N°71
22 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  22.04.2002
Лохотрон как объективный эстетический критерий
версия для печати
Несколько лет назад мне довелось испытать эстетическое чувство сложного характера. Я гулял с барышней по набережной Москвы-реки в непосредственной близости от памятника Петру I работы скульптора Зураба Церетели. В лучах заходящего солнца, на фоне подкопченного московского неба памятник смотрелся не то что бы менее уродливо, но уже не так вызывающе. Контровой свет слегка расплавил угловатые контуры, в слоистом воздухе скульптура приобрела легкость и, прости Господи, некоторое изящество. И тогда я подумал, что пройдет еще лет 50--100, памятник пообтешется временем, обрастет сентиментальными воспоминаниями -- у каждого своими (вроде той прогулки), примелькается взгляду, и не будет у Москвы такой проблемы, как «Зураб Церетели».

Признаюсь, в этот момент мне захотелось полюбить большого чугунного брата. Полюбить не удалось, но желание возникло...

О чем этот разговор? Об основном и неустранимом противоречии, которое подстерегает критика, как, впрочем, и любого другого здравомыслящего человека, которого в Древней Греции назвали бы «критикос» -- способным различать, выбирать, составлять собственное суждение. В какой-то момент ты сталкиваешься с тем, что это самое собственное суждение, в строгом доказательстве которого ты не нуждаешься, ибо чувствуешь его истинность кожей и тем, что под ней, как бы повисает в воздухе (как пузырь с текстом над головой у персонажа комикса), встретившись с недоумением и непониманием людей, которые думают и чувствуют иначе, чем ты. И речь идет не о каких-то действительно субъективных вещах -- кому нравится Пушкин, кому Мандельштам, кому оранжевый цвет, кому зеленый, кому Фриц Ланг, кому Хичкок, кому арбуз, кому свиной хрящик. Нет, речь идет о том, что внутри какого-либо художественного явления ты ясно видишь фальшь, неправду, подмену, нечестное упрощение художественных задач -- и говоришь об этом. А потом убеждаешься в том, что есть масса людей, которые фальши этой не замечают. И почему, собственно, ты решил, что ты прав, а они нет.

Проще говоря, в тот момент на набережной мне показалось, что нет в моем распоряжении никаких средств, аргументов и логических ходов, чтобы доказать, что Зураб Церетели -- плохой художник (хотя, казалось бы, чего тут доказывать). А раз нет, так нечего и огород городить. Церетели уже успешно закидал эстетически безграмотную политическую элиту своими колумбами, петрами, бальзаками. Подкованную художественную элиту он купил с потрохами, прослыв ценителем (и щедрым покупателем!) современного искусства -- гениальный PR-ход! Ну и где после этого ваши эстетические критерии? В каком суде вы их предъявите?

Слава богу, один объективный критерий все-таки нашелся. И помог мне в этом сам Зураб Церетели. А теперь извините за долгую цитату. «Американский биографический институт назвал «человеком года» президента Российской академии художеств, известного скульптора Зураба Церетели.

Несколько лет назад мне довелось испытать эстетическое чувство сложного характера. Я гулял с барышней по набережной Москвы-реки в непосредственной близости от памятника Петру I работы скульптора Зураба Церетели. В лучах заходящего солнца, на фоне подкопченного московского неба памятник смотрелся не то что бы менее уродливо, но уже не так вызывающе. Контровой свет слегка расплавил угловатые контуры, в слоистом воздухе скульптура приобрела легкость и, прости Господи, некоторое изящество. И тогда я подумал, что пройдет еще лет 50--100, памятник пообтешется временем, обрастет сентиментальными воспоминаниями -- у каждого своими (вроде той прогулки), примелькается взгляду, и не будет у Москвы такой проблемы, как «Зураб Церетели».

Признаюсь, в этот момент мне захотелось полюбить большого чугунного брата. Полюбить не удалось, но желание возникло...

О чем этот разговор? Об основном и неустранимом противоречии, которое подстерегает критика, как, впрочем, и любого другого здравомыслящего человека, которого в Древней Греции назвали бы «критикос» -- способным различать, выбирать, составлять собственное суждение. В какой-то момент ты сталкиваешься с тем, что это самое собственное суждение, в строгом доказательстве которого ты не нуждаешься, ибо чувствуешь его истинность кожей и тем, что под ней, как бы повисает в воздухе (как пузырь с текстом над головой у персонажа комикса), встретившись с недоумением и непониманием людей, которые думают и чувствуют иначе, чем ты. И речь идет не о каких-то действительно субъективных вещах -- кому нравится Пушкин, кому Мандельштам, кому оранжевый цвет, кому зеленый, кому Фриц Ланг, кому Хичкок, кому арбуз, кому свиной хрящик. Нет, речь идет о том, что внутри какого-либо художественного явления ты ясно видишь фальшь, неправду, подмену, нечестное упрощение художественных задач -- и говоришь об этом. А потом убеждаешься в том, что есть масса людей, которые фальши этой не замечают. И почему, собственно, ты решил, что ты прав, а они нет.

Проще говоря, в тот момент на набережной мне показалось, что нет в моем распоряжении никаких средств, аргументов и логических ходов, чтобы доказать, что Зураб Церетели -- плохой художник (хотя, казалось бы, чего тут доказывать). А раз нет, так нечего и огород городить. Церетели уже успешно закидал эстетически безграмотную политическую элиту своими колумбами, петрами, бальзаками. Подкованную художественную элиту он купил с потрохами, прослыв ценителем (и щедрым покупателем!) современного искусства -- гениальный PR-ход! Ну и где после этого ваши эстетические критерии? В каком суде вы их предъявите?

Слава богу, один объективный критерий все-таки нашелся. И помог мне в этом сам Зураб Церетели. А теперь извините за долгую цитату. «Американский биографический институт назвал «человеком года» президента Российской академии художеств, известного скульптора Зураба Церетели.
Алексей МЕДВЕДЕВ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  22.04.2002
Роберт Стуруа показал Москве, что такое великий спектакль
На сцене Театра имени Моссовета в рамках гастролей руководимого Робертом Стуруа тбилисского Театра имени Руставели в минувшие четыре дня показывали самое вдохновенное творение грузинского мастера -- «Кавказский меловой круг». Спектаклю 27 лет. Вообще, за последние годы традиция реконструировать, возобновлять, подновлять, привозить в подновленном виде на гастроли или просто отмечать юбилеи спектаклей-легенд стало настоящим поветрием. К тридцатипятилетию Таганки Юрий Любимов восстановил «Доброго человека из Сезуана». Некоторое время назад отпраздновали свое двадцатилетие и пятнадцатилетие спектакли Льва Додина «Дом» и «Братья и сестры». На Олимпиаду в Москву приехал спектакль-долгожитель гениального итальянца Джорджо Стрелера «Арлекин, слуга двух господ», первая редакция которого появилась аж в 1947 году. В Ленкоме в восьмисотый раз сыграли «Юнону и Авось». И все на аншлагах -- с успехом, овациями, слезами и приступами сильнейшей ностальгии. Теперь вот пришла очередь «Кавказского мелового круга»... >>
  • //  22.04.2002
«Царь скорпионов» на экранах Москвы
Впервые Царь Скорпионов появился в блокбастере «Мумия возвращается». Невероятное существо с туловищем ядовитого гада и суровой физиономией звезды рестлинга Дуэйна Джонсона (более известного как Скала, под каковым псевдонимом он и указан в титрах) производило весьма внушительное впечатление, но вот беда -- появлялся Царь в кадре слишком уж ненадолго и ближе к концу. Неудивительно, что про него решили сделать отдельный фильм... >>
  • //  22.04.2002
Несколько лет назад мне довелось испытать эстетическое чувство сложного характера. Я гулял с барышней по набережной Москвы-реки в непосредственной близости от памятника Петру I работы скульптора Зураба Церетели. В лучах заходящего солнца, на фоне подкопченного московского неба памятник смотрелся не то что бы менее уродливо, но уже не так вызывающе. Контровой свет слегка расплавил угловатые контуры, в слоистом воздухе скульптура приобрела легкость и, прости Господи, некоторое изящество. И тогда я подумал, что пройдет еще лет 50--100, памятник пообтешется временем, обрастет сентиментальными воспоминаниями -- у каждого своими (вроде той прогулки), примелькается взгляду, и не будет у Москвы такой проблемы, как «Зураб Церетели»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика