N°46
18 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  18.03.2002
Синяя птица кинобизнеса
Пока в кино ходит не больше одного процента населения

версия для печати
В Москве стало жить уютнее. В Москве появилась киноафиша. Помните, в давние времена на улицах вывешивался репертуар всех московских кинотеатров, от «Алмаза» и «Байконура» до «Эры» и «Юности»? И пусть пока кинотеатров раза в три меньше, вновь появилась возможность замереть минут на пять перед рекламным стендом, мечтательно размышляя, куда пойти: в «Пушкинский» на свежий американский блокбастер, в «35 ММ» на европейский артхаус или в «Орбиту» на романтическую комедию.

Последние несколько месяцев статьи о кинобизнесе выдержаны в эйфорическом ключе. Газеты и журналы печатают прокатные десятки с красноречивым примечанием в конце: «Цифры приведены в млн долл.». Кажется, еще чуть-чуть -- и по доходности импорт американского кино сравнится с экспортом нефти или алюминия. Насколько обоснована эта эйфория? Приносит ли фабрика грез в России реальные деньги? Ожидает ли нас в ближайшие годы резкий рост числа фильмов, кинотеатров, зрителей, который в один прекрасный момент приведет к тому, что и отечественное кино сможет окупиться в российском прокате? На мой взгляд, ответов на эти вопросы пока не знает никто. Но тот, кто узнает их первым, может получить огромную фору на российском прокатном рынке. Судите сами: аргументы за и против перед вами.

«Целая куча денег»

Статистику прокатных сборов в России найти трудно. Профессионально занимаются ею немногие, да и далеко не все данные заслуживают доверия. Некоторые компании занижают сборы, укрывая доходы от зарубежных правовладельцев. Некоторые, наоборот, завышают, очевидно, чтобы легализовать полученную из иных источников прибыль. Мы постарались привести на этой полосе наиболее достоверные цифры, но и на них нельзя полагаться со стопроцентной уверенностью. Обратите внимание, например, на список самых кассовых отечественных фильмов: седьмое место занимает «Даун Хаус». Уж не знаю, из каких соображений компания Film Studio.Ru сообщила о том, что картина собрала в прокате 280 тысяч долларов. Но тем, кто видел произведение Романа Качанова и Ивана Охлобыстина, поверить в это, мягко говоря, трудно.

И все же статистика -- это однозначный аргумент в пользу реальности кинобизнеса. Начиная с 1997 года, когда был открыт «Кодак-Киномир», первый в России современный кинотеатр, сборы выросли в десятки раз. Сегодня по стране насчитывается около 200 новых и реконструированных кинотеатров и бог знает сколько старых, без всякого Dolby, с дерматиновыми сиденьями, красным плюшевым занавесом и дизайном, представляющим собой причудливое сочетание античного храма с советским бараком. Репертуар последних весьма своеобразен: им редко достаются свежие фильмы, так как печать одной копии стоит дорого (свыше тысячи долларов), а трофейный проектор, привезенный из Германии после войны, хорош, но не вечен. Еще в прошлом году на афише одного из окраинных московских кинотеатров я увидел трогательную надпись, выполненную от руки малярной кистью: «Премьера нового американского фильма «Полет над гнездом кукушки». Так и живем. Точнее, жили. Сегодня по стране девять из десяти долларов прокатной прибыли приносят именно современные кинотеатры. А ностальгические артефакты советских времен либо реконструируются, либо тихо доживают свой век. Число же новых кинотеатров стремительно растет. По прогнозам аналитиков, уже в ближайшие год-два оно достигнет 500 -- тогда прокатные сборы по стране вырастут до 150 млн долл. А это, как говорила героиня фильма «Эрин Брокович, красивая и решительная», «целая куча денег».

Еще один аргумент в пользу грядущего кинобума -- динамика соотношения кассовых сборов в столице и провинции. Уже сейчас провинциальные кинотеатры приносят почти половину всех доходов от проката, хотя еще пять лет назад в этом бизнесе существовала только Москва. Наивные представители голливудских компаний-мэйджоров, занимающихся прокатом американских блокбастеров по всему миру, приезжали в Россию и радовались: «О-о-о, какая она большая!» Интерес их к нашей стране быстро сходил на нет, когда выяснялось, что на этой огромной территории нет ни хороших кинотеатров, ни платежеспособных зрителей. Теперь ситуация изменилась. В эти дни в киноконцертном зале «Измайлово» проходит 50-й российский кинорынок, на котором наши дистрибьюторы договариваются с представителями региональных сетей о прокате своих фильмов в провинции. По словам участников, новые фильмы отлично идут на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, причем данные говорят о том, что людей, регулярно ходящих в кино, становится там все больше. Если еще три года назад для выхода потенциального хита в прокат российские дистрибьюторы печатали парочку копий, то теперь всероссийские премьеры проходят с размахом. Например, для проката «Властелина колец» было напечатано 79 копий. На днях этот рекорд побьет «Гарри Поттер и философский камень»: напечатано 84 копии картины.

«Разве это серьезные люди?!»

Как ни странно, самый веский аргумент против концепции кинобума я услышал от менеджера одной из крупных прокатных компаний: «Вы посмотрите, кто занимается кинопрокатом? Разве это серьезные люди?! Нет, они, конечно, замечательные, но на бизнесменов совсем не похожи». Доля истины в этих словах, безусловно, есть. Прокатчиками в нашей стране становились бывшие видеопираты, сотрудники «Совэкспортфильма» и других советских киноучреждений, продвинутые киноманы и просто люди, хорошо знающие английский язык. Для абсолютного большинства из них возможность прокатиться на Каннский фестиваль и ощутить свою причастность к волшебному миру кино не менее важна, чем прибыль. Ни одного олигарха, променявшего нефть на целлулоид, в прокатном бизнесе пока замечено не было, а если и возникали в их среде различные кинопроекты, то скорее политического, чем экономического значения.

Теперь разберемся с прокатными сборами. Да, голливудский блокбастер сегодня может легко собрать в России пару миллионов долларов. Но так ли велика эта сумма? Для начала эти два миллиона надо поделить пополам: обычно именно в таком соотношении делится выручка между прокатчиком и кинотеатром. С оставшейся половинки заплатим 20% НДС. Вычтем расходы на печать копий и рекламную кампанию (в среднем примерно по 100 тысяч). Останется чуть более полумиллиона долларов. Львиную долю этой суммы (до 95%!) заберет себе голливудская компания-мэйджор, предоставившая фильм русскому дистрибьютору (у каждого мэйджора -- UIP, Columbia, Fox, MGM, Warner, Buena Vista -- есть свой постоянный партнер в России). Это, конечно, деньги, но, скажем, для «Планеты обезьян» Тима Бертона российские сборы составили около полпроцента от мировых. Так что пока голливудские мэйджоры работают в России на перспективу. Это, кстати, подтверждается и тем фактом, что до сих пор ни одна из этих компаний не открыла у нас официального представительства.

Как видно из расчетов, на долю российского дистрибьютора, прокатывающего голливудские картины, остается совсем немного. Есть другой путь: работать не с мэйджорами, а с независимыми компаниями -- ездить на кинорынки, покупать прокатные права еще на стадии производства фильма, а там -- угадаешь или не угадаешь. Если угадаешь, можно неплохо заработать. Например, «независимое» «Очень страшное кино» заработало по России около миллиона долларов, причем эти деньги уже не надо было делить с мэйджорами. Ну а не угадаешь -- не обессудь.

В том, что касается строительства и реконструкции кинотеатров, картина на поверку тоже получается не слишком радужная. Да, кинотеатры строятся, но во многих регионах это приводит к резкому усилению конкуренции, и доходность бизнеса падает. Так, например, если первый современный кинотеатр в Нижнем Новгороде приносил большую прибыль, то при строительстве новых сработал закон сообщающихся сосудов: та же самая прибыль равномерно распределилась между несколькими кинотеатрами, доходы упали.

Причина одна: для новых кинотеатров не хватает новых зрителей -- платежеспособных, активных, интересующихся кино. Еще недавно, по оценкам прокатчиков, в кино постоянно ходило менее одного процента россиян. Сейчас эта цифра несколько выше, но все равно не слишком велика. Практически не наблюдается прирост зрителей в средней полосе и на юге России. Хотя во многих крупных городах открыты современные кинотеатры, публика туда не торопится -- отвыкла.

Небольшая часть россиян, ходящих в кино, -- это прежде всего молодежь. Поэтому, например, в российском прокате регулярным успехом пользуются молодежные комедии и ужастики и столь же регулярно проваливаются фильмы, рассчитанные на 30--40-летних. Фильмы же, собирающие в мировом прокате свыше ста миллионов долларов, но рассчитанные на еще более возрастную категорию (например, «Звездные ковбои» Клинта Иствуда с великолепным ансамблем актеров-ветеранов) в России вообще в кинопрокат не выпускают -- нерентабельно.

И все же есть надежда, что ситуация изменится. В 1998 году революцию в российском кинопрокате совершил «Титаник». Дело не в том, что фильм Джеймса Кэмерона собрал много денег. Дело в том, что на него пришли люди, не ходившие в кино годами. Многие из них почувствовали давно забытый вкус киноразвлечения и вернулись в кинотеатры -- уже на другие фильмы. Аналогичная революция происходит на наших глазах. «Властелина колец», который в считанные дни вышел в рекордсмены российского проката, и «Гарри Поттера» в России посмотрят и те, кто последний раз платил за билет в кино пятьдесят копеек.

За пределами Голливуда

Пока мы вели разговор в основном о голливудских блокбастерах. Но не надо забывать, что в России за несколько лет возник рынок коммерческого неголливудского кино (см. таблицу самый кассовых неголливудских фильмов российского проката), а также один из лучших в Европе артхаусных кинопрокатов. Права на артхаусные фильмы стоят недорого -- от 10 до 50 тысяч долларов. Сборы, как правило, тоже невелики (например, такие рекордсмены артхаусного кинопроката, как немецкая «Беги, Лола, беги» и мексиканская «Сука-любовь», собрали по России около 60 тысяч долларов каждый). Но их вполне хватает для существования и развития небольших дистрибьюторских компаний. Причем иногда сборы фильмов, которые можно отнести к артхаусу, приближаются в России к показателям блокбастеров. Полмиллиона долларов собрала «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, 300 тысяч -- «Пианистка» Михаэля Ханеке, а одна (!) копия «Все о моей матери» Педро Альмодовара заработала 100 тысяч долларов.

Другой неголливудский сектор кинопроката -- российское кино. Здесь ситуация самая печальная (см. таблицу самых кассовых отечественных фильмов). Даже самые прибыльные наши картины не могут окупить затраты на их производство в национальном прокате. В этих условиях бессмысленно плакаться об отмене льгот на налог на прибыль в кинопроизводстве, требовать увеличения господдержки и ратовать за французскую протекционистскую модель (во Франции сборы облагаются дополнительным налогом, который затем идет на поддержку национальной кинематографии, но у нас ни Минфин, ни Минэкономики ни в жизнь этого не допустят -- все налоги должны идти в общий бюджет). Пока в России не будет снят первый фильм, оказавшийся прибыльным в национальном кинопрокате, кино у нас будет жить за счет тусовочной дележки государственных денег, со всеми вытекающими отсюда печальными результатами. В России надо ждать не «Титаника» или еще одного «Сибирского цирюльника», а свою «Ведьму из Блэра» -- скромный малобюджетный проект, который благодаря удачной идее и рекламе окупится и принесет прибыль своим создателям. Это будет настоящим чудом, с которого начнется возрождение российского кино как целостной системы производства, рекламы, проката. Пока же не стоит сетовать на засилье американского кино: лучшие западные фильмы помогли восстановить из руин нашу прокатную сеть. Это, по крайней мере, делает чудо возможным. Хочется верить, что ждать его осталось совсем недолго.

10 самых кассовых неголливудских фильмов в российском прокате на 10 марта 2002 года

Название фильма и год выпуска Прокатчик Сборы (млн долларов)

1 «Братство волка» (2001) WEST 0,7

2 «Такси-2» (2001) DVD-Groupe/ Маркос и К 0,68

3 «Амели» (2001) Централ Партнершип 0,57*

4 «Танцующая в темноте» (2000) Кармен/Интерсинема 0,5

5 «Багровые реки» (2001) Каскад 0,4

6 «Белфегор» (2001) WEST 0,36

7 «Пианистка» (2001) Интресинема 0,3

8 «Ямакаси» (2001) Ruscico 0,27*

9 «Жизнь прекрасна» (1999) WEST 0,23

10 «Адский небоскреб» Централ Партнершип 0,2

*-- прокат продолжается

Кассовые сборы российского кинопракаты за последнии 5 лет ( с 1997 по 2002 год) в млн долл.

1997 -6

1998 -20

1999 -18,5

2000 -34,5

2001 -65

2002 -90 (прогноз)

Соотношение кассовых сборов (в %) между московским и региональным прокатом за последнии 5 лет

1997 95% и 5%

1998 85% и 15

1999 80 и 20

2000 70 и 30

2001 60 и 40

2002 50 и 50
Алексей МЕДВЕДЕВ

  НА РЫНКЕ  
  • //  18.03.2002
Пока в кино ходит не больше одного процента населения
В Москве стало жить уютнее. В Москве появилась киноафиша. Помните, в давние времена на улицах вывешивался репертуар всех московских кинотеатров, от «Алмаза» и «Байконура» до «Эры» и «Юности»? И пусть пока кинотеатров раза в три меньше, вновь появилась возможность замереть минут на пять перед рекламным стендом, мечтательно размышляя, куда пойти: в «Пушкинский» на свежий американский блокбастер, в «35 ММ» на европейский артхаус или в «Орбиту» на романтическую комедию... >>
  • //  18.03.2002
В минувший четверг на совещании региональных прокатчиков генеральный директор ОАО «Российский кинопрокат» Виктор Глухов с гордостью демонстрировал всем два картонных кинотеатра сантиметров по сорок высотой. На крошечных афишках красовались рекламные плакаты фильмов «Любить по-русски», часть 2 и часть 3. Между прочим, Глухов участвовал в их создании как продюсер. Сегодня он надеется, что с этих макетов начнется давно чаемое возрождение российского кино. Кинопрокатом заинтересовалась власть -- еще один признак возрастающего престижа и прибыльности этой отрасли. «Российский кинопрокат» создан во исполнение президентского указа от 4 апреля 2001 года. В структуру этой организации должны войти не только оставшиеся в государственной собственности кинотеатры, но и предприятия инфраструктуры прокатной отрасли. О своих масштабных планах Виктор ГЛУХОВ рассказал корреспонденту газеты «Время новостей»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика