N°45
15 марта 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  15.03.2002
Как важно быть снобом
версия для печати
Последнее время все чаще слышу упреки: прежде, мол, театральные критики не били художника наотмашь, а пытались вникнуть в замысел, дать дельный совет, указать на ошибки. Нынешние же -- как взбесились. Никакой чуткости. Люди, бывает, несколько месяцев репетируют, столько нервов переводят, сил тратят. Хотят, чтобы получилось как лучше. А критику все нипочем. Пришел, обгадил со всех сторон и рад.

Сначала про «вникнуть в замысел». Вот лежат разбросанные там и сям по прилавкам детективы и боевики в мягких обложках. С трудом представляю себе литературоведа, журящего какого-то из их авторов за стилевые огрехи в 15-й главе и советующего сделать более убедительным образ любовницы главного бандита. Или, скажем, стоит посреди Москвы Петр I печально известного скульптора-монументалиста. Тоже, с позволения сказать, произведение искусства. Так что же прикажете, анализировать его художественные достоинства и недостатки? А ведь расспроси Зураба Константиныча, и он расскажет, как долго вынашивал замысел памятника, сколько души в него вложил. Главное же, я при всем желании не в состоянии припомнить никаких оргвыводов из бранных статей. Критики могут с головы до ног оплевать церетелиевского Петра вместе со зверушками на Манежной площади. Стоят как миленькие. И вышеупомянутые книжки с развалов не исчезли. И дурной антрепризы кругом пруд пруди. И если где-нибудь в Лондоне плохая пресса еще может повлиять на кассовые сборы, у нас самые злобные критические выводы не чреваты никакими финансовыми потерями. Хоть обкричись, тебя никто не услышит. А услышат -- не поверят. Это во-первых.

Во-вторых, рассказы о благословенном «прежде» -- не более чем миф. Не было никогда этого «прежде». Про советские времена вспоминать не станем. В этом королевстве кривых зеркал не только отношения художник--критик, но и вообще все отношения были искажены. Но испокон веков критики позволяли себе и гневную отповедь, и всеразъедающую иронию, а нередко и грубую ругань, если то или иное произведение искусства противоречило их представлениям о прекрасном. Откройте газеты и журналы начала прошлого века и почитайте, что писали тогдашние критики. И ладно бы только о вампуках, бездарных актерах и третьестепенных режиссерах. О Станиславском, Мейерхольде... И не только критики. Приехала как-то в Россию Сара Бернар, а Чехов ее высмеял. Безо всякого, знаете ли, анализа ее заслуг перед французским театральным искусством. Просто взял и фельетон написал. Хотя мне почему-то кажется, что Сара Бернар все равно играла лучше, чем отдельные популярные актрисы, большие мастерицы театрального чеса, нередко в день премьеры с трудом вспоминающие текст собственной роли.

Столь же бессмысленны обвинения в клановости, отстаивании своих узкопартийных интересов и т.д. А что, разве когда-то было иначе? Не так давно вышла книжка Олега Проскурина «Литературные скандалы пушкинской эпохи», из которой не без некоторого удивления узнаешь, как рубились друг с другом представители разных литературных направлений, как изощрялись в придумывании бранных слов и унизительных сравнений. Рядом с этими баталиями наши критические схватки кажутся детскими играми, а наши оскорбления -- комплиментами.

Критик должен быть снобом. А нередко и партийным снобом. Клеймить то, что считает бездарным, не обращать внимания на мнение толпы, сражаться с идеологическими противниками. Это составная часть его профессии. Именно накал критических страстей и свидетельствует, как мне кажется, о жизнеспособности того или иного культурного сообщества. Именно темпераментные снобы и способствуют расцвету культуры. Подлинных художников провоцируют на подлинные свершения, из дутых фигур выпускают воздух. Будь иначе, наши дети изучали бы на уроках литературы не Гоголя, а сочинения господина Загоскина, а наши потомки были бы свято уверены, что самыми выдающимися режиссерами современности являются Леонид Трушкин, Андрей Житинкин или в лучшем случае Галина Волчек.
Марина ДАВЫДОВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.03.2002
В кинотеатре «Пушкинский» прошла премьера фильма Алексея Балабанова «Война»
Потому боевик Балабанова, оставаясь в пределах жанра и сохраняя его драйв, все-таки может претендовать на статус настоящего мейнстримного кино, а Иван -- на роль нового героя, что -- в войне обретает он счастье свое. Поскольку без войны и враг размыт, и добро сомнительно смахивает на свою противоположность. И мужское достоинство измеряется какими-то невнятными поступками, к которым и не подберешь яркого кинематографического решения. Например, напарник Ивана -- англичанин, понятно, Джон. Он вроде и ничего: девушку любит, имущества не пожалел, денег на выкуп собрал, жизнью рискует. Но вот все кончилось, и он книгу написал «Моя жизнь в России», кино, оказывается, снимал, вызывая изумление Ивана (у него бабу вот-вот убьют, а он -- кино). В общем, умеет жить и на «гражданке». Не то чтобы это было плохо, а не «по-нашему»... >>
  • //  15.03.2002
Диана Вишнева расколдовала Манюэля Легри
В английском балете, поставленном на французский сюжет и два сезона назад перенесенном на русскую сцену, появился в главной роли французский танцовщик, возведенный в ранг этуали «Гранд-опера» танцовщиком некогда российским. Манюэль Легри, мгновенный старт карьеры которого двадцать лет назад был определен Рудольфом Нуриевым, в среду станцевал кавалера де Грие в спектакле Кеннета Макмиллана на Мариинском фестивале. Диана Вишнева стала его Манон, и эта впервые работавшая вместе на сцене пара разыграла классическую историю, дружно позабыв про планы хореографа... >>
  • //  15.03.2002
Постсоветские союзы художников симулируют активную жизнь
Открывающийся сегодня в ЦДХ Московский международный художественный салон приурочен к десятилетию образования СНГ. Международная конфедерация союзов художников была создана одновременно с Содружеством. И цели у нее были схожие: не дать погибнуть налаженным социокультурным связям и контактам. Двойной юбилей оказался печальным. Спустя десять лет очевидно: и большой СНГ, и маленькая Конфедерация союзов художников -- конструкции декоративные, реальные процессы (политический и художественный) проходят, минуя их... >>
  • //  15.03.2002
Последнее время все чаще слышу упреки: прежде, мол, театральные критики не били художника наотмашь, а пытались вникнуть в замысел, дать дельный совет, указать на ошибки. Нынешние же -- как взбесились. Никакой чуткости. Люди, бывает, несколько месяцев репетируют, столько нервов переводят, сил тратят. Хотят, чтобы получилось как лучше. А критику все нипочем. Пришел, обгадил со всех сторон и рад... >>
  • //  15.03.2002
Москве покажут семейный мюзикл о милом вампире
13 марта в клубе «XIII» (место и дата отнюдь не случайны) российско-словацкая творческая команда знакомила журналистов с новым музыкальным проектом -- мюзиклом «Дракула». Сегодня в концертном зале «Академический» состоится премьерный показ спектакля, после чего продюсеры планируют дать серию из пятидесяти ежедневных (кроме понедельника) представлений. Затем «Дракула» отправится в Санкт-Петербург, а вслед за северной столицей спектакль должны увидеть жители других российских городов... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика