N°230
16 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  16.12.2002
И ставит, и ставит им градусники
«Цирк приехал» в Музыкальном театре

версия для печати
Этот спектакль главный балетмейстер Музыкального театра Дмитрий Брянцев обещал прессе очень давно. Пресса трепетала: после случившейся два года назад оргиастической «Дамы с камелиями» и прыгнувшей в репертуар незадолго до нее «Саломеи», где голова Иоанна Крестителя летала над авансценой на качелях, трудно было заподозрить хореографа в способности сотворить невинный детский спектакль. Про детей -- пожалуйста («Лолите» никто бы не удивился), а вот для детей -- это вряд ли. Но касса требует утренников, а в репертуаре с ними проблема (бурмейстеровская «Снегурочка» сложна по танцам и требует участия настоящих балерин и лучших сил кордебалета, то есть отнимает ресурсы у вечерних спектаклей; нужна была постановка, обслуживаемая непритязательной молодежью). Вот и появился «Цирк».

Дмитрий Брянцев сделал спектакль на музыку Валерии Бесединой и Камиля Сен-Санса. Для второго акта у покойного классика был взят «Карнавал животных»; наша современница специально сочинила первый акт истории о приезде в город бродячего цирка, все животные в котором по дороге разболелись, а после встречи с доктором Айболитом выздоровели и отработали представление, Беседина обеспечивала музыкальное сопровождение зверских страданий и лечения; Сен-Санс отвечал за аккомпанемент цирковым номерам.

У Брянцева с Бесединой наметилось большее взаимопонимание, чем с Сен-Сансом. Несколько заунывная музыка сопровождала последовательное выкатывание больных животных из фургонов на площадку. Завернутые в огромные серые тела слоны и обросшие бурыми махрами обезьяны выпадали из транспорта вслед за медведем и птичками, еле передвигались и всячески показывали, как им плохо. Продолжалось все это минут двадцать, и намека на танец не было -- сплошное перетаскивание увечных в братскую постель (не поддавшиеся заразе клоуны были призваны на роль санитаров, сволокли всех в сторону, накрыли одним одеялом и поставили один градусник на всех). Дети страшно сочувствовали. Родителей потряс монолог больного льва: в музыке нескрываемо цитировался похоронный марш Шопена.

После прибытия доктора Айболита все же выздоровели -- но снова не танцевали. Однажды подпрыгнул героический слон. Обезьяны играли в чехарду, зайцы семенили на полусогнутых, доктора Айболита возили по сцене сидящим в железном тазу. В глазах рябило от красок (Валерий Левенталь сделал пеструю и смешную декорацию цирка, но костюмы героям сотворил также пестрыми; в результате -- пятна на пятнах, и снимавшие спектакль фотографы извелись, пытаясь отделить действующих лиц от задников). В антракте дети визжали рядом с работавшими в фойе клоунами, а взрослые пытались угадать, каким будет второй акт.

Потому что во втором акте у Сен-Санса среди карнавальных животных должен был появиться Лебедь. Тот самый Лебедь, которого впервые и навеки уморил для Анны Павловой Михаил Фокин. И поставить заново именно эту музыку для хореографа -- ну, как писателю заново сочинить «Темные аллеи». То есть взглянуть на такое кто же откажется.

Скажем сразу: Лебедь у Брянцева выжил. Появился, как всегда, переминаясь с ноги на ногу в извечной белой пачке. Повздрагивал согласно каноническому тексту, но когда уже время было умирать -- скромно удалился. (Имя Фокина в программке не упомянуто.) Другим животным повезло меньше: Брянцев пытался ставить им танцы сам, и это катастрофически не удавалось. Куски музыки -- малюсенькие, развернуться большому таланту негде, хоп -- все выскочили, хлоп -- все убежали. Ни одной индивидуальной характеристики, ни хоть малюсенькой находочки. Ну конечно, черепах надо было заставить танцевать канкан. А еще огромные костюмы, в которых кенгуру были похожи на жирных крыс...

Детские спектакли -- не просто выходное времяпрепровождение. Это вербовочный пункт. Ребенок заболевает страстью к балету в период от трех до девяти лет. Проверено веками и зафиксировано томами мемуаров. К десяти он достает своих родителей, и те ведут его на экзамен в училище. В том, что конкурс в училища катастрофически падает и учителям не из кого выбирать, -- я обвиняю в том числе и Дмитрия Брянцева.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.12.2002
«Цирк приехал» в Музыкальном театре
Этот спектакль главный балетмейстер Музыкального театра Дмитрий Брянцев обещал прессе очень давно. Пресса трепетала: после случившейся два года назад оргиастической «Дамы с камелиями» и прыгнувшей в репертуар незадолго до нее «Саломеи», где голова Иоанна Крестителя летала над авансценой на качелях, трудно было заподозрить хореографа в способности сотворить невинный детский спектакль... >>
  • //  16.12.2002
Ярмарка современного искусства «Арт-Манеж 2002» подвела итоги
Победные реляции с художественного рынка поспели как раз к концу года. Самая большая и демократичная российская художественная ярмарка «Арт-Манеж» отрапортовала о достижениях невиданных и продажах неслыханных... >>
  • //  16.12.2002
Вчера в Бостонском музее изящных искусств открылась выставка «Впечатления света: французский пейзаж от Коро до Моне». 150 произведений из коллекции музея рассказывают о развитии того направления пейзажной живописи, которое принято называть «пленэризм». Помимо живописи выставлены пастели, акварели, рисунки, гравюры и фотографии. Развитие французской пейзажной живописи второй половины XIX века у большинства ассоциируется исключительно с импрессионизмом. Научная ценность новой выставки в том, что авторы знакомят зрителей с творчеством малознакомых живописцев (Поль Юе, Карл Бодмер, Антуан Шантрей), долгое время бывших в тени Коро, Писсарро и Дега, а также тех знаменитых, которые в какой-то момент утомились проецировать на холст мир, отраженный сетчаткой глаза. Гоген, Ван Гог, Синьяк, Редон искушение импрессионизмом благополучно преодолели ради своих собственных живописных систем... >>
  • //  16.12.2002
О новом амбициозном здании лондонской мэрии наша газета писала летом. Сегодня есть повод обратить внимание читателей на другой экстравагантный проект, что был утвержден на днях городскими властями. Речь идет о стеклянном мосте через Темзу в центре британской столицы. Спроектировал его дизайнер Томас Хитервик. Конструкция предполагается уникальная: без металлических стяжек или болтов. Ни одной сварки. Семь метров -- сплошь стекло... >>
  • //  16.12.2002
Московский «Арт-Манеж» главной темой ярмарки этого года объявил консервативную живопись. Альтернативные петербуржцы в Мраморном дворце Русского музея почти одновременно, на прошлой неделе, презентовали премию в области новейших, а не традиционных технологий. Учредила премию компания General Satellite, дистрибьютер систем спутникового телевидения. Премия должна способствовать развитию искусства, ориентированного на современные технологии арткоммуникации, прежде всего на видеоискусство. Распорядителями премии стали известные деятели питерской художественной жизни: Дмитрий Виленский и его жена Цапля (художница Ольга Егорова). Впервые премия будет присуждена весной 2003 года. Призовой фонд составит 13 тысяч долларов. Вручать премию планируют раз в два года. В жюри входят три гуру Contemporary Art: международные кураторы Яра Бубнова и Виктор Мизиано и заведующий отделом новейших течений искусства в Русском музее Александр Боровский. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ