N°228
10 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  10.12.2002
Анатолий Васильев: «Дайте театру заниматься театром - хороший он или плохой»
версия для печати
Анатолий ВАСИЛЬЕВ -- самый радикальный режиссер современного российского театра. После успешный первых спектаклей «Соло для часов с боем», «Взрослой дочери молодого человека», «Серсо» он решительно отринул всякие заигрывания с публикой и погрузился в самые недра театрального искусства, исследуя и экспериментируя. Свой театр он назвал «Школой драматического искусства», но его истовость скорее подходит для секты. Тем не менее он воспитал довольно много учеников как актеров, так и режиссеров. Для его театра московское правительство много лет строило здание на месте бывшего кинотеатра «Уран» на Сретенке -- специальное помещение, рассчитанное на лабораторию, пространство экспериментальных поисков. Отсутствие в его театре привычного репертуара вызвало недоумение чиновников, которые даже поднимали вопрос о передаче здания другому, более публичному театральному коллективу. На защиту учителя пришли ученики, решившие активизировать внешнюю деятельность «Школы». Одним из таких начинаний стал фестиваль «Эффективный декабрь», начавшийся недавно на Сретенке. Беседу вела Светлана ХОХРЯКОВА.

-- Название вашего фестиваля «Эффективный декабрь» родилось в ответ на претензии московских властей в неэффективном использовании нового здания театра на Сретенке...

-- Когда я приезжаю в Россию из-за границы, у меня всегда отвратительное настроение. Меня начинают ругать, прилипать ко мне, все-то я делаю плохо, не так. Идет массовое уничтожение вкуса. А государственная политика нацелена на превращение театра в экономическое оружие. Я -- не коммунист и не был им, не буду состоять ни в левой, ни в правой партии, но кто-то другой предпочтет власть партии власти денег. Особенно если власть денег ведет себя по-варварски.

Все то, что мы покажем в программе фестиваля «Эффективный декабрь» -- от уроков Мин Танаки до акции Рабочего центра Ежи Гротовского и Томаса Ричардса из Понтедеры, -- разные вещи, но одного художественного устремления. То, что делает Центр в Понтедере, -- генетика театра. Это надо видеть, и не глазами, а узнать, прочувствовать. Счастливы те, кто будет присутствовать на их «Акции» и на представлении «Остался один вдох».

-- Что такое Театральное товарищество учеников Васильева «Сретенка»?

-- Его образовали мои ученики для того, чтобы сложить свои усилия и творческие возможности. Товарищество выходит на сцену Манежа -- зала на Сретенке. Пока это две работы -- «Воскресение Лазаря» Бориса Мильграма и «Фауст. V редакция» Бориса Юхананова.

Для всякой хорошей программы теперь нужна помощь: материальная и административная. Раньше человеческих ресурсов было достаточно. Если таковых нет, то самые замечательные идеи погибнут. Они требуют человеческого подвига, на который люди теперь не готовы.

-- Присматриваетесь ли вы к тем, кто идет работать в театр сегодня?

-- Нет, не присматриваюсь. Неинтересно.

-- Вы не оставляете молодым никакого шанса?

-- Я не даю шанса? Хотя им, действительно, никакого. Потому что они должны пройти весь путь в театре заново. Это же профессия! Рано или поздно они обратятся к книгам. Но театр по книгам не изучишь. Он подобен медицине, передается уз рук в руки, из уст в уста. Это устная культура. Он древний по своему происхождению и всегда будет такого состава. Это культура ремесленная, интеллектуальная. Уже нынешнее поколение 35--40-летних не знает, чем делается театр. А те, кому 25, -- чем они будут соображать?

-- Но они же не с Луны свалились, а выросли в этой стране, воспитывались на каких-то примерах...

-- На чем? Для того чтобы воспитываться, нужно же уроки получать.

-- Разве их некому было давать?

-- Ну, хватит! Это все несерьезно. Всегда кто-то рождается, только есть великие, а есть эпизоды. Что мне пересказывать историю о том, как театры были, а потом их не стало?

Мы живем в тот период, когда все уничтожается и рассыпается. Это я говорю как специалист. Я вижу, что происходит, собирая актеров на лабораторию. Написана пьеса, слова выучены, вышли люди на сцену, что-то говорят, публика собирается. Но это не означает, что вы в театре.

-- В каких условиях существует Центр Ежи Гротовского и Томаса Ричардса в Италии, который принимает участие в программе «Эффективный декабрь»? Напоминают ли они вашу театральную жизнь?

-- Когда я работал в театре на Поварской, то жил по тем же самым законам. Теперь, когда я перешел на Сретенку, мне хотят навязать другие законы.

С Центром Гротовского мы начинаем большую программу, рассчитанную на три года вперед. Там нет актеров, есть ученики. Они находятся на закрытой территории лаборатории. Я -- на открытой, смешанной, в промежутке между лабораторией и театром. Хотелось бы вернуться в прежние времена, когда я мог позвать за собой людей. Но я все чаще оказываюсь в одиночестве. В силу ли возраста, наступающей старости (неловко об этом говорить) или в силу резких перемен жизни, свернувших головы людей так, что они теперь смотрят на собственную задницу. Дайте театру заниматься театром -- хороший он или плохой.

Что-то происходит. Посмотрите, сколько за последние пару лет ушло из театра людей. Нет больше прежнего состава. Он новый. Чтобы этого не происходило, надо изменить жизнь. А может, оставить театр навсегда, перестать им заниматься, не ходить на эту территорию, уступив ее другим людям.

-- Каков, по-вашему, идеальный театр?

-- У каждого -- свой. Есть нечто, что отличает русский театр от европейского. Европейский возникает из внешней потребности. Русский -- из внутренней. Эта потребность генетического, коренного свойства. Я отношу себя к людям внутренней потребности. Нас таких достаточно.

Я призвал бы людей театра резко прекратить заниматься бульварщиной, заигрыванием с публикой, перестать заполнять залы ради наполнения кассы и во имя того, чтобы не потерять здания, актеров, труппы. Надо вспомнить ту колыбель, из которой все мы вышли, время, когда нас вынянчивали учителя, как меня вынянчивала Мария Кнебель, как делал это Алексей Попов. Нужно вспомнить всех этих людей и в одночасье погнать из театров коммерческих директоров и распространителей билетов, открыть двери для людей неимущих. Кесарю -- кесарево, коммерческому театру -- коммерческую публику, художественному -- художественную.
Беседовала Светлана ХОХРЯКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  10.12.2002
Анатолий ВАСИЛЬЕВ - самый радикальный режиссер современного российского театра. После успешный первых спектаклей «Соло для часов с боем», «Взрослой дочери молодого человека», «Серсо» он решительно отринул всякие заигрывания с публикой и погрузился в самые недра театрального искусства, исследуя и экспериментируя. Беседу вела Светлана ХОХРЯКОВА... >>
  • //  10.12.2002
Моя близкая подруга, не понаслышке знакомая с жилищными проблемами, любит во время просмотра какого-нибудь фильма то и дело задавать риторический вопрос: «Интересно, а где они живут?» Иногда получается очень уместно. Имеет смысл проверить высокие авторские замыслы бытовой, житейской логикой... >>
  • //  10.12.2002
Труппа американских пенсионеров приехала в Москву
Жил-был сертифицированный бухгалтер Роберт Г. Хоффман. Выпускник Гарварда, он получил звание магистра в Уортонской школе бизнеса. Трудился тщательно, женился на Линде Вайсс, вырастил сына Сэмюэля и дожил в Нью-Йорке до семидесяти двух годов, не подозревая о существовании такой отравы, как классический балет. Но однажды подул южный ветер и на пути почтенного бухгалтера появилась Филис Лэтин, преподаватель самых разнообразных танцев в Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк. Ей тоже было семьдесят два -- и она смогла увлечь президента консалтинговой фирмы «Роберт Г. Хоффман Инк.» идеей организации балетной антрепризы. Компаньоны презрели полумеры и решили впервые показать в Москве программу, в которой сразу соединялись бы классика, модерн, чечетка и джаз. Чтобы сразу было ясно, что такое «Многоликий американский балет». И в том, что все это послужит культурному обмену между народами, не сомневались... >>
  • //  10.12.2002
Определилась шестерка «лучших рассказчиков» уходящего года
Три года назад журнал «Новый мир» и Благотворительный резервный фонд учредили премию за лучший русский рассказ года. Нарекли премию именем Юрия Казакова, установили наградную сумму (3000 долларов), стали формировать жюри (председатель -- от «Нового мира», в этом году Ольга Новикова; президент АКБ «Национальный резервный банк» Александр Лебедев -- от фонда, неизменно; остальные судьи либо прямо из журнала, либо из его окрестностей, в этом году -- критик Мария Ремизова, литератор широкого профиля Владимир Губайловский, поэт и главный редактор «Старого литературного обозрения» Виктор Куллэ, прозаик Антон Уткин) и стали награждать рассказчиков. В 2000 году премию снискал за «Псов Полесья» Игорь Клех, в 2001-м -- за «Пролетного гуся» Виктор Астафьев (посмертно)... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика