N°50
22 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  22.03.2002
Большие хлопоты ради увеселения почтенной публики
версия для печати
Меньше чем через неделю, 27 марта, станет известно имя победителя конкурса на право вещания на шестом метровом канале. Лишение почти два месяца назад команды Евгения Киселева права вещать на «шестой кнопке», объявление конкурса на замещение вакансии, формирование списка претендентов -- все это было в ряду наиболее важных политических событий зимы-весны 2002 года. Однако в тот момент, когда представитель федеральной конкурсной комиссии объявит имя достойного, а счастливые победители и разочарованные проигравшие раздадут все положенные случаю комментарии, политика на какой-то момент отойдет на второй план. Кто бы ни победил, ему придется решать сугубо технологическую проблему создания коммерчески успешного и привлекательного для зрителей телеканала. Метровых частот слишком мало, чтобы делать на них плохое телевидение.

Корреспонденты газеты «Время новостей» попросили нескольких специалистов в области телевещания оценить расходы, на которые придется пойти победителю конкурса. Все приведенные ниже цифры -- приблизительные, однако создают общее впечатление о масштабе затрат. К сожалению, нам не удастся рассказать обо всех нюансах телевизионного бизнеса. Эксперты газеты «Время новостей», даже на условиях анонимности, очень осторожно говорили о сравнительно «неострых финансовых моментах» телевизионного бизнеса, а уж самые щекотливые «моменты» комментировать отказывались наотрез.
Начиная с вешалки

«Вообще надо понимать, что телевидение -- это гигантское предприятие, все это очень хлопотно и тяжело, -- вводит в курс дела корреспондента газеты «Время новостей» эксперт. -- Все это хозяйство нужно подключать, беспрерывно возить, людей нужно гримировать, привозить ночью, кассеты нужно куда-то складывать, технику нужно выдавать, потом забирать».

«Телеканал тратит в год от 50 до 70 млн долларов в год, примерно столько же надо для старта, -- говорит другой эксперт. -- А вообще, к телевидению применим известный парадокс: если с деньгами все нормально, можно их меньше тратить».

Действительно, если телеканал изначально располагает серьезными финансовыми возможностями, то он может сделать ряд капитальных вложений, которые впоследствии помогут ему существенно сэкономить. Например, на помещении. «Нельзя просто сесть в обычное здание -- к строению, в котором будет располагаться телекомпания, очень много технических требований», -- говорит эксперт. Конечно, у телекомпании всегда есть возможность обосноваться в специально для этого построенном «Останкино». Однако стоимость аренды в этом комплексе может достигать, по оценке эксперта, до миллиона долларов в месяц. «Именно поэтому, если телекомпания собирается работать хотя бы пять лет, нужен свой дом, -- убежден эксперт. -- В свое время НТВ пожалело, что пошло по пути аренды». Естественно, что покупка собственного здания и приведение его в соответствие с телевизионными требованиями стоит немыслимых денег, и, понятно, далеко не все могут себе это позволить.

Еще одним примером возможной экономии эксперты называют наем технического персонала. «Если денег не очень много, то технические службы можно не набирать, а вывести все соответствующие работы на контракты», -- говорит эксперт. При этом, по его словам, на круг дешевле сразу нанять технических работников. Однако в результате штатное расписание растет как на дрожжах.


Специфика службы

Впрочем, выбор помещения и решение вопроса с наймом технического персонала -- проблемы, не имеющие прямого отношения к телевизионной специфике. Есть и более «телевизионные» затраты. Например, покупка передатчика на Останкинской башне вместе с его установкой может стоить от 700 тысяч долларов до миллиона. Аренда транспондера (одна из главных составляющих спутника, с помощью которого сигнал с передающей станции передается на наземные принимающие станции) -- тысяч 350.

Порядком стоит и оборудование. И речь идет не только и не столько о покупке собственно телекамер -- по заверению одного из экспертов, по большей части дорогие и «навороченные» камеры, как правило, не очень-то и нужны.

Эксперт отмечает: «Если сейчас планировать канал, конечно, его нельзя делать по следам того, что есть у других. Надо выстраивать технологии, как говорится, следующего поколения». Он полагает необходимой покупку оборудования, при котором корреспондент может выйти в прямой эфир непосредственно с места события через спутник. Именно это является фирменным стилем CNN. Эксперты считают необходимым для нового телеканала и покупку прогрессивной компьютерной системы ньюзрум, значительно упрощающей и убыстряющей подготовку телесюжетов.

Впрочем, далеко не все технические новинки эксперты считают нужными и полезными для нового телеканала. «Есть такая вещь, называется виртуальной студией, -- рассказывает эксперт. -- Она используется так: мы, к примеру, сидим в обычной студии, я поднимаю зажигалку, а телезрителю кажется, что у меня в руках гора Килиманджаро». «Вещь безумно красивая, стоит соответственно, не меньше миллиона долларов, однако ни одного эффектного примера ее использования я пока не видел».


Кадры решают все

Когда уже есть помещение и решены или решаются технические вопросы, настает время найма собственно телевизионного персонала. Эксперты считают, что численность информационной службы составляет не менее 100 человек, из них корреспондентов 20--30. «Хорошо, если в компании человек десять хороших корреспондентов, это очень славно», -- говорит эксперт ,-- есть же еще редакторский состав, есть монтажеры, режиссеры, продюсеры».

Все эксперты сходятся на том, что это проблема проблем, поскольку рынок телевизионного труда безумно разогрет, и цены на рабочую силу «существенно задраны» (редакция газеты «Время новостей» в силу корпоративной солидарности не будет называть эти ставки).

Существенные деньги съедает и корреспондентская сеть. Один корпункт на территории России стоит не менее 40 тысяч долларов в год, при этом нужны некие первоначальные затраты на приобретение оборудования. Корпункт за пределами России, в зависимости от страны, стоит от 100 до 150 тысяч в год. При этом эксперты сошлись на том, что внутрироссийская корсеть представляет собой некую вещь в себе. «С одной стороны, нельзя не иметь корпунктов по стране, не только в Питере, Екатеринбурге, Самаре, но и еще хотя бы в десяти городах, -- говорит эксперт, имеющий опыт работы с региональной корреспондентской сетью. -- Но, с другой стороны, общественно-политическая жизнь страны так устроена, что события происходит по большей части в Москве. И эта проблема для каналов с неким имидж-обязательством покрывать всю жизнь страны. А если рассказывать нечего? В результате появляются бессмысленные провинциальные сюжеты, которые есть просто потому, что в корпункте сидит корреспондент, который должен как-то работать».


И другие расходы

Публику интересуют не только новости, но также кино и спорт. По оценке человека, занимавшегося обеспечением вновь создаваемых телеканалов качественной кинопродукцией, первый пакет на новый канал стоит 2--3 млн долларов, а поддержание на телеканале хорошего кино в дальнейшем -- 8--10 млн долл. в год. «Спорт, если речь идет о большом спорте, покупке трансляций крупных международных соревнований, также недешев -- миллионов 15 долл. в год, не меньше», -- говорит эксперт.

Придется потратиться и на рекламу нового телеканала. Но это уже принципиально меньшие деньги. «Нескольких сотен тысяч долларов, умело потраченных, вполне достаточно, -- говорит эксперт. -- Если, конечно, не воровать, а заниматься делом».

Есть возможность и сэкономить. Например, за счет отказа от перекупки телезвезд на других телеканалах. «Можно колоссально сэкономить, если найти честного и грамотного технического директора, который будет заниматься закупками техники за рубежом», -- почти шутит один из экспертов. И уже не шутя, продолжает: «Главная экономия может состоять в создании современной технологической базы. Уже работающие каналы ужасно страдают из-за того, что необходимо проводить модернизацию, а это очень сложная и дорогая вещь. У нового телеканала есть возможность избежать таких ошибок».


Когда начнется праздник

Эксперты считают, что в полную мощь победитель сможет начать вещание не раньше чем через пять-шесть месяцев. «Абы как начать вещание можно достаточно быстро, -- уверен эксперт. -- Есть в конце концов оборудование того же ТВ-6, есть аппаратная. Все это можно довольно быстро сделать. В Москву завезено на самом деле огромное количество техники. И скорее проблема в том, кому ее сдать в аренду, чем где ее достать». «С другой стороны, -- говорит другой эксперт, -- основные претенденты уже обладают и какой-то технической базой, и каким-то редакторско-журналистским составом, и какими-то контрактами и знакомствами. В конце концов премьеры каналов происходят в сентябре. Как раз есть пять месяцев. Если не уходить всем в отпуск, можно многое сделать».
Когда вы сможете начать вещание?

Евгений Киселев, главный редактор ЗАО «Шестой телеканал»:

-- Я думаю, что при благоприятном стечении обстоятельств вещание можно будет возобновить к концу апреля или началу мая. При этом я не исключаю, что, может быть, мы будем делать это поэтапно. Это вопрос отдельных переговоров и отдельных договоренностей с Минпечати и с телекомпанией «НТВ-Плюс», которая временно вещает на «шестой кнопке».

Пока я ни с кем на эту тему не говорил, однако допускаю, что если мы сможем договориться, то спортивные программы будут выходить до 18.00, а затем мы будем вещать на наиболее важном для столичных зрителей и аудитории европейской части России отрезке.

Это также зависит от договоренностей с ликвидационной комиссией МНВК, потому что оборудование, на котором мы работаем, принадлежит МНВК. А процесс ликвидации компании означает распродажу активов компании, т.е. это оборудование должно быть рано или поздно продано. Возможно, с ликвидационной комиссией мы договоримся о покупке этого оборудования или о том, что часть его мы временно возьмем в аренду, с тем чтобы затем купить по взаимовыгодной цене. Но и здесь слишком много неизвестного, еще не до конца ясен статус самой ликвидационной комиссии, ведь пенсионный фонд «ЛУКОЙЛ-Гарант» пытается оспорить ее полномочия и отменить решения собрания акционеров о ее создании через суд. Но рано или поздно оборудование должно быть продано. В реальной жизни оно никому, кроме компании, которая победит на конкурсе, не будет нужно. Новое оборудование мы только готовимся покупать, так как нашим финансовым партнерам было бы слишком неосмотрительно вкладывать в это серьезные деньги до 27 марта.

Олег Аксенов, генеральный директор канала «7 ТВ»:

-- В случае нашего выигрыша мы готовы начать вещание уже 28 марта, так как технически это делается очень просто.

Что касается развития региональной сети, то в любом случае региональные телекомпании ждут итогов конкурса 27 марта. У канала «7 ТВ» уже существует сеть своих региональных партнеров в 30 городах России. Что касается сети бывших региональных партнеров МНВК, то это отдельная кропотливая работа. После того как канал «ТВ-6» прекратил вещание, многие региональные партнеры МНВК обратились к нам с предложением, чтобы у них в эфире началась трансляция программ «7 ТВ». Я думаю, что после проведения конкурса со многими из них будут заключены официальные соглашения.

Мы понимаем ситуацию, которая сложилась вокруг частоты, и трезво оцениваем свои шансы на успех. В конкурсную комиссию входят авторитетные независимые эксперты, и, наверное, они сделают правильный выбор. Поэтому у нас не будет претензий, если весы склонятся не в нашу сторону.

Иван Демидов, соучредитель ООО «Высшая лига», президент компании «ТВой канал»:

-- В случае нашей победы мы можем приступить к вещанию уже к апрелю. Спортивное вещание канала «НТВ-Плюс» останется, и мы рассчитываем, что в дальнейшем оно будет базовым. Осенью мы намерены запустить основные оригинальные программы в объеме примерно 40% от общего количества вещания, а остальные 60% по-прежнему останутся за спортом. С января будущего года будет наоборот: 60% вещания будут составлять оригинальные программы, а 40% -- спортивные.

Воссоздание и расширение сети вещания для нас одна из основных задач. Большинство региональных партнеров МНВК нам хорошо известны лично. Мы планируем возобновить основные договоры с нашими бывшими и будущими региональными партнерами в 20--30 крупных городах в течение шести месяцев. Это позволит каналу возвратить статус общенационального и вернуть в течение двух или трех лет 75% аудитории.

Владимир Семиохин, заместитель председателя телерадиокомпании «Мир»:

-- Я думаю, что сейчас этот вопрос было бы решать преждевременно. Согласно лицензии вещание на канале должно начаться в течение года после получения лицензии, однако мы намереваемся начать вещание гораздо раньше. Я полагаю, что если мы выиграем конкурс, это произойдет в пределах полутора или двух месяцев. Первоначально вещание будет не на полную мощность, но постепенно мы будем наращивать объема вещания. Естественно, в этом случае должны быть определенные договоренности как с Минпечати, так и с временным вещателем -- компанией «НТВ-Плюс».

Что касается сети, то она была построена на основании целого ряда хозяйственных договоров. В перспективе мы намерены восстанавливать и доукомплектовывать. Мы предусматриваем приобретение некоторого количества передатчиков на периферии и выход на страны СНГ. Так как МГТРК «Мир» является межгосударственной компанией, то вопросы, связанные с распространением сигнала или с получением частот в странах СНГ, для нас решаются гораздо проще, чем для других телекомпаний.

Андрей Скутин, генеральный директор ЗАО «ТНТ-Телесеть»:

-- Все будет зависеть от того, как скоро по формальным соображениям нам дадут возможность воспользоваться передатчиком, который принадлежит ликвидируемой МНВК. Это вопрос к ликвидационной комиссии. Я думаю, в этой ситуации можно достичь каких-то договоренностей, так как ликвидационной комиссии было бы выгодно, чтобы им платили деньги за то имущество, которое у них есть. Чтобы возобновить вещание, больше нам не нужно.

Что касается нашей региональной политики, то мы в настоящее время уже работаем с региональными партнерами «ТВ-6». Мы надеемся, что в случае победы количество тех телекомпаний, которые ранее работали с МНВК и которые хотели бы работать с нами, увеличится. Все будет упираться в качество программного продукта, который мы предоставляем или будем предоставлять в регионы.

Сергей Москвин, генеральный директор телекомпании «ТВ-VI»:

-- Мы можем начать полноценное вещание спустя месяц или два после нашей победы в конкурсе.

Что касается нашей региональной политики, то в связи с ликвидацией МНВК нам придется вновь налаживать все региональные связи. Я думаю, что, учитывая наш опыт, мы сможем в скором времени это сделать. Беседовал Максим БАЛУТЕНКО
Глеб ЧЕРКАСОВ, Максим БАЛУТЕНКО

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  22.03.2002
Меньше чем через неделю, 27 марта, станет известно имя победителя конкурса на право вещания на шестом метровом канале. Лишение почти два месяца назад команды Евгения Киселева права вещать на «шестой кнопке», объявление конкурса на замещение вакансии, формирование списка претендентов -- все это было в ряду наиболее важных политических событий зимы-весны 2002 года. Однако в тот момент, когда представитель федеральной конкурсной комиссии объявит имя достойного, а счастливые победители и разочарованные проигравшие раздадут все положенные случаю комментарии, политика на какой-то момент отойдет на второй план. Кто бы ни победил, ему придется решать сугубо технологическую проблему создания коммерчески успешного и привлекательного для зрителей телеканала. Метровых частот слишком мало, чтобы делать на них плохое телевидение >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика