N°69
18 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  18.04.2002
Цена цинизма
Московские музеи выступили миротворцами на Кавказе

версия для печати
Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, Институт «Открытое общество», Музей архитектуры имени А.В. Щусева решили привлечь внимание общественности к ужасающему состоянию памятников архитектуры в Чечне и Ингушетии. Пригласили двух замечательных исследователей средневекового зодчества Чечни Валентина Кузьмина и Лечу Ильясова. Повесили в МУАР их красивые фотографии с боевыми башнями и склепами на фоне скалистых ущелий и голубого неба. И решили, что их миссия выполнена. Общественность всколыхнулась. Можно писать отчет о проделанной работе.

В ситуации с новой выставкой трудно вновь не вспомнить только что посетившего Москву философа Жана Бодрийяра. Экспозиция прямо-таки образцово иллюстрирует его идеи о симулякрах и симуляциях. На фотографиях ярко светит солнце, цветут цветы, плывут облака, стоят великие башни вайнахов -- общих предков чеченцев и ингушей. Вокруг ни единой души. Тишь да гладь, благодать. В экспликациях цитируется народный эпос «Как построили башню». О войне ни слова. Помилуйте, какая война? Мы о высоком. Если по странной логике выставку МУАР об Афинском Акрополе решили превратить в акцию политическую, то по той же странной логике выставку о Чечне и Ингушетии сделали чисто художественной. В первом случае получился памфлет против англичан, сперевших куски Парфенона. Он удался как шутка. Во втором случае тебя коробит от нестерпимой фальши всей затеи. Фотографии сами по себе хороши. Исторические тексты замечательны. Но в стерильной, выморочной, неэмоциональной подаче они становятся антидокументом. Рекламным трюком, притупляющим адекватное восприятие действительности. Яркие цветные постеры с туристической экзотикой, вроде тех, что украшают витрины Дома дружбы или посольств, заклеивают собой реальную картину войны и ее последствий. А изъятый из контекста страшной правды разговор о сохранении культурного наследия Чечни и Ингушетии не имеет смысла. Никакого. Один выступавший на вернисаже чиновник внес предложение объявить территорию сохранившихся вайнахских памятников (ущелья и селения вдоль Главного Кавказского хребта, где дислоцируются пограничные войска и постоянно ведутся обстрелы) музеем-заповедником. Это даже не пошло. Это цинично.

Самым сильным впечатлением выставки стали рассказы приехавших из Чечни специалистов-археологов. Рассказы сбивчивые, с трудно скрываемой дрожью в голосе. Директор Аргунского заповедника Саид Салахов признался вашему корреспонденту, что некоторых памятников, представленных на фото (часть снимков относится к 1998 году), уже нет. Другие доживают последние дни. От ударной волны идут трещины по стенам башен IX века. В некоторых башнях от попадания снарядов разрушены завершения. Реставрационные работы не велись с 1991 года. А ведь памятники исчезают не только в результате боевых действий. Вандалы ищут в склепах сокровища. Дожди и паводковые воды вымывают раствор из кладки стен.

В Ингушетии дела обстоят не лучше. Об этом поведал сам Валентин Кузьмин, основная профессия которого все-таки не фотограф, а федеральный архитектор Республики Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республики. В Таргимской котловине ракетой, пущенной с вертолета, разрушен уникальный склеп -- захоронение вайнахов. Под угрозой исчезновения находятся и три христианских храма Ингушетии X--XIII вв. (начало христианизации вайнахов относят к IX веку).

Спрашивается, почему тема утрат на этой выставке не стала главной? Или -- снова вспомним сочинение Бодрийяра, написанное по следам антихусейновской операции американцев, -- «Войны в Заливе не было»? Реальность сыграет с иллюзионистами злую шутку. Директор МУАРа Давид Саркисян пожаловался мне, что на 20 апреля скинхеды запланировали поход в музей. Ведь в соседнем зале висит трофейная фашистская выставка «Рейхсканцелярия». После нее они зайдут «на Чечню». Непременно зайдут.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.04.2002
Сегодня премьера «Ничьей земли»
Кто как, а я искренне верю, что в суждениях об искусстве очень часто все шагают не в ногу, а кто-нибудь один идет в ногу. Возьмем, например, фильм боснийского хорвата Даниса Тановича «Ничья земля». Картина получила на последнем Каннском кинофестивале приз за лучший сценарий, удостоилась «Золотого глобуса», а потом и «Оскара» как лучший иностранный фильм, обойдя при этом дивную «Амели» Жан-Пьера Жене. 99 процентов рецензий на этот фильм в мировой прессе носят восторженно-положительный характер. Ну и что с того? В конце концов, 99 процентов людей страдает кариесом, но это не значит, что это хорошо и правильно... >>
  • //  18.04.2002
В Москву приехал шоу-балет Complexions
Все-таки шоу или балет? Скорее шоу. Пачек на сцене не было, пуанты и каблуки-шпильки встречались в равных количествах, но дело не в этом. В слово «балет» мы привычно вкладываем определенную сдержанность эмоций и жестов -- даже самая разнузданная цыганка на сцене Большого выражается по-благородному. А нынешние американские гастролеры, работающие с понедельника по четверг в Театре эстрады, не признают ничего сдерживающего, замыкающего -- будь то границы жеста или правила танцевальных школ. Труппа для того и была создана восемь лет назад покинувшими Балет Элвина Эйли танцовщиком Дезмондом Ричардсоном и хореографом Дуайтом Роденом, чтобы смешивать все со всем... >>
  • //  18.04.2002
В Зверевском центре «Говорит Москва»
Фотобиеннале, судя по всему, стала наконец тотальным празднеством фотобумаги, сравнимым разве что со слоновьей поступью Театральной олимпиады. Фестиваль этот в Москве уже стал чем-то вроде особого времени года, в которое наряду с базовыми выставками, спродюсированными Ольгой Свибловой, по всем выставочным площадкам Москвы происходят самопроизвольные вспышки фотоактивности. Все, что фото, идет в ход... >>
  • //  18.04.2002
Московские музеи выступили миротворцами на Кавказе
Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, Институт «Открытое общество», Музей архитектуры имени А.В. Щусева решили привлечь внимание общественности к ужасающему состоянию памятников архитектуры в Чечне и Ингушетии. Пригласили двух замечательных исследователей средневекового зодчества Чечни Валентина Кузьмина и Лечу Ильясова. Повесили в МУАР их красивые фотографии с боевыми башнями и склепами на фоне скалистых ущелий и голубого неба. И решили, что их миссия выполнена. Общественность всколыхнулась. Можно писать отчет о проделанной работе... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика