N°78
30 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  30.04.2002
Вуаеризм в квадрате
У Марата Гельмана учат подсматривать

версия для печати
Галерея Марата Гельмана представляет проект Татьяны Антошиной «Вуаеризм Алисы Гай, или О жизни юношей». Название липкое, звучит как реклама крутого травести-шоу. Однако никакой пощечины общественный вкус, мораль и нравы на выставке не получают. Проект Антошиной выполнен в духе концептуализма 80-х. Изящно и аскетично. Это идеальная инсталляция творчества выдуманного художника, то бишь кинорежиссера Алисы Абрамовны Гай. Инсталляция состоит из трех частей: рисунков и скульптур Алисы Гай, кадров из черно-белого фильма, где рассказывается о том, как героиня стала вуаеристкой, и отрывков из «Дневника незнакомой девушки», побудившего Алису подсматривать.

Вуаеризм становится компенсацией утраты идентичности в тоталитарном государстве (согласно выдуманной биографии Алиса Гай сначала дышала богемным воздухом Парижа и Мюнхена 20-х годов, а с 1937 года вернулась в Россию и стала преподавателем истории кино во ВГИКЕ). Фантазии художницы и режиссера, запечатленные в рисунках, скульптурах, документальном кино и мемуарах, -- это и вытесненный комплекс желаний старой девы, напоминающей (по фотоинсценировкам, конечно) трогательных героинь Рины Зеленой. Можно только догадываться, какую историю расскажет Алиса Гай, подслушивая разговоры юношей или наблюдая за ними (кадры псевдодокументальной кинохроники) в замочную скважину студенческой общаги. Судя по тому, что Алиса Абрамовна натура романтическая и впечатлительная, любая проза жизни, достойная пера Ярослава Могутина, преобразится у нее в сны о царстве прекрасных андрогинов с «блестящими черными глазами, затуманенными слезами умиления» (эти слезы промочили и сохранившиеся странички найденного «Дневника незнакомой девушки»).

Проект Антошиной удался в качестве этюда о метаморфозах культуры изнеженного Серебряного века в культуру соцреалистическую. «Мальчиковые» скульптуры «Алисы Гай» полны реминисценций из мастеров символизма -- Матвеева, Петрова-Водкина -- и все же предательски напоминают пионеров ЦПКиО. Текст найденного Алисой дневника -- проклеенный издевочкой коллаж из слащавых педагогических романов для юношества, коими были забиты все школьные библиотеки 50-х. Они в свою очередь были напичканы языковыми штампами беллетристики начала века.

Инсталляцию Антошиной можно трактовать и в более высоком философическом плане: как собирательный образ художника-постмодерниста (а может быть, критика?) -- не способного к полноценному творчеству (читай: бесплодного и бесполого) аранжировщика чужих идей.

Интересен ли проект Антошиной? -- Бесспорно. Элегантен? -- Да. Остроумен? -- Нет сомнения. Оригинален? -- Увы... Ровно год назад во Франкфурте-на-Майне была показана инсталляция Ильи Кабакова «Жизнь и творчество Шарля Розенталя». Он такой же мифический персонаж с биографией. И так же вызволен к жизни для того, чтобы показать тотальное отсутствие идентичности Художника с самим собой и с миром. Так что новая инсталляция Антошиной сама по себе стала подглядыванием. Вуаеризмом в квадрате.
Сергей ХАЧАТУРОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  30.04.2002
Правительство Москвы решило отобрать здание у Анатолия Васильева и передать его Петру Фоменко
В минувший уикенд театральную Москву всколыхнула новость: правительство столицы подготовило проект постановления о передаче построенного на Сретенке к Театральной олимпиаде здания «Школы драматического искусства» (в просторечье -- театр Анатолия Васильева) другому коллективу -- «Мастерской Петра Фоменко». За первой новостью последовала вторая: Фоменко отказался. Первая новость вызывает удивление. Вторая -- чувство облегчения. То, что Фоменко -- прекрасный режиссер, было известно и раньше. Теперь стало ясно, что он может быть мудрым и не принимать данайские дары... >>
  • //  30.04.2002
Для аргентинского танго выбрали неверный масштаб
Обольщения было немного. Час двадцать -- и достаточно, артисты выходят на поклоны. И публики было немного -- процентов восемьдесят кресел в Кремлевском дворце остались пустыми. Таким образом, чрезмерной алчности российских прокатчиков аргентинского шоу, надеявшихся на вполне клубную программу собрать шеститысячный зал, московская публика ответила достойным пофигизмом... >>
  • //  30.04.2002
В ближайшее воскресенье начинается Московский Пасхальный фестиваль
Придуманный Валерием Гергиевым и Юрием Лужковым фестиваль рождался стремительно -- официально о его проведении было объявлено лишь в середине апреля, а окончательная программа сверстана четыре дня назад. Стахановские темпы не отразились на качестве и объеме мероприятия. За две недели -- двадцать три концерта, внушительная порция отечественных звезд (первой, заметим, величины), изобилие музыкальных раритетов и шлягеров. В общем, все как у «взрослых» фестивалей -- венского Osterklang, лондонского The City of London Festival или питерских «Звезд белых ночей»... >>
  • //  30.04.2002
Завтра исполняется сто лет выдающемуся филологу Григорию Гуковскому
Григорий Александрович Гуковский скончался в ленинградской следственной тюрьме от сердечного приступа 2 апреля 1950 года, не дожив месяца до сорока восьми лет. Этому финалу предшествовала вакханалия борьбы с космополитизмом и обвинения в шпионаже. Хотя в годы оттепели Гуковский был «посмертно реабилитирован», власти всегда смотрели на него с подозрением и неприязнью (тем более что вплоть до эпохи перестройки и гласности один из главных палачей Гуковского -- ничтожный и бездарный Георгий Бердников -- был одним из академических боссов). Книги Гуковского надо было «пробивать», ссылки на него были знаком прогрессивности и некоторого фрондерства. Полемизировать с Гуковским было не принято, как не принято полемизировать с мучениками... >>
  • //  30.04.2002
У Марата Гельмана учат подсматривать
Галерея Марата Гельмана представляет проект Татьяны Антошиной «Вуаеризм Алисы Гай, или О жизни юношей». Название липкое, звучит как реклама крутого травести-шоу. Однако никакой пощечины общественный вкус, мораль и нравы на выставке не получают. Проект Антошиной выполнен в духе концептуализма 80-х. Изящно и аскетично. Это идеальная инсталляция творчества выдуманного художника, то бишь кинорежиссера Алисы Абрамовны Гай. Инсталляция состоит из трех частей: рисунков и скульптур Алисы Гай, кадров из черно-белого фильма, где рассказывается о том, как героиня стала вуаеристкой, и отрывков из «Дневника незнакомой девушки», побудившего Алису подсматривать... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама