N°77
29 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  29.04.2002
Настоящее качество
В Русском музее открылась выставка «Наталия Гончарова. Годы в России»

версия для печати
Через тернии робости и нахальства, высокомерия и популизма российский выставочный процесс начал потихоньку выбираться на торную дорогу. Выставки, построенные не на радости от представления «что есть» -- свое ли, привезенное ли, а сознательно и разумно отобранные из арсенала мирового искусства, в этом году открываются одна за другой. Выставки Пушкинского музея -- про Пруста и Моне и юбилейные параллели Ирины Антоновой; две «женские» экспозиции в Третьяковке; теперь выставка Гончаровой в Русском музее -- придуманы, выбраны и экспонированы с изобретательностью и элегантностью, за которой чувствуется не только квалифицированный труд, но и серьезный бюджет. Они снабжены каталогами, в которых выбор работ обоснован специалистами, в них чувствуется интеллектуальный труд, предшествовавший процессу создания выставки, и уважение к зрителю.

Могут сказать, что персональных выставок ведущих наших художников было уже много, на некоторых и картины из зарубежных собраний показывали, были и каталоги. Но то было «совместное производство», и зачастую многие проблемы решал партнер -- более опытный и богатый (деньгами). Теперь же мы видим интеллектуальную и материальную продукцию отечественного производителя, и повышение ее качества и конкурентоспособности на фоне мирового процесса, при всех оговорках и критике (которых и не может не быть), радует, а подчас и впечатляет. Выставка в Русском музее -- из лучших примеров. Наталия Гончарова принадлежит к числу наиболее известных в мире русских художников, она активный участник начального и самого интенсивного процесса развития русского авангарда. Покинула Россию в 1915 году, присоединившись к труппе Сергея Дягилева, прожила долгую жизнь за границей и умерла в Париже в 1962 году. Произведения Гончаровой показывают часто -- она и «Амазонка русского авангарда», и участница группы «Бубновый валет», и часть пары (супружеской и творческой) Гончарова--Ларионов. Ее работы -- украшение любой выставки, посвященной искусству первой половины прошлого века. Радует, что Русский музей не ограничился показом произведений из своего -- достаточно богатого -- собрания, а решился на сложный, дорогой путь, собрав произведения из России, Европы, Америки (традиционная интрига и украшение любой подобной выставки за рубежом). Тщательно продуманный состав экспонатов до сих пор остается роскошью для наших музеев, но именно это определяет качество выставки Русского музея. Картины Гончаровой раннего периода, отмеченного интересом к примитиву и Востоку, ее мощные и обширные религиозные циклы, более поздние кубистские, лучистские и абстрактные произведения теперь разбросаны по всему миру. И без Серпуховского музея и Центра Помпиду (Париж), гуггенхаймовских «Кошек» и костромской «Девы на звере», не говоря уже о многочисленных шедеврах из Третьяковской галереи, невозможно было бы создать объемный образ художника со всеми резкими поворотами его творчества. За пределами выставки, конечно, остались картины, которые тоже могли бы ее украсить, но у всякой роскоши есть предел, а умение отказываться для кураторов -- одно из важнейших.

Проект выставки готовился давно, начинали его двадцать лет назад два сотрудника Русского музея -- покойный теперь Евгений Ковтун и Елена Баснер. Показательно, что реализован он именно теперь, когда интенсивная выставочная деятельность Русского музея стала усложняться и приобретать совершенно новое качество. Отдельного упоминания заслуживает каталог выставки -- не только настоящее достижение и без того шикарной (по российским музейным понятиям) издательской деятельности Русского музея, но и просто образцовое издание (замечательный коллектив авторов, макет, удобный для читателя и комфортный для произведений, и фантастическое богатство материала, как изобразительного, так и документального).
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  29.04.2002
В Большом театре освистали Анастасию Волочкову
Приз Benois de la danse (Балетный Бенуа) был изобретен Юрием Григоровичем в 1992 году. Это была замечательная придумка давно не придумывавшего спектаклей балетмейстера: свой личный «Оскар», ежегодное определение лучших в мире хореографов, балерин, танцовщиков. Приглашая каждый раз в жюри своих хороших знакомых и определив себя на место бессменного председателя, Григорович изящно самоустранился из общего пожизненного соревнования творческих людей... >>
  • //  29.04.2002
В Русском музее открылась выставка «Наталия Гончарова. Годы в России»
Через тернии робости и нахальства, высокомерия и популизма российский выставочный процесс начал потихоньку выбираться на торную дорогу. Выставки, построенные не на радости от представления «что есть» -- свое ли, привезенное ли, а сознательно и разумно отобранные из арсенала мирового искусства, в этом году открываются одна за другой. Выставки Пушкинского музея -- про Пруста и Моне и юбилейные параллели Ирины Антоновой; две «женские» экспозиции в Третьяковке; теперь выставка Гончаровой в Русском музее -- придуманы, выбраны и экспонированы с изобретательностью и элегантностью, за которой чувствуется не только квалифицированный труд, но и серьезный бюджет. Они снабжены каталогами, в которых выбор работ обоснован специалистами, в них чувствуется интеллектуальный труд, предшествовавший процессу создания выставки, и уважение к зрителю... >>
  • //  29.04.2002
Михаилу Пташуку в будущем году исполнилось бы 60 лет. И это мог быть очень яркий юбилей, поскольку судьба режиссера, доселе всего лишь снисходительная, готова была обернуться к нему лицом по-настоящему: в этом году он начал работать по заказу знаменитого американского продюсера Роджера Кормана над фильмом о войне... >>
  • //  29.04.2002
Анатолий Осмоловский предлагает сделать искусство незаметным
Зверевский центр продолжает радовать москвичей низкобюджетным искусством. Это, пожалуй, единственная галерея в Москве, для которой карьерные соображения -- выход на мировой уровень, глянцевость, погоня за сюжетом с общественно-политическим звучанием -- ровным счетом ничего не значат. Владельцы приглашают художников как в гости. Вот и новая выставка, сделанная при непосредственном участии главного московского леворадикала Анатолия Осмоловского, выглядит по-домашнему уютно... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика