N°51
25 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  25.03.2002
Болтун -- находка для связиста
Разговорчивым россиянам придется платить за телефон больше

версия для печати
Надежды противников введения в России повременной оплаты за телефонные разговоры на Государственную думу не оправдались. На прошлой неделе в комитетах нижней палаты были «похоронены» два законопроекта, которые могли бы стать весьма полезным инструментом в борьбе простых граждан с ОАО «Связьинвест» -- холдингом, контролирующим большинство региональных предприятий связи в нашей стране. Судя по последнему выступлению руководителя этого холдинга Валерия Яшина на коллегии Минсвязи, нынешние тарифы совершенно не устраивают связистов. Владельцы телефонных сетей считают, что только переход на повременный учет стоимости местных соединений позволит им сохранить необходимый темп развития. И уже добились введения этой схемы оплаты в Мурманской, Белгородской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Нижегородской, Пензенской, Пермской и Ярославской областях, Томской, Тульской и Тюменской областях, Карелии и Мордовии, а также в Алтайском крае. Более того, ограничиваться на этом телефонисты не намерены и надеются расширить опыт на всю Россию. Или, по крайней мере, на те 78 регионов, где предприятия связи контролируются «Связьинвестом».

Именно поэтому в нижней палате и появилось несколько поправок к действующему закону «О связи» -- депутаты под давлением своих обеспокоенных избирателей пытались законодательно урегулировать взаимоотношения телефонистов и частных лиц. Законопроектов, сдерживающих распространение повременки, изначально было пять. Однако до обсуждения в нижней палате дошел лишь так называемый «томский вариант», поступивший из законодательного собрания этого региона. Поправок в нем было три, и они носят явно выраженный защитный характер. Первая касается необходимости существования альтернативы для потребителя: платить за телефон по старым тарифам или за каждую минуту. Для более точного контроля авторы законопроекта считают необходимым обязательное обеспечение абонентов индивидуальными системами учета, устанавливаемыми непосредственно в квартире. Кроме того, предлагалось обязательно согласовывать с местными властями переход на новые формы оплаты и сами тарифы. «Омский законопроект» активно поддерживался Союзом потребителей России. Сопредседатель союза Анатолий Голов рассказал корреспонденту газеты «Время новостей»: «Связисты уверяют нас, что индивидуальных счетчиков нет, однако имеются же многорежимные электросчетчики, которые фиксируют ночной и дневной расход. Нужны такие же и телефонные. И они должны располагаться именно в квартирах. Позиция Союза потребителей такова: должно быть подтверждение, что услуга доставлена на дом».

Однако на минувшей неделе «потребительский» законопроект был раскритикован на заседании профильного комитета по энергетике, транспорту и связи. Обсуждение документа было бурным, однако депутат Петр Щелищ, председатель Союза потребителей России и противник повременки, остался в меньшинстве. Другие депутаты посчитали нецелесообразной установку индивидуальных счетчиков, а согласование тарифов с местными властями, по их мнению, противоречит Конституции и законодательству о естественных монополиях. Комитет рекомендовал законодателям окончательно отклонить этот законопроект, уже, к слову, прошедший первое чтение.

Поражение обществ потребителей с удовлетворением восприняли в «Связьинвесте», где надеются, что после перехода к системе повременного учета соединений нагрузка на сеть снизится на 15--20%, а это создаст условия для менее затратного введения в строй 1 миллиона телефонных номеров ежегодно. Причем связисты считают, что именно новая система в отличие от действующей будет более социально ориентированной. Сегодня, утверждают в «Связьинвесте», увеличение тарифов в равной степени ложится на всех абонентов, в том числе и на малоимущие слои населения. Переход же на повременку, по мнению связистов, позволит более справедливо распределить плату за нагрузку: заставит платить больше тех, кто использует телефон для бизнеса на дому, и уменьшит расходы мало разговаривающих граждан. Дело в том, что во всех регионах, уже использующих новые тарифы, установлен минимальный лимит разговоров -- именно за него взимается абонентская плата. Которая, как правило, втрое ниже обычных 80--150 рублей (больше 100 руб. берут только в отдаленных регионах). И наблюдения показывают, что большинству абонентов достаточно предлагаемых связистами 15 нормативных минут в день. И потому платят за дополнительные минуты (стоимость которых колеблется от 10 до 30 копеек) менее 50% владельцев телефонов.

Однако некоторые депутаты Госдумы все же считают, что доверять расчетам дочерних предприятий «Связьинвеста» не стоит. И предлагают все-таки законодательно закрепить права «телефонизированных» россиян, которые в своих регионах остаются по сути один на один с местным монополистом. Проиграв в борьбе за поправки к закону «О связи», эти депутаты уже подготовили еще один законопроект «О защите прав потребителей услуг телефонной связи». С его помощью общества потребителей надеются обязать связистов дифференцировать тарифы. «Например, пользователь Интернета все равно уже платит повременку провайдеру, который включает отчисления телефонному оператору в свои тарифы, -- говорит Анатолий Голов. -- И если будет введена аналогичная оплата за телефон, то получится, что человек будет платить дважды. Мы считаем, что должны быть разные тарифы для тех, кто пользуется Интернетом, и тех, кто не пользуется, -- как, скажем, тарифы за электроэнергию для домов, оборудованных электроплитами и необорудованных». По словам г-на Голова, новый законопроект уже готов, но еще неизвестно, когда его обсуждение будет вынесено на пленарное заседание.

«Связьинвест» же пока активно пользуется отсутствием сдерживающих его устремления законов. Буквально на днях было объявлено, что на повременную оплату за телефонные разговоры переходит Орловская область. Абонентская плата за пользование телефоном там уменьшится до 15 рублей в месяц, зато за каждую сверхлимитную минуту придется платить от 10 до 20 копеек. «Бизнес на домашнем телефоне мешает всем»

Внедрение системы повременной оплаты местных телефонных соединений позволит пользователям оплачивать реально потребленный ими объем услуг связи. То есть в этой системе заложены и социальные функции. Операторы же смогут получить объективные данные о трафике на сети и проектировать сети, исходя из реальной нагрузки. Это позволит им повысить качество предоставляемых услуг и снизить затраты, а также проводить гибкую тарифную политику.

В последние годы наблюдается отчетливая тенденция увеличения количества и продолжительности разговоров некоторых категорий абонентов. Причем на 30--50% по сравнению со средней нагрузкой сети. И во многих регионах этот всплеск нагрузки существенно превышает нормативные уровни, исходя из которых в свое время проектировались нынешние телефонные сети. Мы считаем, что это связано в первую очередь с использованием квартирных телефонов как инструмента ведения бизнеса. Хотя активных пользователей, как правило, не более 3--5% от общего числа абонентов квартирного сектора, они создают заметные затруднения остальным. В электромеханических АТС, которых сейчас на сети значительное большинство, 3--4% абонентов, занимающих линии длительное время, снижают для остальных абонентов вероятность дозвониться в пять--семь раз. Если одновременно занимают надолго телефон 6--7% абонентов, станция просто блокируетсяСтанислав АВДИЯНЦ, директор департамента экономической и тарифной политики ОАО «Связьинвест»«На эти три процента не проживешь»

У нашей компании около 9 тысяч клиентов, и чуть меньше трети -- около 2,5 тысячи -- составляют физические лица. На Сретенке есть даже целый микрорайон, где стоят номера «Комстара», также и в Никулине. Сретенка была одним из первых проектов в городе, когда альтернативный МГТС оператор самостоятельно финансировал развитие инфраструктуры, прокладку кабелей. Это, безусловно, было согласовано и с администрацией Центрального округа и нашим основным акционером -- МГТС. С их стороны условием было то, что мы будем предоставлять свои услуги горожанам именно по тарифам МГТС, а не по нашим расценкам. На Сретенке мы смогли себе такое позволить -- потому что в этом районе сконцентрированы бизнес-центры, офисы. То есть мы одновременно получили выгодных клиентов с высоким уровнем платежеспособности.

В Никулине несколько иная ситуация. Там у людей стоят номера «Комстар», но услуги местной связи предоставляет МГТС. И получает за это абонентскую плату. Мы же предоставляем услуги междугородней и международной связи. Причем у клиентов есть выбор: обслуживаться либо по тарифам «Ростелекома», либо по нашим, которые чуть выше в отдельное время суток (в «Комстаре» нет значительных льгот в выходные и праздничные дни).

На примере Никулина -- среднего для Москвы спального района -- видно, что слой платежеспособного населения, готового платить по тарифам альтернативных операторов, составляет где-то 15%. И пока будет существовать огромная разница между платежеспособностью физических и юридических лиц, операторы будут ориентироваться в первую очередь на компании, а не на отдельных граждан. В жилом секторе «Комстар» работает преимущественно с застройщиками жилых домов -- мы стараемся погасить затраты на телефонизацию дома сразу, и не за счет будущих абонентов, а за счет строителей.

Если говорить о традиционной голосовой связи, то работать с физическими лицами сегодня не очень выгодно. Эта треть клиентов «Комстара» приносит компании примерно 3% прибыли. Но ситуация может измениться довольно быстро. Например, когда одновременно с телефонным номером клиенту будет предлагаться скоростной доступ в Интернет. Вот в этой сфере физические лица нам уже интересны. И когда появятся новые технологии, я думаю, все альтернативные операторы повернутся к простым горожанам лицом.Татьяна КОСТРОВА, генеральный директор компании «Комстар»Молчание -- золото

Доля абонентов, которые после введения повременки не используют даже отведенный им связистами лимит:
Белгородская область 62,6%
Иркутская область 54%
Нижегородская область 55%
Воронежская область 53%
Тюменская область 80%
Ирина БЕЛАШЕВА

  НА РЫНКЕ  
  • //  25.03.2002
Разговорчивым россиянам придется платить за телефон больше
Надежды противников введения в России повременной оплаты за телефонные разговоры на Государственную думу не оправдались. На прошлой неделе в комитетах нижней палаты были «похоронены» два законопроекта, которые могли бы стать весьма полезным инструментом в борьбе простых граждан с ОАО «Связьинвест» -- холдингом, контролирующим большинство региональных предприятий связи в нашей стране. Судя по последнему выступлению руководителя этого холдинга Валерия Яшина на коллегии Минсвязи, нынешние тарифы совершенно не устраивают связистов. Владельцы телефонных сетей считают, что только переход на повременный учет стоимости местных соединений позволит им сохранить необходимый темп развития... >>
  • //  25.03.2002
Схема оплаты телефонных разговоров в Москве пока остается неизменной
Противники перехода на повременную оплату телефонных разговоров в столице торжествуют. В конце прошлой недели мэр Москвы Юрий Лужков тоном победителя объявил о том, что ему удалось «отстоять интересы малообеспеченных горожан» и сохранить действующую схему взимания абонентской платы. По большому счету еще неизвестно, как это отразится на качестве связи в Москве, особенно с учетом довольно быстрой амортизации стареющего оборудования базового городского оператора -- АО «МГТС». Но в демонстративно публичной баталии мэрии с городским монополистом, настаивавшим на введении повременки, лично г-н Лужков убил как минимум двух «зайцев». Простым москвичам градоначальник показал себя руководителем, чутко и оперативно реагирующим на волнующие их проблемы. Всем остальным мэр весьма наглядно продемонстрировал, кто во вверенной ему Москве (в том числе и в ее телефонных сетях) хозяин... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика