама!

Сегодня случайно, крутя приемник, поймал Киев и послушал. Многое вспомнилось и так ярко представилось. На что, на что, а на однообразие судьбы жаловаться не приходится, и чего только не увидел, и где только не носило, вернее, сам пхался. Забавно...

Целую! Толя.

Выделенные шрифтом письма отца перемежаются размышлениями сына. Дат нет, хотя определить их по штемпелям легче легкого. Но Кузнецов-сын отказывается от хронологии и, кажется, оставляет иные письма за пределами книги. Он строит роман об отце -- о его жизни на чужбине: дом и домашний быт (кухня, сад, коты), Лондон и его достопримечательности, английский обиход, традиции, погода, королевская семья, поездки -- одним словом, «занимательная география». Вослед английской -- канарская.

Здравствуй, мама!

Остров Тенерифе обжит только по берегам, а середина его дикая, горно-пустынная и раскаленная

В 1966 году журнал «Юность» опубликовал роман-документ «Бабий Яр». Автором был тридцатишестилетний Анатолий Кузнецов. «Бабий Яр», выросший из страшных отроческих впечатлений писателя (1941--1943 годы Кузнецов провел в оккупированном Киеве), стал событием. Не только литературным. В 1968 году в «Новом мире» был напечатан «Артист миманса», печальный рассказ о «маленьком человеке», «большом искусстве» и глобальной несправедливости.

В августе 1969-го член редакционной коллегии «Юности» писатель-коммунист Анатолий Кузнецов приступил к сбору материалов для романа о своей партии и ее основоположнике, коему в следующем году исполнялось сто лет. Для разысканий потребовалась командировка в столицу Соединенного Королевства -- город Лондон. Здесь Кузнецов попросил политического убежища. В СССР у него остались мать, девятилетний сын и жена. Попытка наладить связь с женой и сыном рухнула: за каждым письмом невозвращенца следовал вызов соломенной вдовы в КГБ. Брошенная женщина решила не рисковать -- отказалась за себя и сына от переписки. Матери Кузнецов регулярно слал открытки -- она отвечала. С невесткой и внуком Мария Федоровна Кузнецова общаться прекратила. Умерла она в 1992 году, пережив сына на тринадцать лет. Незадолго до кончины бабушки ее отыскал внук -- сын писателя журналист Алексей Кузнецов. Отыскал и уговорил отдать большую пачку открыток с английскими пейзажами, архитектурными ансамблями Лондона и других британских городов, жанровыми сценками, портретами членов королевской семьи, видами Канарских островов. На оборотах были короткие записки отца. Они и легли в основу книги «Между Гринвичем и Куреневкой. Письма Анатолия Кузнецова матери из эмиграции в Киев» (М., «Захаров»).

Здравствуй, мама!

Сегодня случайно, крутя приемник, поймал Киев и послушал. Многое вспомнилось и так ярко представилось. На что, на что, а на однообразие судьбы жаловаться не приходится, и чего только не увидел, и где только не носило, вернее, сам пхался. Забавно...

Целую! Толя.

Выделенные шрифтом письма отца перемежаются размышлениями сына. Дат нет, хотя определить их по штемпелям легче легкого. Но Кузнецов-сын отказывается от хронологии и, кажется, оставляет иные письма за пределами книги. Он строит роман об отце -- о его жизни на чужбине: дом и домашний быт (кухня, сад, коты), Лондон и его достопримечательности, английский обиход, традиции, погода, королевская семья, поездки -- одним словом, «занимательная география». Вослед английской -- канарская.

Здравствуй, мама!

Остров Тенерифе обжит только по берегам, а середина его дикая, горно-пустынная и раскаленная
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.05.2002
Джеки Чан снова в московском прокате
«Не в Голливуде счастье», -- решил Джеки Чан и, выторговав себе 15-миллионный гонорар за вторую серию «Часа пик», отправился в Гонконг, подальше от болтливого Криса Такера. На родине Чан выступил как продюсер и исполнитель главной роли в «Случайном шпионе» (режиссер Тедди Чан, однофамилец), рассчитанном прежде всего на рынки Юго-Восточной Азии и уж потом -- на американский прокат. Азиатская продукция Чана в основном отличается тем, что фирменные чановские трюки, сочетающие в себе безбашенную смелость, дьявольскую изобретательность и неподражаемый юмор, следуют буквально один за другим -- нет необходимости тратить время на диалоги... >>
  • //  16.05.2002
Лучшая архитектура в России -- по-прежнему бумажная
Бывает так. Идешь на выставку окрыленный. Ожидаешь: ну щас, ну вот. Эврика. Море восторга. Взахлеб. А как попал в зал, то весь энтузиазм высвистелся из тебя, как воздух из лопнувшего шарика. А бывает наоборот. Тащишься на вернисаж угрюмо-хмуро-понуро -- а там нирвана и просветление. По правде говоря, нынешняя «Арх-Москва» не отражает ни первую ситуацию, ни вторую. Седьмая ярмарка архитектуры и дизайна стала честным дополнением собственного пресс-релиза. Вот вам обещанные звездные салюты (Иван Леонидов, Питер Кук, Арне Якобсен, Филипп Старк). Вот цвет современной российской архитектуры в проекте «Арх-Каталог». Вот культовая европейская мебель компании Cappellini на коммерческой территории выставки. Все так. Все подано вовремя и к месту. Но как-то слишком стерильно и пресно. Словно речь идет не о живом архитектурном процессе, а о лаборатории НИИ под стеклянным колпаком... >>
  • //  16.05.2002
Завтра Эраст Фандорин обретет еще одно измерение
В бывшем Детском, а ныне Российском молодежном театре завтра премьера спектакля «Эраст Фандорин». Пьесу по роману «Азазель» написал сам автор вместе со своей женой Эрикой Вороновой. Работа над инсценировкой заняла у него две недели, что, по его собственному признанию, многовато -- за это время он в состоянии сочинить оригинальный текст, так что если альянс с театром продлится, то Акунину будет легче и интереснее сразу сочинять для Фандорина новые, специфически театральные приключения... >>
  • //  16.05.2002
Изданы письма Анатолия Кузнецова из эмиграции
В 1966 году журнал «Юность» опубликовал роман-документ «Бабий Яр». Автором был тридцатишестилетний Анатолий Кузнецов. «Бабий Яр», выросший из страшных отроческих впечатлений писателя (1941--1943 годы Кузнецов провел в оккупированном Киеве), стал событием. Не только литературным. В 1968 году в «Новом мире» был напечатан «Артист миманса», печальный рассказ о «маленьком человеке», «большом искусстве» и глобальной несправедливости... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика