N°58
03 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  03.04.2002
Уловка 274
версия для печати
Вот радость, предыдущая моя колонка в газете «Время новостей» (посвященная итогам переписи лучших русских поэтов в «Русском журнале») вызвала легкую рябь литературной полемики. Вячеслав Курицын, автор идеи переписи, упрекнул меня -- правда, окружив упрек вежливыми оговорками -- в «поэтическом расизме» и приверженности «истинным ценностям». Вот какие строгости. И из-за того только, что я усомнился: двести сорок лучших -- не многовато ли? Оказалось, маловато. По окончательному подсчету их 274.

«В нем (моем то есть отзыве) сквозит не имеющая метафизического основания уверенность в том, что поэзия бывает истинная, а бывает не очень». В то время как (по Курицыну): «Поэзия -- огонь внутри человека, а не конвенция специалистов...» Про «огонь» стыдливо пропустим, но «конвенцию» пропустить не могу. Это слишком интересно. Получается, что, высказывая собственное мнение, я навязываю кому-то мнение корпоративное. Лишаю кого-то свободы.

Любезный оппонент все же что-то путает. Скорее всего намеренно: он опытный литературный дуэлянт. Он вообще непрост, этот Курицын. И идеи его не просты, в них есть крючок, уловка с очередным порядковым номером. (Вообще, если относиться к стихам как к одному из искусственных языков, мы сразу попадаем в сложную систему теоретических ловушек.) Но ведь кое-что можно сказать совсем просто, не правда ли? Как, например, Т.С. Элиот: «Если бы у вас не вызывала доверия способность критика отличить хорошее стихотворение от плохого, вы не стали бы особенно полагаться на ценность его теоретических построений». В этой фразе не заметно сомнения в том, что такое различие существует, и прямая задача критики -- указывать на него. То есть внутри общего потока культурных событий обнаруживать разные, противоположные стихии и как-то их разделять. Видимо, сомнение появилось позже, в новые времена. В какие же?

Я, должно быть, тоже не из простых, и использую эту псевдополемику для продолжения высказывания. Прежде всего мне важно понять, кто на чью свободу покушается. Кто ответчик, кто истец. Похоже, что ответчик я, потому что -- неизвестно на каких основаниях -- подвергаю сомнению чужой вкус, чужое мнение о лучшем, враге хорошего. Нет, уж позвольте объясниться.

Например, про «истинные ценности» я могу написать только под пыткой. И не потому, что в принципе отрицаю такие понятия. Но между двумя похожими с виду утверждениями «истина есть» и «истина есть, я ее знаю» лежит пропасть, которую мне не одолеть и в два прыжка.

Я понимаю, что фраза «я чувствую» не является доказательством, что природа такого «чувствования» бесконечно зависима, а результаты нуждаются в самой беспристрастной проверке. Что «критика интуиции» -- основная проблема, главное вопрошание нашего времени, и весь опыт прошедшего века просто заклинает нас доверять своей интуиции не безоглядно. Что основным условием любой системы понятий должна быть вероятность ошибки.

Но вот видите: я сказал «вероятность». Мой предполагаемый оппонент сказал бы «неизбежность ошибки». Почувствуйте разницу. Вопрос в том, на какую степень неопределенности ты способен согласиться. Способен ли ты, к примеру, смириться с тем, что под шумок как будто вполне разумных доводов у тебя отбирают уверенность в том, что твой личный опыт может быть достоверен, реален? Готов ли ты к поражению в правах? Собственно, можно и проще, совсем просто: готов ли ты к поражению?

И я думаю, что не меньшая пропасть разделяет еще одну пару как будто родственных утверждений: «нельзя определенно сказать, что такое стихи» и «о стихах нельзя сказать ничего определенного». По смыслу они противоположны. Первое исходит из того, что у стихов нет выделенных признаков, это особое состояние речи. Речь на пути к языку. И нет для нее своей языковой зоны, она существует не в резервации, а вольно и неопознанно живет среди нас. Из второго утверждения следует, что все, заявленное как стихи, таковыми и является. Убежденность в невозможности опознания и критериальной оценки подразумевает, видимо, что все стихи одинаково хороши. Читай: одинаково плохи. А если вчитаться еще внимательнее, мы узнаем, что нет уже на свете никаких стихов. (Может, никогда и не было.) А что есть? Есть какие-то странные -- и в своей странности неотличимые друг от друга -- литературные объекты, годные разве что для посторонних операций, для какого-нибудь реди-мейда, музыкального сопровождения или забавных поэтических ристалищ. Ну а поскольку я точно знаю, что это не так, вся логическая цепочка распадается, на крючок никто не ловится, по крайней мере, в границах этой статьи.

Мне кажется, что искусство (ведь мы сейчас говорим об искусстве) подтверждает возможность реальности. Реальность -- его природа. Трудно не почувствовать, как в каждой удаче, в каждом шедевре жизнь (по Хармсу) «побеждает неизвестным способом». Но происходит это, право же, не всякий раз. Даже не слишком часто.

Так нечасто, что появляется желание дезавуировать и в конечном счете просто отменить такие победы. Сделать это, как выясняется, не так сложно: нужно только положить запрет на какую-то уверенность в себе. Нет победы -- нет и поражения. Подобная эстетическая практика (или система суждений) удобна тем, что у художественных начинаний нет риска провала. Важно лишь, что нечто началось и обрело проектные очертания, пусть смутные. Важен замысел, важен проект. Заявка равна осуществлению. Но как раз в этом случае без конвенциональных договоренностей не обойтись.

Как и всегда, справедливое, в общем, требование равных прав сразу же оборачивается требованием преимуществ. Собственно, период «бури и натиска» подобного художественного проектирования начался тогда, когда эта -- явно дополнительная -- область искусства была объявлена первой и единственной, а все усилия другого рода выведены за пределы рассмотрения и забыты как неприятное воспоминание. По российской хронологии все определилось к 80-м годам прошлого века, а к середине 90-х стало общим местом. Научилось присваивать права и признаки реальности и даже удачно утаивать свою утопическую сущность -- до поры до времени.

Кое-что удается лучше выразить с помощью чужих слов. Я уже цитировал в прежних статьях Октавио Паса и Николая Пунина, сделаю это еще раз. «Поэтическое произведение это не литературная форма, но место встречи поэзии и человека. Это словесное устройство, содержащее, порождающее, излучающее поэзию» (О. Пас). Идеи о незавидном будущем стихов почему-то всегда казались мне бессмысленными. Определение мексиканского нобелиата помогает, как мне кажется, объяснить это мое недоумение. Встреча может и не состояться, но это не исключит ее возможность. «Место встречи» изменить нельзя.

Обидно, конечно. Не за поэзию обидно, от нее не убудет. Обидно, что люди перестают отличать живые слова от мертвых, перестают чувствовать, как дурно те пахнут. Ведь они отказываются не от стихов, а от чего-то в самих себе. «Поистине, в искусстве нет ничего бескорыстного, объективного, «чистого», потому что это самое личное дело из всех человеческих дел» (Н. Пунин).
Михаил АЙЗЕНБЕРГ

  КУЛЬТУРА  
  • //  03.04.2002
Танцовщики Мариинки составят конкуренцию друг другу
«Три балета Джона Ноймайера» присутствуют в четырех номинациях «Золотой маски»: лучший спектакль, лучшая работа балетмейстера, лучшие исполнители женской (Светлана Захарова) и мужской (Андриан Фадеев) роли. При этом спектаклей, собственно говоря, за вечер показывают три -- Spring and Fall (струнная серенада Дворжака), Now and then (концерт для фортепиано с оркестром соль мажор Равеля) и «Звуки пустых страниц» на музыку альтового концерта Шнитке -- и показывают их в столь разном качестве, что жюри придется решать, какой из балетов забыть при дележе наград, а какой -- вспомнить... >>
  • //  03.04.2002
Завтра в прокат выходит «Люсия и секс» Хулио Медема
После того как в голубой бездне вступительных титров утонули компьютерно подрагивающие строчки «автор сценария и режиссер Хулио Медем», в Москве пошел снег. На экране герои сжигали себя в раскаленном протуберанце любовного эллипса, а тем временем сонные белые мухи, тающие еще до того, как упасть на землю, закружились в немыслимой апрельской метели. Фильм кончился. Снег лежит до сих пор... >>
  • //  03.04.2002
Земфира выпустила новый альбом
Лет пять назад в массовой культуре России вместо синтезаторной советской попсы стал доминировать другой музыкальный формат -- песни, энергичные, как рок, но легкие, как поп, с живым гитарным звуком. Стали появляться «живые» фестивали, менялся формат FM-радиостанций, и гитарным группам уже не суждено было всю жизнь играть по клубам. Некоторые получили всероссийское признание... >>
  • //  03.04.2002
Вот радость, предыдущая моя колонка в газете «Время новостей» (посвященная итогам переписи лучших русских поэтов в «Русском журнале») вызвала легкую рябь литературной полемики. Вячеслав Курицын, автор идеи переписи, упрекнул меня -- правда, окружив упрек вежливыми оговорками -- в «поэтическом расизме» и приверженности «истинным ценностям». Вот какие строгости. И из-за того только, что я усомнился: двести сорок лучших -- не многовато ли? Оказалось, маловато. По окончательному подсчету их 274... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика