N°58
03 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  03.04.2002
От домашних до элитных
В Москве можно получить образование на любой вкус

версия для печати
Еще несколько лет назад родители всерьез задумывались о негосударственном образовании только тогда, когда их 18-летний сын проваливался на экзаменах в бюджетный вуз -- перспектива продолжать учебу уже после службы в армии казалась слишком мрачной. Сегодня многие папы и мамы присматриваются уже и к частным школам. И совсем по другим причинам. Психологи считают, что в период начальной школы ребенок требует к себе наиболее тонкого и индивидуального подхода. «Традиционно в начальной школе очень много разных навыков, которые необходимо освоить: чтение, счет, письмо, -- рассказывает кандидат психологических наук Софья Луцковская. -- Но в последнее десятилетие программа перегружена и многими дополнительными курсами -- логики, риторики, информатики и другими, что приводит к перегрузке, с которой способны справиться не все дети. Выбирая для ребенка школу, нужно понимать, что учиться в ней ему должно быть комфортно, он должен понять, что может учиться. Причем может без особой помощи со стороны взрослых. В начальной школе у ребенка должна быть завышенная самооценка, постоянное ощущение успеха. Ведь начинается его собственная жизнь, рабочая жизнь, в которой он должен чувствовать себя компетентным. Иначе желания учиться у него не будет».

В отличие от хороших государственных школ с переполненными классами, частной школе будет легче предоставить индивидуальную программу обучения, увидеть слабые стороны ребенка и попытаться скорректировать их. В негосударственных школах в классе в среднем учится 8--12 человек. Правда, в самых престижных школах бывает и до 16 человек в группе. Кроме того, некоторая свобода от государства позволяет дирекции и родителям выбирать профиль обучения и специализацию. Как правило, все частные школы стремятся дать своим воспитанникам хорошее языковое образование. Обычно английский язык начинается уже с первого класса. А в средних классах дети начинают учить второй и даже третий язык. Обязательные атрибуты «частников» -- пристальное медицинское наблюдение, логопед, охрана. В качестве дополнительных «бонусов» родителей завлекают еще лечебным массажем для ребенка, гувернерами, всевозможными секциями и зарубежными поездками.

Кстати, достаточно доброжелательно к начальным частным школам относится и Московский комитет образования, проводящий регулярные проверки качества знаний учащихся. По данным комитета, лучше всего платные школы учат именно малышей -- здесь реальные 100% знаний, исходя из требований госстандарта.

Первые частники появились в перестроечной России в конце 80-х годов как альтернатива государственной системе образования. Их открывали известные педагоги-новаторы в основном из-за желания собственной творческой свободы. Стоит отметить, что первые эксперименты сильно отличались от современных представлений о частной школе как о коммерчески успешном или элитарном учебном заведении. Элитарными они были лишь в определенном смысле. В первую очередь в них поступали ученики «своего круга» -- дети бывших учеников и их знакомых. Как правило, это были отпрыски из семей гуманитарной интеллигенции. Первые родители, заинтересовавшиеся частным образованием, желали для своего ребенка в первую очередь домашнего подхода и освобождения от жестких стандартных требований государственной школы.

Первыми ласточками были существующие и до сих пор «Пироговская школа», «Школа сотрудничества», «Мумми-Тролль», «Современное образование». Одними из первых открылись религиозные и национальные школы -- Православная классическая гимназия «Радонеж» и Еврейская национальная общеобразовательная школа. Настоящий бум частного среднего образования пришелся на 1993--1996 годы. Только в одной Москве количество негосударственных школ увеличилось с 92 до 228. Большинство из них продержались, всего два-три года, успев собрать деньги с учеников и бросив их потом обратно в жернова государственной системы образования. В Московском комитете образования уверены, что директора таких школ и не имели планов на долгосрочные программы, т.к. договоры аренды оформлялись всего на год-два.

Сегодня большинство частных школ -- полупансионы, в которых учебные программы и распорядок жизни строятся по западному образцу. Здесь дети проводят, как на работе, 9--10 часов, учатся, делают уроки, завтракают, обедают и полдничают, гуляют, занимаются спортом и отдыхают. Специальные автобусы развозят школьников по домам.

Самыми элитными и крутыми считаются так называемые корпоративные школы. Это очень богатые образовательные структуры, созданные сотрудниками мощных финансовых групп опять же для своего круга. Условия очень хорошие, преподаватели самые лучшие, дети -- знаменитых родителей. Прежде всего сюда берут «своих», а «посторонних» записывают в лист ожидания, где счет идет на сотни. Стоит такое удовольствие несколько тысяч долларов в год плюс вступительное пожертвование, которое обычно составляет от двух до пяти тысяч долларов, но порой достигает и 60 тысяч.

В этой категории стоит прежде всего назвать Московскую экономическую школу. Ее учредители -- Московская товарная биржа, Инкомбанк, Сбербанк, «МЕНАТЕП», Московская межбанковская валютная биржа, банк «Восток-Запад», АО «Голден лайн» и Первая национальная корпорация развития. Стоимость своих услуг школа не афиширует, но известно, что конкурс в МЭШ очень большой. Выпускники получают диплом международного бакалавриата, с которым можно поступать в любой университет в 95 странах мира. Также в систему бакалавриата входит и школа «Премьер», имеющая тесные связи с Высшей школой экономики и экономическим факультетом МГУ. К категории «корпоративных» стоит отнести также созданный в свое время под эгидой Межкомбанка гуманитарный лицей «Ступени», считающуюся одной из самых богатых в столице школу «Эрудит» (спонсоры не афишируются) и совместный проект российского МИДа и посольств США и Великобритании -- школу «Марина».

Кроме того, существует масса преуспевающих частных школ, нацеленных не на элиту, а на средний класс. Они не столь шикарны, как корпоративные, но также славятся хорошим образованием. За месячную плату в 300--600 долл. родители получают хороших вузовских преподавателей, опытных психологов. В таких школах, как правило, хорошая охрана, домашняя кухня. Большое внимание уделяется спортивным мероприятиям, прогулкам, экскурсиям и порой даже чересчур уважительно относятся к ребенку. К таким заведениям можно причислить школы «Москвич», «Ренессанс», «Планета», «Интеллект-XXI», «Юность», «Сотрудничество» и известные пансионы -- лицей «Столичный», «Европейская гимназия», «Самсон», «Ретро».

И, наконец, остаются старые тихие «домашние школы», которые создавались в свое время педагогами-новаторами. Стоимость обучения в «Мумми-Тролле» и «Пироговской школе», кстати, организованной когда-то отцом Александром Менем, составляет примерно 150 долларов. Особенно успешными в коммерческом плане их назвать нельзя. Но здесь ориентируются прежде всего на уютную атмосферу и качественное традиционное образование. Уровень обучения выше, чем в обычной государственной школе, но ниже, чем в гимназии.
Кирилл ВАСИЛЕНКО

  НА РЫНКЕ  
  • //  03.04.2002
Самые сознательные родители Москвы уже начали готовиться к сентябрю. В столице в апреле официально началась запись детей в школы. Московский комитет образования обещает провести приемную кампанию в этом году более строго и справедливо. Как пообещала на днях руководитель МКО Любовь Кезина, с этого года категорически запрещается проводить с малышами собеседования в форме экзаменов, тестов или контрольных. Отсутствие у ребенка каких-либо навыков не является причиной для отказа при приеме в первый класс. Комитет образования уже не первый раз пытается бороться против попыток установить конкурсный прием в первые классы. Но если раньше дело ограничивалось только запретительными постановлениями, которые ситуацию по большому счету не меняли, то в этом году г-жа Кезина предлагает гражданам, чьи права будут нарушены, обращаться в специальную конфликтную комиссию, созданную при МКО... >>
  • //  03.04.2002
Я был и остаюсь ярым сторонником того, что надо всячески поддерживать стремление родителей оплачивать образование своих детей. Потому что вклад в образование -- это символ мотивации родителей, символ того, что ценность образования в стране, несмотря на все перепады, действительно возрастает. Еще в 1992--1993 году я, будучи заместителем министра образования, готовил указ, касающийся частных школ. Речь в нем шла о том, чтобы разрешить выступать в качестве учредителей образовательных учреждений общественным организациям (например, религиозным) либо физическим лицам. Воплотить его в жизнь в полной мере не удается до сих пор. Достаточно заметить, что частное образование в нашей стране по-прежнему стыдливо называют негосударственным... >>
  • //  03.04.2002
В Москве можно получить образование на любой вкус
Еще несколько лет назад родители всерьез задумывались о негосударственном образовании только тогда, когда их 18-летний сын проваливался на экзаменах в бюджетный вуз -- перспектива продолжать учебу уже после службы в армии казалась слишком мрачной. Сегодня многие папы и мамы присматриваются уже и к частным школам. И совсем по другим причинам. Психологи считают, что в период начальной школы ребенок требует к себе наиболее тонкого и индивидуального подхода. «Традиционно в начальной школе очень много разных навыков, которые необходимо освоить: чтение, счет, письмо, -- рассказывает кандидат психологических наук Софья Луцковская. -- Но в последнее десятилетие программа перегружена и многими дополнительными курсами -- логики, риторики, информатики и другими, что приводит к перегрузке, с которой способны справиться не все дети. Выбирая для ребенка школу, нужно понимать, что учиться в ней ему должно быть комфортно, он должен понять, что может учиться. Причем может без особой помощи со стороны взрослых. В начальной школе у ребенка должна быть завышенная самооценка, постоянное ощущение успеха. Ведь начинается его собственная жизнь, рабочая жизнь, в которой он должен чувствовать себя компетентным. Иначе желания учиться у него не будет»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика