N°71
22 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  22.04.2002
Колдовские игры
Литературный миф как источник культа

версия для печати
Известно, что литература вышла из мифа, а во времена не столь отдаленные к нему вернулась. И хотя миф стал средством художественной выразительности, литературой дело не ограничилось. Взять, например, Карлоса Кастанеду. Порожденный его воображением миф об индейском колдуне доне Хуане вовсе не прочь вернуться к религиозным истокам. При жизни Кастанеды этого не случилось только потому, что у автора отсутствовал общественный темперамент -- он предпочитал тишину библиотек публичному ристалищу. Если у его последователей такой темперамент обнаружится, они запросто найдут материал, которого хватит не только на то, чтобы ритуально обставить поглощение пейотля, но и создать новое религиозное движение «хуанистов».

У американского писателя-фантаста Рона Хаббарда темперамента было хоть отбавляй -- и результат налицо. Созданный им миф о духовных сущностях «тетанах», заплутавших в косной материи, лег в основу сайентологии. Сходная судьба была уготована книжке Джеральда Гарднера «Колдовство сегодня». Она оказалась у истоков неоязыческого религиозного движения «Викка».

Для того чтобы стать полноценной религией, миф должен обрасти ритуалом. Процесс несложен. Если автор не позаботился сам, в современной этнографической литературе описано множество обрядов -- при желании можно соорудить из них захватывающую комбинацию. А затем -- в условиях религиозной свободы -- запатентовать изобретение, то есть официально зарегистрировать новую религию. Те же сайентология и «Викка» имеют во многих странах религиозный статус. Можно обойтись и без статуса. Именно так поклонники Толкиена разыгрывают религиозные действа по мотивам произведений любимого писателя в британских и российских лесах. Но выглядит это скорее как экзотический вариант бойскаутских забав. Возникает вопрос: может, современный миф, возникший в авторском воображении и ритуально оформленный творцом или его почитателями, вовсе не религия, а игра? Разница-то в чем? Недавно в Интернете прошел слушок, что в Великобритании по религиозному ведомству под именем «джедаи» проходят поклонники «Звездных войн». Позже выяснилось, что это шутка или недоразумение, но поверили многие.

На мой взгляд, разница между игрой и ритуалом в том, что сакральные переживания преображают человека и меняют его жизнь. Игровые же эмоции живут, пока игра продолжается, и улетучиваются по ее окончании. На это можно возразить, что людям свойственно заигрываться, а некоторые вообще превращают жизнь в игру. И все же, как ни трудно определить разницу между homo ludens и homo religiosus, почувствовать ее может каждый. Если захочет.

Сайентология или «Викка» -- это религии, поскольку очевидно влияют на своих адептов, определяя их жизненные приоритеты. А вот толкиенисты скорее игроки, правда несколько заигравшиеся. К этой же категории, без сомнения, принадлежат и поклонники Гарри Поттера. Сколько бы ни убеждали меня ревнители благочестия, что среди подростков возникает опасный культ, полный вредных магических представлений, я с этим никогда не соглашусь. Дети как дети -- поиграли себе в маленького волшебника и его друзей и разошлись по домам. Фиксации здесь не больше, чем при любом другом подростковом увлечении. Трудно себе представить такого ребенка, самозабвенно размахивающего волшебной палочкой через пару-тройку лет. Просто миф о борьбе добрых и злых колдунов, присутствующий в любой волшебной сказке, рассказан на современном материале, и поэтому ему легче пробудить детскую фантазию. Чему, конечно, мешает коммерческая раскрутка -- киношное и компьютерное его тиражирование фантазию как раз гасит.

Игра в Гарри вряд ли отличается чем-то от иных игр «в волшебное». А вот реакция на нее со стороны религиозных консерваторов заставляет задуматься. На мой взгляд, ее бурный характер объясняется тем, что сами они из «людей религиозных» превратились в «людей играющих», причем играющих в политические игры. Но серьезность борцы с фэнтези сохранили при этом взрослую (а иногда и звериную), и надеяться, что, поиграв, они разойдутся по домам, не приходится.
Борис ФАЛИКОВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  22.04.2002
В субботу в официальную продажу поступил четвертый том саги о мальчике-волшебнике -- «Гарри Поттер и кубок огня». До того книга продавалась едва ли не на всех московских лотках -- цена плавно скользила от 280 к 160 рублям (что на целый рубль меньше субботне-магазинной). То же происходило в некоторых других городах, например в Екатеринбурге. Количество «ворованных» экземпляров столь велико, что за «пиратством» видишь рекламную акцию. Объявившее огромный тираж (1 200 000 экз.) издательство «РОСМЭН» теперь смело сможет назвать «недельной продажей» то, чем торговали не меньше трех недель. Магазин «Москва» начал продажу нового бестселлера ровно в полночь. Среди ночных поттероманов появилась заместитель министра культуры РФ Наталья Дементьева, замаскированная под одну из героинь книги -- профессора Минерву МакГоннагал. Купившие «Гарри Поттера и кубок огня» 20 апреля получали бесплатный лотерейный билет (выигрыш -- поездка в Лондон). К пяти вечера никакого ажиотажа в той же «Москве» не наблюдалось... >>
  • //  22.04.2002
Литературный миф как источник культа
Известно, что литература вышла из мифа, а во времена не столь отдаленные к нему вернулась. И хотя миф стал средством художественной выразительности, литературой дело не ограничилось. Взять, например, Карлоса Кастанеду. Порожденный его воображением миф об индейском колдуне доне Хуане вовсе не прочь вернуться к религиозным истокам. При жизни Кастанеды этого не случилось только потому, что у автора отсутствовал общественный темперамент -- он предпочитал тишину библиотек публичному ристалищу. Если у его последователей такой темперамент обнаружится, они запросто найдут материал, которого хватит не только на то, чтобы ритуально обставить поглощение пейотля, но и создать новое религиозное движение «хуанистов»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика