N°66
15 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  16.04.2002
Народ уже не только «догоняет градус»
версия для печати
Московский межреспубликанский винодельческий завод (ММВЗ) -- второй по величине в мире. В этом году завод планирует произвести 2,4 млн дал, что на 25% больше, чем в 2001 году, но до докризисных объемов еще далеко. Виноделам помешало расщепление акцизов летом прошлого года (теперь 50% должен платить производитель, а 50% -- оптовик в том регионе, где товар поступит в продажу, на импортную продукцию это не распространяется). Несмотря на это, у завода амбициозные планы по продвижению в российские регионы и выводу на рынок новых продуктов. О проблемах и перспективах отечественного виноделия корреспонденту газеты «Время новостей» Анфисе ВОРОНИНОЙ рассказал коммерческий директор ММВЗ Сергей НИКИТИН.

-- Российский рынок недорогих вин жестко поделен между отечественными производителями и поставщиками из стран ближнего зарубежья. Ваш завод чувствует жесткую конкуренцию, происходящий на рынке передел?

-- Передел на рынке действительно происходит, и связан он прежде всего с появлением системы акцизных складов летом прошлого года. Новая система поставила в неравные условия российских производителей, вся продукция которых должна проходить через акцизный склад оптовика, и импортеров, прежде всего молдавских, которые работают с нами в одной ценовой нише, чья продукция минует это звено. Нам необходимо за месяц предоплачивать акцизы и за три -- акцизные марки, нужно нанимать дополнительных сотрудников, покупать дорогостоящее оборудование. Для импортеров все это не требуется. В результате, если позиции нашего завода в Москве и Московской области достаточно твердые, то позиции других, более мелких заводов, плачевные.

-- Какова ситуация в регионах?

-- Там продажи растут гораздо медленнее, чем в Москве: у региональных оптовиков меньше денег, да и связываться с отечественным товаром, если есть аналогичный молдавский, с которого не надо платить акциз, они не хотят. Мы планировали, что на регионы к концу прошлого года придется около 15% от общих продаж, и начало 2001 года оправдывало наши прогнозы, но после «летних событий» некоторые регионы начинают возвращаться к работе только сейчас (например, Красноярск, Смоленск, Нижний Новгород). Если в Москве нам удалось разобраться с проблемами месяца за два, в Подмосковье -- месяца за четыре, то в регионах к нормальной работе мы возвращаемся только сейчас. Сегодня наши региональные продажи доходят до 8%, то есть они вдвое меньше, чем мы рассчитывали. Правительство приняло верные меры, но чиновники, которые должны были заниматься их реализацией, были полностью не готовы.

-- Некоторое время назад разгорелся конфликт между производителями вина и Таможенным комитетом из-за правил оформления импортируемых виноматериалов. Какова ситуация сейчас?

-- Несколько лет назад действительно вышел приказ ГТК, обязывавший растаможивать подакцизную продукцию из Молдовы на отдельных складах. Де-факто он не действовал, но вдруг неожиданно был введен в действие. В результате документ застал врасплох всех, в том числе и сами склады, на которые эта продукция должна была поступать. Но с виноматериалами в тот момент практически невозможны были те махинации, которые проводятся с бутилированным вином, -- сырье не облагалось ни пошлинами, ни акцизами. У нас в хранилищах постоянно есть полугодовой запас виноматериалов, мы не работаем «с колес», так что проблемы решены.

--По вашим наблюдениям, стал ли отечественный потребитель более разборчив в винах? Можно ли уже говорить о формировании культуры потребления вина в России?

-- Потребитель стал очень разборчив. Заметный рост наших продаж -- как раз результат этого. Но жаль, что товар на рынке не всегда качественный. Настоящее «Саперави», например, имеет насыщенную фиолетовую окраску, и если вы случайно пролили вино на рубашку, ее можно выбрасывать. Большинство же того, что сейчас разливается под маркой «Саперави», можно просто замыть водой. То, что поступает на российский рынок как бутилированное «Каберне», часто мы не берем в купажи розовых вин. Популярный тезис о том, что вино должно быть разлито там, где собран виноград, для вин стоимостью до 10 долл. ошибочен: вина на первичной переработке хранятся в железобетонных емкостях, так как нержавеющая сталь, как у нас, -- это достаточно дорого. После первичной переработки вино доставляется на наш завод за пять--семь дней. Завод Cricova, например, -- один из крупнейших молдавских производителей -- абсолютно такой же, как наш, по технологиям, но находится немного ближе. Принципы работы ничем не различаются.

-- В последний год некоторые участники рынка стали владельцами виноградников в Краснодарском крае. Ваш завод не планирует купить плантацию в южных регионах России?

-- У нас разрабатываются планы расширения бизнеса.

-- Были разговоры о том, что вы уже купили виноградники в Молдавии.

-- Это были разговоры.

-- То есть ММВЗ не владеет виноградниками в Молдавии?

-- Когда проект будет оформлен, мы об этом объявим. Насколько мне удалось понять из тона заявлений тех, кто уже купил виноградники, не все так хорошо. Политические и экономические риски пока довольно велики.

-- Где вы сейчас закупаете виноматериалы?

-- Основной поставщик -- Молдавия. В этом году мы получаем пробные партии виноматериалов из Аргентины, Чили, Испании. Чилийское вино становится модным продуктом: виноматериал там достаточно высокого качества, а цена сопоставима с молдавским. Так что вполне может быть, что уже в следующем году мы начнем розлив аргентинских, чилийских и испанских вин.

-- Какие объемы планируются?

-- Примерно пополам -- из молдавского и остальных видов виноматериала. В Чили, например, Cabernet Savignon достаточно дорог, зато есть хорошие вина по приемлемым ценам для купажирования. Сортовые вина мы по-прежнему будем разливать из молдавского сырья.

-- В России набирают популярность вина в нетрадиционной для отечественного рынка таре -- Tetra pak и bag-in-box (мешок из фольги в картонной коробке, обычно трехлитровый). У ММВЗ есть планы в этом сегменте рынка?

-- Розлив вина в bag-in-box начнется в мае. Это достаточно популярная упаковка, и я думаю, здесь мы займем достойную нишу. В первые месяцы мы намерены разливать до 5 тыс. дал. Общий объем рынка вина в упаковке bag-in-box в Москве -- 20--30 тыс. дал. Tetra pak пока не входит в наши планы: покупая вино в bag-in-box, потребитель рассчитывает прежде всего на удобство, а не на выигрыш в цене. Упаковка Tetra pak для производителя -- это как раз выигрыш в цене. У нашей продукции довольно высокая себестоимость, так что дополнительных ценовых преимуществ получить не удастся.

-- Ваш флагманский бренд -- вино «Арбатское». Возникают ли проблемы с подделками?

-- «Арбатское» практически не подделывают, этот продукт достаточно хорошо защищен. Есть другая проблема -- сходные товарные знаки. Например, компания «Дионис-Клуб» выпускает вино «Староарбатское». Объемы его продаж смешные по сравнению с «Арбатским», но сам факт очень некрасивый. Это ненормально.

-- Вы не подавали в суд?

-- У нас уже не первый месяц идет судебный процесс. К сожалению, законодательство в этом вопросе несовершенно, однако в ближайшее время мы надеемся отменить регистрацию этого знака.

-- Россия традиционно была водочной державой. Сейчас вино и водка конкурируют за потребителя?

-- Во времена финансовых кризисов потребитель начинает считать соотношение «градус/рубль». Как только экономическая ситуация стабилизируется, народ уже не только «догоняет градус», но и ищет приятных вкусовых ощущений. Для себя я оценивал потребление в нашей стране вина и водки как один к десяти. В последние годы, возможно, соотношение поменялось до одного к девяти. В этом есть и наша заслуга.

-- Но ведь ММВЗ производит и водку?

-- В свое время мы построили водочный цех вместе со специалистами «Кристалла», когда их мощностей было недостаточно. Год назад мы расширили ассортимент, закупили дополнительное оборудование. Сейчас наш завод разливает 10--15 тыс. дал в месяц. Для начала развития водочной программы винного завода это неплохая цифра. К 2005 году мы планируем выйти на 1 млн дал.
Беседовала Анфиса ВОРОНИНА

  НА РЫНКЕ  
  • //  16.04.2002
Но отечественные виноделы прочно удерживают российский рынок
Винный рынок растет ударными темпами. Отечественные любители вина продолжают охотно пить продукцию российских и молдавских виноделов. Те в свою очередь, чтобы сохранить своего потребителя, будут вынуждены в этом году отказаться от существенной части прибылей. А потребитель в это время, следуя за европейской модой, охотно пробует модные вина Нового Света... >>
  • //  16.04.2002
Московский межреспубликанский винодельческий завод (ММВЗ) -- второй по величине в мире. В этом году завод планирует произвести 2,4 млн дал, что на 25% больше, чем в 2001 году, но до докризисных объемов еще далеко. Виноделам помешало расщепление акцизов летом прошлого года (теперь 50% должен платить производитель, а 50% -- оптовик в том регионе, где товар поступит в продажу, на импортную продукцию это не распространяется). Несмотря на это, у завода амбициозные планы по продвижению в российские регионы и выводу на рынок новых продуктов. О проблемах и перспективах отечественного виноделия корреспонденту газеты «Время новостей» Анфисе ВОРОНИНОЙ рассказал коммерческий директор ММВЗ Сергей НИКИТИН... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика