N°60
05 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  05.04.2002
Чем бы дитя ни тешилось
Названы претенденты на «Национальный бестселлер»

версия для печати
На премию «Национальный бестселлер» было выдвинуто шесть десятков разнообразных сочинений как опубликованных в 2001 году, так и рукописных. 22 члена Большого жюри имели право выставить одному тексту 3 балла, а другому -- 1. В результате какого-либо внимания удостоились 22 произведения, а шесть из них составили шорт-лист. 16 баллов (пять «трешек» и «единичка») снискал роман Александра Проханова «Господин Гексоген» (спецвыпуск газет «Советская Россия» и «Завтра»). По 7 баллов получили Олег Павлов за «Карагандинские девятины» («Октябрь», №8; две «трешки» и «единичка») и молодая екатеринбурженка Ирина Денежкина за рукопись Song for Lovers (одна «трешка» и четыре «единички»). По 6 очков набрали парижанин Дмитрий Бортников за рукопись «Синдром Фрица» (две «трешки»), Сергей Носов за роман «Дайте мне обезьяну» (М., «ОЛМА-ПРЕСС»; две «трешки») и Ольга Славникова за «Бессмертного» («Октябрь», №6; «трешка» и три «единички»). Вплотную к черте шорт-листа с 4 баллами подошли Сергей Гандлевский (роман «НРЗБ», представленный в рукописи, а в этом году опубликованный «Знаменем»), Андрей Дмитриев («Дорога обратно» -- «Знамя», №1), Дмитрий Липскеров («Родичи» -- М., «ЭКСМО») и Анна Матвеева («Перевал Дятлова» -- «Урал», №1). В пресс-релизе ответственный секретарь оргкомитета премии называет результаты сенсационными. Угу. Сам себя не похвалишь -- ходишь как оплеванный.

То, что второй год подряд в шорт-лист попадают безграмотные опусы Проханова, никак не сенсация. Ради этого «НацБест» и завели. Ультраправые отменно ладят с ультралевыми: «Господин Гексоген» переиздан (говорят, в «лучшем виде» -- синтаксис, видать, поправили) продвинутым Ad Marginem -- диво ли, что вкусы «авангардиста» Вячеслава Курицына совпали с пристрастиями Ивана Панкеева, Николая Переяслова и Светланы Селивановой? Может, искусство и «вне политики» (я так никогда не думал), но при чем тут Проханов? Кроме политики (жестокой и глупой) в его писаниях есть только больное самолюбие. Что же до «энергетики», каковая должна «разгорячить» кровь «отравленной либералами» словесности, то судите сами. «Здания на Лубянке, торжественные, венчавшие взгорье, все еще чем-то принадлежали ему -- пропорциями, ритмом высоких окон и теми волнующими впечатлениями, когда он выходил из тяжелых дверей и тут же, у порога, на влажном асфальте, по которому торопились не замечавшие его москвичи, начинались его опасные странствия. В Афганистан, в Кампучию, в Анголу, в Никарагуа -- на иные континенты, стянутые незримыми стропами с этой площадью, на которой в дождь, в снегопад, в раскаленный московский жар стоял конический бронзовый памятник, точный и звонкий, как метроном, хранивший в своей металлической сердцевине грозный звук походного красного марша. Площадь была пуста, памятник был сметен, и эта пустота вызывала больное щемящее чувство, похожее на вину и ненависть, от которых хотелось поскорее избавиться, миновать оскопленную площадь». Будет время -- сочтите стилистические ошибки.

Что Славникова и Павлов -- крупные писатели, мы знали и раньше (они не раз выдвигались на разные награды; только что «Бессмертный» принес Славниковой «малую» премию Аполлона Григорьева и был в главных соискателях премии Белкина). Знали, и что Сергей Носов -- автор раскрученный и бойкий. Затея премировать рукописи кажется сомнительной (но органичной для «сенсационного» «НацБеста») -- оценивать можно то, что стало литературным фактом, а препон дарованиям ныне никто не ставит. Впрочем, порадуемся перспективам Денежкиной и Бортникова -- авось издадут их тексты.

В помянутом пресс-релизе Виктор Топоров поет о провале журнальной прозы, которая, дескать, может снискать успех лишь в конкурсах, коими дирижируют сами журналы. Неизбежная оговорка об «Октябре» (он -- «хороший») смешна даже при взгляде на шорт-лист. Славникова и Павлов не в одном «Октябре» печатаются, Носов прежде отдавал свои вещи как в «Октябрь», так и в «Звезду». Если же вспомнить о тех, кто застрял «на грани», то от звонкой концепции следа не останется. Топоров отлично знает, что при «бестселлерной» методике крайне велика роль случая. Я, к примеру, отдал три очка Славниковой, а не Андрею Дмитриеву потому, что «Дорога обратно» уже получила «большую григорьевку». При нормальной, а не «пародийно демократической» оценке повесть Дмитриева (лучшая наряду с «Бессмертным» вещь года), конечно, попала бы в шорт-лист.

Но «НацБест» выявляет голосовательная машина. Малое жюри тоже совещаться не будет. 31 мая в Питере его члены изрекут «златые слова». Угадайте с трех раз, за кого проголосует заместитель Проханова по газете «Завтра» Владимир Бондаренко. Надо думать, в ту же дудку дунет лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров. О мнениях актрисы Юлии Ауг (привлечена как участница телесериала на «книжную тему»), кинокритика Михаила Трофименко, Ирины Хакамады (прошлогодний почетный председатель) и первого лауреата «Национального бестселлера» Леонида Юзефовича гадать лень. Если голоса распылятся, то для премирования хватит и двух. Ну а коли два автора (Проханов и некто) наберут поровну, приговор изречет почетный председатель малого жюри и просто председатель наблюдательного совета Промстройбанка (СПб) Владимир Коган. Кто бы в этой лотерее ни выиграл, оргкомитет оповестит о триумфе демократии, беспартийности и «чистого искусства». А если банк сорвет старательно ведомый к тому Проханов (оба жюри составлены «с умом»), то ликованию не будет предела. Чем бы дитя ни тешилось -- лишь бы не вешалось. И не вешало.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  05.04.2002
«Ромео и Джульетту» Николая Коляды привезли на «Золотую маску»
Николай Коляда живет в Екатеринбурге, с завидной регулярностью пишет пьесы, а их с еще более завидной регулярностью ставят в театрах нашей необъятной родины. Можно сказать, что Коляда, автор «Рогатки», «Мурлин-Мурло» и «Полонеза Огинского», если и не самый популярный, то уж точно самый репертуарный русский автор. (Таким во второй половине XIX века был Ипполит Шпажинский.) Он отлично понимает законы сцены и мастерски умеет выписывать фактуру жизни, подмешивая в мелодраматический сюжет малую толику социального гротеска. Коммунальный советский быт знает энциклопедически. Ментальность среднестатистического гомо советикус -- тоже. При этом надо учесть, что у екатеринбургского автора абсолютный слух на народную речь. Подавляющее большинство смачных присказок, которыми пропитана словесная ткань его пьес, не придуманы, а услышаны... >>
  • //  05.04.2002
Театр «Зазеркалье» показал «Богему» Пуччини
До последнего времени в столице бытовало мнение, что оперные просторы Санкт-Петербурга ограничиваются исключительно Мариинским театром. Мощная и голосистая гергиевская труппа столь регулярно увозила из Москвы комплект «Золотых масок», что полностью утвердила свое абсолютное первенство по части оперного жанра в северной столице. Однако в этом году на давно уже вспаханном мариинцами поле появился новый игрок -- питерский же театр «Зазеркалье» с «Богемой» Пуччини, которую без преувеличения можно назвать сильным оппонентом уже показанным постановкам гергиевской братии... >>
  • //  05.04.2002
Названы претенденты на «Национальный бестселлер»
На премию «Национальный бестселлер» было выдвинуто шесть десятков разнообразных сочинений как опубликованных в 2001 году, так и рукописных. 22 члена Большого жюри имели право выставить одному тексту 3 балла, а другому -- 1. В результате какого-либо внимания удостоились 22 произведения, а шесть из них составили шорт-лист... >>
  • //  05.04.2002
Contemporary dance на «Золотой маске»
Спектаклем «Взлом» Русского камерного балета «Москва» на «Золотой маске» началась серия выступлений трупп, занимающихся современным танцем. Продолжится она в следующие выходные. В отдельную номинацию contemporary dance на «Маске» выделен в третий раз. Но полные права гражданства жанр этот все еще не обрел: специальная «Маска» вручается лишь за «лучший спектакль», постановщики и актеры участвуют в соревнованиях за приз вместе с балетными. В результате в номинации «лучшая работа хореографа/постановщика» встречаются на беговой дорожке классик Джон Ноймайер, восстановивший в Новосибирске «Коппелию» Петипа реставратор Сергей Вихарев и два «современщика» -- лидер «Провинциальных танцев» Татьяна Баганова (за «Тихую жизнь с селедками») и голландский хореограф Пол Селвин Нортон, перенесший в Камерный балет «Москва» свой спектакль «Взлом»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика