N°72
23 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  23.04.2002
Банки меняют ориентацию
Из «карманных» они хотят превратиться в универсальные

версия для печати
С начала весны по меньшей мере четыре банка из категории наиболее активных игроков финансового рынка -- Автобанк, Гута-банк, Газпромбанк и «Петрокоммерц» -- заявили о кардинальной смене стратегии развития и намерении включится в борьбу за розничный сектор. По мнению аналитиков, это начало глобального выхода «карманных» банков к частным клиентам.

На днях, в канун своего десятилетия, опорный банк ЛУКОЙЛа «Петрокоммерц» объявил о своем переходе в разряд универсальных клиентских банков. Расчетный банк «Газпрома» Газпромбанк (ГПБ), выступавший с подобными заявлениями еще в начале года, также утвердил новую стратегию развития. Отныне он намерен позиционировать себя как универсальный кредитный институт международного уровня со стратегическим приоритетом в газовой отрасли. Именно такие банки Министерство по антимонопольной политике (МАП) еще месяц назад окрестило «карманными», упрекая их в невнимательном отношении к сторонним клиентам и грозясь развернуть борьбу с ними. Но, по словам самих банкиров, причиной смены приоритета банков стали вовсе не претензии чиновников, а благоприятная конъюнктура рынка. Когда появляется спрос, появляется и предложение.

По словам зампреда правления Газпромбанка Кирилла Левина, «мнение о ГПБ как закрытом банке клубного характера -- миф». ГПБ в ближайшие годы будет проводить диверсификацию клиентуры и создавать современную систему управления рисками. Главная цель банка, говорит г-н Левин, стать максимально конкурентоспособным в преддверии вступления России в ВТО.

«Петрокоммерц» в течение последующих пяти лет намерен увеличить сеть филиалов и дополнительных офисов в десять раз -- с 20 до 200. Главное направление новой политики -- постепенное превращение банка в «финансовый супермаркет». «Но эту идею надо воплощать последовательно и постепенно, -- говорит председатель «Петрокоммерца» Владимир Никитенко. -- Рынок еще не совсем готов. Необходимо дать ему дозреть. Поэтому мы будем плавно расширять свою сеть и внедрять новые продукты». В ближайшем будущем филиалы банка предложат клиентам продукты страховой компании «ЛУКойл», а также будет открыта при помощи Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) специализированная кредитная линия для малого бизнеса в размере 5 млн долл.

Сейчас доля «Газпрома» в капитале ГПБ составляет 87%, на него же приходится 65% кредитного портфеля. ЛУКОЙЛу принадлежит 92% акций «Петрокоммерца». Как заявляет г-н Никитенко, в соответствии с новой политикой банка доля главного собственника сократится до блокирующего пакета акций. Для этого в конце 2003 -- начале 2004 года «Петрокоммерц» разместит эмиссию на 150 млн долл. В свою очередь Газпромбанк, по словам его председателя Юрия Львова, планирует снижать долю хозяина пока только в кредитном портфеле, но при этом объем финансирования «Газпрома» будет увеличиваться.

Чуть раньше к агрессивным действиям в розничном секторе приступили Гута-банк и ИБГ «НИКойл». «Гута», как говорят в этом банке, уже в нынешнем году собирается существенно расширить свое присутствие в промышленно развитых регионах, сделав ставку на универсальность и розничный бизнес. На осуществление этой программы выделено 25 млн рублей. Вице-президент банка Евгений Торкановский считает, что «сегодня выигрывает тот, кто может предложить клиентам набор универсальных услуг в одном месте». «НИКойл» первым объявил идею «финансового супермаркета» приоритетной. Корпорация выбрала тактику форсированной атаки, купив Автобанк и Промышленно-страховую компанию (ПСК) для расширения ассортимента услуг. Первые продажи продуктов ПСК через сеть Автобанка в Москве состоялись на прошлой неделе. В отличие от своих коллег из «Петрокоммерца» представители ПСК и «НИКойла» уверены, что рынок готов к такому явлению, как «финансовый супермаркет», и соответствующая потребность давно сформирована. «Мы рассчитываем на клиентов со средним доходом от 500 до 3000 долл. в месяц», -- говорит вице-президент ПСК Николай Николенко.

По мнению аналитиков, всплеск активности банков на розничном рынке означает, что крупные компании начинают рассматривать свои банки как центры прибыли, поскольку для этого сложились все необходимые предпосылки. «Фундаментальной проблемой финансового рынка является то, что очень мало банков создавалось непосредственно для зарабатывания денег. Сейчас, с одной стороны, снизились налоговые ставки на прибыль до 24%, рост прибыли Сбербанка, например, во многом объясняется именно этим фактором. С другой -- новое руководство ЦБ настроено на либерализацию рынка для нерезидентов, что также будет способствовать усилению конкуренции в банковском секторе, -- говорит Андрей Иванов, аналитик компании «Тройка Диалог». -- В 1996--1997 годах все крупные банки -- Инкомбанк, «Империал», ОНЭКСИМбанк -- также стремились быть универсальными и активно занимались розницей. Возможно, это начало второй волны». С ним согласен ведущий эксперт Центра развития Дмитрий Лепетиков: «По моим данным, многие банки начинают обращать внимание на розничный бизнес. Их интерес также подогревают постепенная потеря Сбербанком своих позиций на этом рынке и рост доверия к коммерческим финансовым институтам».

Однако к мгновенному получению огромных прибылей в розничном секторе аналитики относятся скептически. По мнению Сергея Тубина, аналитика независимого рейтингового агентства «Русрейтинг», новоиспеченных универсалов ожидают суровые испытания: «Клиентская база, готовая постоянно вкладывать деньги в банки, еще не созрела. Пройдет много времени, прежде чем «финансовые супермаркеты» начнут приносить серьезный доход». По словам г-на Лепетикова, как минимум три-четыре года потребуется рынку, чтобы созреть для этих услуг: «Идея «финансового супермаркета» рассчитана прежде всего на средний класс, который пока узко представлен в нашем обществе. Но, несомненно, при сохранении тенденции роста доходов населения разнообразные финансовые услуги станут более востребованными частными клиентами. Скорее всего развитие этого сектора в России будет напоминать становление рынка пластиковых карт в США -- 20 лет убытки и только потом прибыль. Тем не менее пора постепенно захватывать розницу». Того же мнения придерживается и г-н Иванов: «Те, кто сейчас занимается идеей «финансового супермаркета», работают на перспективу. Но в будущем их усилия оправдаются, поскольку будут лидировать именно универсальные банки».
Анна ЛЮБИМЦЕВА

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  23.04.2002
Он будет продавать, сокращать, увольнять и больше зарабатывать
Крупнейшая нефтяная компания страны ЛУКОЙЛ признала, что ее российские конкуренты добились лучших результатов на рынке. Это вынудило ЛУКОЙЛ пойти по дорожке, проторенной ЮКОСом и «Сибнефтью», и объявить о сокращении персонала на 15%, распродаже ненужных активов и пересмотре рыночной стратегии. Подобные слова президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов постеснялся произнести перед телекамерами и отправил на растерзание журналистам вице-президента Леонида Федуна... >>
  • //  23.04.2002
Энергетики воюют с РАО «Норильский никель»
АО «Таймырэнерго» требует, чтобы руководство горно-металлургической компании (ГМК) «Норильский никель» либо село с энергетиками Заполярья за стол переговоров, либо опротестовало их действия в арбитражном суде. В противном случае оно угрожает вновь отключить металлургам «рубильник»... >>
  • //  23.04.2002
Ростовская область утроит переработку подсолнечника
Некогда крупнейший на юге России Миллеровский маслоэкстракционный завод (Ростовская область) намерен провести реконструкцию и сравняться по объему производства подсолнечного масла с самым большим в Европе предприятием -- заводом ростовского агросоюза «Юг Руси». Учитывая, что не менее мощный маслоэкстракционный завод (МЭЗ) сейчас на Дону достраивает агроиндустриальная корпорация «Астон», можно смело прогнозировать сырьевой дефицит. Уже сегодня российские МЭЗы с трудом находят достаточное количество семян подсолнечника, чтобы загрузить свои мощности. Скорее всего в будущем отечественным производителям подсолнечного масла придется частично переориентироваться на импортное сырье. А некогда масштабный экспорт маслосемян из России постепенно сойдет на нет... >>
  • //  23.04.2002
Оппонировать Анатолию Чубайсу будет некому
Анатолий Чубайс может лишиться своего основного противника в совете директоров РАО «ЕЭС России» -- замминистра энергетики Виктора Кудрявого. Как сообщил вчера департамент правительственной информации, Михаил Касьянов подписал распоряжение, по которому до собрания акционеров Минимущества предписано «в установленном порядке» заменить в совете директоров г-на Кудрявого на его коллегу по министерству Анатолия Яновского. А поскольку закон «Об акционерных обществах» не позволяет досрочно прекращать полномочия одного из членов совета директоров РАО, г-на Кудрявого планируется вывести по старому (от 1997 года) закону «О приватизации государственного имущества», срок действия которого заканчивается в пятницу. Шестая его статья разрешает Минимущества досрочно прекратить полномочия госпредставителя в совете директоров акционерного общества. Таким образом, г-ну Кудрявому не позволяют доработать в совете до конца июня, до годового собрания акционеров РАО, когда будет избран новый состав совета, в который кандидатура опального замминистра не внесена... >>
  • //  23.04.2002
Из «карманных» они хотят превратиться в универсальные
С начала весны по меньшей мере четыре банка из категории наиболее активных игроков финансового рынка -- Автобанк, Гута-банк, Газпромбанк и «Петрокоммерц» -- заявили о кардинальной смене стратегии развития и намерении включится в борьбу за розничный сектор. По мнению аналитиков, это начало глобального выхода «карманных» банков к частным клиентам... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика