N°49
21 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  21.03.2002
«Отрицать причастность к нацизму уже неудобно»
версия для печати
Австрийцы перестали считать себя первой жертвой нацизма и готовы разделить ответственность за преступления гитлеровского режима. Министерство внутренних дел Австрии начало работу по сбору исторических свидетельств у бывших узников концлагеря Маутхаузен. Составление «устной истории» одного из крупнейших нацистских лагерей смерти станет частью большого проекта покаяния. Около 200 россиян, прошедших через Маутхаузен и доживших до наших дней, должны поделиться с историками не только своими воспоминаниями о нацистских застенках. Организаторы проекта хотят создать летопись о людях, судьба которых связана с концлагерем. Помимо российских граждан историки побеседуют также с украинцами, белорусами, молдаванами, поляками, чехами, словаками, венграми, греками, французами, бельгийцами. Предполагается, что будут опрошены более 800 человек в 15 странах.

Исследования по Маутхаузену станут вторым крупным проектом в мире после проекта фонда Шоа Стивена Спилберга, посвященного пережившим холокост. Однако австрийский проект будет менее масштабным, менее коммерческим и менее зрелищным. Его инициаторы желают прежде всего провести серьезное научное исследование.

Научный директор проекта «Маутхаузен» Герхард БОТЦ одним из первых стал говорить об ответственности Австрии за преступления нацизма. Доктору Ботцу удалось в начале 80-х годов прошлого века найти доказательства связи с фашистами Курта Вальдхайма, четвертого Генерального секретаря ООН (1972--1981) и президента Австрии (1986--1992). Именно г-н Ботц обнародовал документы, подтверждающие, что этот крупный политик был в годы второй мировой переводчиком и офицером разведки в подразделении, ответственном за жестокое подавление партизанского движения в Югославии и массовую депортацию евреев из Салоников (Греция) в лагеря смерти. Поэтому неудивительно, что именно он возглавил австрийский «проект покаяния».

-- Господин Ботц, похоже, мемориал «Маутхаузен» власти Австрии намерены превратить в научный исторический институт.

-- Австрийское правительство долгое время не интересовалось мемориальным музеем «Маутхаузен». В течение 20 лет после того, как советское командование передало мемориал министерству внутренних дел Австрии, памятник поддерживался только за счет частной инициативы. Лишь в 1970 году в лагере был открыт официальный музей, организованный выжившими заключенными. А в 1995 году возникла идея придать мемориалу несколько новое направление. Я предложил сделать его не просто музеем, а также научным центром, который бы собирал исторические свидетельства о преступлениях нацизма. Однако вплоть до 2000 года реализовать эти идеи не удавалось. Но недавно наше МВД выделило историкам 700 тысяч евро на реализацию проекта по сбору воспоминаний выживших узников Маутхаузена.

-- Почему именно сейчас МВД Австрии начало «проект покаяния»?

-- Меняется политический климат, и Австрия начинает действительно переосмысливать прошлое нацизма. Поразительно, но десять лет назад подобный проект был бы абсолютно невозможен. Вплоть до начала 90-х австрийцы были уверены, что они являются первой жертвой нацизма и не должны нести ответственность за ужасы войны. Частично этот тезис родился из Московской конференции 1943 года. Союзники тогда постановили, что Австрия невиновна, и освободили ее таким образом от ответственности. Но это было чисто политическое решение. Поскольку политики прекрасно знали, что австрийские солдаты так же хорошо служили вермахту, как и немецкие. Австрийцы поддерживали Гитлера и нацизм. В послевоенные годы никто не хотел замечать, что произошло некое смещение истины. Например, самый крупный концентрационный лагерь в Австрии -- Маутхаузен -- чтили в первую очередь как мемориал погибшим австрийцам, ведь в первые после его образования годы наши сограждане составляли там около 10% заключенных.

-- А чем были вызваны такие радикальные перемены в сознании австрийцев?

-- Многое кардинально изменилось после дебатов по делу Курта Вальдхайма. Когда в 1986 году он выдвинул свою кандидатуру на пост президента Австрии, как раз и появились документы, свидетельствующие о его причастности к нацистским преступлениям. Вальдхайм на выборах все же победил. Но страна из-за этого попала в изоляцию на международной политической арене. Именно тогда Австрия начала делать реверансы, переоценивать собственное участие во второй мировой войне и признавать в том числе и свою вину. Просто когда перед всеми обнаружились факты, отрицать причастность к нацизму было уже неудобно.

-- Казалось бы, сейчас у вас тоже не самая благоприятная атмосфера для покаяния? Националистическая партия Йорга Хайдера получила на последних выборах около 30% голосов.

-- Ну, если дело Вальдхайма привело к тому, что Австрия впервые стала тратить деньги на научные исследования по нацизму, то, может быть, присутствие Хайдера приведет к тому, что начнут уделять больше внимания истории концлагерей. До сих пор этим очень мало занимались. Но в принципе памятники, солдатские могилы и мемориалы находятся в ведении МВД Австрии, которым руководит Эрнст Штрассер. Он как раз представляет в правительстве течение, противостоящее Хайдеру.

-- Во время разработки своей программы вы наверняка ориентировались на закончившийся недавно проект Стивена Спилберга по холокосту?

-- Наш проект, разумеется, похож на работу, проведенную фондом Шоа. Но если Спилберга интересовала история еврейских семей, переживших холокост, то нас больше интересуют отдельные люди. К тому же проект Спилберга коммерческий, зрелищный. В нем много внимания уделялось художественному качеству материалов и технической стороне работы. Методологически он был как раз слаб. При проведении интервью делалось много ошибок: историки приходили к своим собеседникам с практически готовым «сценарием» и слушали только то, что заранее хотели услышать. При таком методе выявляется не так много нового материала. Мы постараемся избежать этих ошибок. Нас мало беспокоит художественное и техническое совершенство. Это сугубо научный проект. Нам нужна не зрелищность, а информация. Кстати, большая часть рассказов будет записываться только на аудионоситель. Интервью станут собственностью музея «Маутхаузен» и архива министерства внутренних дел. Они будут открыты для исследователей. И при этом не будет никакого коммерческого использования, как это было с материалами, отснятыми Спилбергом.

-- Насколько полную историческую картину вы рассчитываете получить, собрав все интервью?

-- Конечно, мы не можем сказать, что эти интервью будут репрезентативны. Ведь 800 выживших узников, о которых мы знаем, -- это всего лишь около процента всех прошедших через Маутхаузен. Мы не знаем о многих судьбах. Практически невозможно найти бывших узников-цыган и тех, кого регистрировали в лагере под грифом «асоциальные элементы».

-- Думаете, все бывшие узники согласятся с вами сотрудничать?

-- Самое большое количество интервьюируемых -- в бывших советских республиках и бывших соцстранах. Мы предлагаем им участвовать в австрийском проекте. Возможно, что у некоторых людей это вызовет настороженность. Они будут думать: это нужно для австрийского музея, но нужно ли это нам самим и России? Кроме того, если мы говорим о российских гражданах, то нужно учитывать и еще один специфический вопрос. Многие заключенные Маутхаузена, возвращаясь в СССР, попадали затем в советские лагеря. И их судьба была вдвойне страшней. Конечно, мы предполагаем, что некоторым людям будет очень тяжело вновь погружаться в воспоминания о пережитом ужасе. Но это действительно очень важно -- сохранить в истории память о преступлениях нацизма.История по Спилбергу

Известный американский кинорежиссер и продюсер Стивен Спилберг, открыв для себя тему Еврейской катастрофы и получив «Оскара» в 1993 году за фильм «Список Шиндлера», спустя год начал собирать всеобъемлющий архив видеосвидетельств людей, переживших холокост. Кампания получила название «Пережившие Шоа, фонд исторических видеодокументов». (Шоа в переводе с иврита означает «страшное разрушение, катастрофа», буквально «несчастье»).

Спилберг вложил в этот фонд 6 млн долларов. С 1994 года было обучено более трех с половиной тысяч журналистов, психологов, социологов, которые брали интервью у людей, переживших ужас концлагерей. Съемки велись в 57 странах мира. За пять лет было собрано более 50 000 интервью. Из них около 5000 -- на территории бывшего Советского Союза. Затем фонд Шоа приступил к выпуску сериала из пяти фильмов. В них вошли интервью, свидетельства очевидцев, фотографии, документы. Кстати, в Польше был выбран для съемок и монтажа уже готовых документальных интервью режиссер Анджей Вайда. В России же Спилберг предложил сделать такую же работу Павлу Чухраю, который смонтировал 52-минутный фильм «Дети Бездны».

Изначально планировалось, что отснятые 115 тысяч часов видеоинтервью будут доступны всем желающим. В том числе предполагалось, что с ними можно будет ознакомиться в Вашингтоне в Музее холокоста и в Москве на Поклонной горе. Однако в итоге получилось так, что фонд Шоа достаточно жестко хранит свои архивы. Историкам, не работающим непосредственно на фонд Спилберга, крайне сложно добраться до эксклюзивных материалов.Последний освобожденный

Маутхаузен -- концентрационный лагерь недалеко от австрийского города Линца (Верхняя Австрия). Построен в июле 1938 года на каменоломнях как «филиал» концлагеря Дахау первоначально для австрийских уголовников. С марта 1939 года по распоряжению Гиммлера и Гейдриха получил статус самостоятельного лагеря и вскоре сам оброс десятками филиалов. Гиммлер заявил, что слишком хлопотно постоянно перевозить заключенных на север Германии и кроме того Австрия нуждается в собственном концентрационном лагере. С 1942 года в Маутхаузене и филиалах строят газовые камеры, замаскированные под душевые комнаты. Через душ подавался газ Циклон-Б. В 1941 году здесь появились первые русские. В первые годы существования лагеря здесь еще были австрийские и немецкие уголовники, ставшие капо -- надсмотрщиками над группой заключенных.

По различным оценкам, через лагерь прошло от 210 до 335 тысяч человек из многих стран. Но известны имена только 160 тысяч. Формально Маутхаузен не являлся лагерем уничтожения, однако за время его существования только в лагерной «книге смерти» было зарегистрировано 36 318 казненых. Согласно другим данным, здесь погибло свыше 122 тысяч человек. Считается, что большинство среди незарегистрированных заключенных составляли русские -- их пересылали сюда для мгновенного уничтожения. Именно в этом лагере казнили генерала Дмитрия Карбышева. Также из Маутхаузена совершили воспетый в книжках и фильмах побег советские заключенные. Правда, лишь немногие смогли добраться до своих. Остальные были пойманы и казнены.

Маутхаузен -- последний лагерь, который освободили войска союзников. Американцы вошли сюда только в мае 1945 года. Тогда как, например, Освенцим освободили 27 января 1945 года. Тысячи истощенных людей были переданы Международному Красному Кресту и размещены в госпиталях Германии, Швейцарии и Швеции. Вскоре американцы передали лагерь советскому командованию. Лишь в конце 40-х годов мемориал на месте бывшего лагеря был передан австрийскому министерству внутренних дел.
Беседовал Кирилл ВАСИЛЕНКО

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  21.03.2002
Австрийцы перестали считать себя первой жертвой нацизма и готовы разделить ответственность за преступления гитлеровского режима. Министерство внутренних дел Австрии начало работу по сбору исторических свидетельств у бывших узников концлагеря Маутхаузен. Составление «устной истории» одного из крупнейших нацистских лагерей смерти станет частью большого проекта покаяния. Около 200 россиян, прошедших через Маутхаузен и доживших до наших дней, должны поделиться с историками не только своими воспоминаниями о нацистских застенках. Организаторы проекта хотят создать летопись о людях, судьба которых связана с концлагерем. Помимо российских граждан историки побеседуют также с украинцами, белорусами, молдаванами, поляками, чехами, словаками, венграми, греками, французами, бельгийцами. Предполагается, что будут опрошены более 800 человек в 15 странах... >>
  • //  21.03.2002
Все бывшие узники концлагерей не успеют получить компенсацию
Ветераны концлагеря Маутхаузен ждут от начавшегося исследовательского проекта не только возможности поделиться воспоминаниями: многие из них надеются, что в этой связи им удастся еще раз привлечь внимание к проблеме выплаты компенсаций... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика