N°84
15 мая 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  15.05.2002
Берлин по-русски
В Историческом музее открылась выставка «Русский Берлин»

версия для печати
О довоенном Берлине и заброшенных в него революцией русских известно если не все, то почти все. По крайней мере, из того, что могло бы заинтересовать широкую публику. И про «красоту большого города», и про роскошную актрису -- любимицу Гитлера Ольгу Чехову, и про несчастных эмигрантов, и про великих писателей -- читали, видели, помним. Эмигрантские склоки, Набоков, Цветаева, Шкловский. Кажется, в Берлине между двумя войнами жили только знаменитости, а кто не жил, тот заезжал. Играли в театре, издавали газеты, писали книги. То, что было десять лет назад одним из многочисленных белых пятен нашей истории, за прошедшие десять лет подробно описано и эффектно показано. Что может добавить скромная фотографическая выставка после гигантов вроде «Москвы--Берлина» -- выставочного проекта, прогремевшего в двух столицах шесть лет назад. Тем более что фотография в применении к истории и литературе, традиционно существует, как дверь у Митрофанушки, прилагательным, а не сама по себе. В общем, иллюстрацией. На выставке «Русский Берлин» получилось не так. В небольшом уютном зале представлен очень нестандартный набор фотографий. Русский Берлин показан не большим городом, а своеобразным эмигрантским гетто, изолированной территорией, в пределах которой существовали русские -- и будущие великие писатели, и бывшие белые офицеры. Физические границы района обозначены фотографиями улиц и площадей -- блестящих, освещенных рекламными огнями, полных энергии золотых двадцатых -- последнего десятилетия более или менее благополучного существования довоенного Берлина. Двадцатые -- граница временная. Наступили тридцатые, и русские разъехались. Еще одна граница -- бытовая. Русская гимназия, русская пасха, русская православная церковь, русское кабаре. Тщательно сбереженные, сохраненные частицы привычной российской жизни, в которую эмигранты наивно надеялись еще вернуться. И, наконец, население этого мира. На выставке нет стандартного набора «русского Берлина» с последовательным перечислением всех, кто жил, творил, посетил... Знаменитые имена, известные фотографии лишь слегка обозначают прославленную часть русской колонии. Зато мы видим фотографии тех, кто составлял большую часть ее населения. Жизнь бывших офицеров снимали в 1923 году немногие, среди них был немецкий фотограф и журналист Джон Грауденц -- его фотографии в первый раз оказались на выставке.

Еще одна любопытная серия фотографий, неожиданная, даже сенсационная, освещает (в прямом смысле слова) визит Молотова в Берлин в ноябре 1940 года, меньше чем за год до начала войны. Эти фотографии из Российского архива социально-политической истории ни на каких выставках тоже до сих пор не показывались. Советский министр иностранных дел, даже в штатском, замечательно, не хуже Штирлица, вписывается в официозный антураж гитлеровской Германии, знакомый по хроникам и мгновениям весны.

Жаль, что немецкие участники выставки не смогли представить подлинники фотографий. Копии, конечно, имеют информационное значение, но совершенно не годятся для выставки, разрушая атмосферу подлинности рассказанной истории.

Подпись

Русские беженцы. Семья бывшего офицера, 1930
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  15.05.2002
«Борис Годунов» в Мариинском театре -- между драмой и инсталляцией
Вторая оперная премьера нынешнего мариинского сезона (для сравнения, в прошлом премьер было больше десяти) претендовала на роль События, но встретила прием равно доброжелательный и растерянный. Нетривиальным сценическим видом, неловкой режиссурой, неприбранным вокалом и гордой независимостью друг от друга и от смысла всех, удачных и неудачных, элементов оперного текста «Годунов» даже не вызвал большого раздражения. Поскольку не задел почти ничего больного ни в тексте Мусоргского--Пушкина, ни в контексте его оперных решений, ни в привычках то и другое понимать... >>
  • //  15.05.2002
Театр «Габима» посетил свою историческую родину
Национальный театр Израиля «Габима», находящийся в Тель-Авиве, считает Москву своей исторической родиной, а Евгения Вахтангова -- своим духовным отцом. Датой рождения театра «Габима» принято считать 1918 год, когда в Москве показала свои первые спектакли студия, названная этим ивритским словом, в переводе означающим «сцена». Однако история театра началась раньше: еще в 1909 г. в Белостоке был показан первый в России спектакль на иврите. В 1917 году произошла историческая для театра встреча его основателя Нахума Цемаха со Станиславским, который взял «Габиму» под свое покровительство и назначил ее руководителем Вахтангова. Вахтангов сообщил габимовцам, что им придется учиться всему «с самого начала», и, видимо, учеба была успешной. О сильном впечатлении, оставленном, несмотря на непонятный язык, спектаклями «Габимы», писали Горький, Эйнштейн и Бернард Шоу. Наибольшую известность получила поставленная Вахтанговым в 1922 г. пьеса С. Ан-ского «Дибук» на фольклорно-мистический сюжет. С тех пор спектакль был сыгран более тысячи раз... >>
  • //  15.05.2002
В Историческом музее открылась выставка «Русский Берлин»
О довоенном Берлине и заброшенных в него революцией русских известно если не все, то почти все. Играли в театре, издавали газеты, писали книги. То, что было десять лет назад одним из многочисленных белых пятен нашей истории, за прошедшие десять лет подробно описано и эффектно показано. Что может добавить скромная фотографическая выставка после гигантов вроде «Москвы--Берлина» -- выставочного проекта, прогремевшего в двух столицах шесть лет назад. Тем более что фотография в применении к истории и литературе, традиционно существует, как дверь у Митрофанушки, прилагательным, а не сама по себе. В общем, иллюстрацией. На выставке «Русский Берлин» получилось не так... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика