N°222
02 декабря 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  02.12.2002
Китайские господа-товарищи
«Главная цель вступления в партию -- понять ее курс»

версия для печати
История главы компании «Фэйюэ» 40-летнего Цю Цзибао очень похожа на классические американские истории делового успеха. Цю родился в крестьянской семье, из-за недостатка средств ему не удалось получить полное среднее образование. В 1983 году он занял денег и начал собственное дело. За два десятилетия основанная им фирма превратилась в крупнейшего китайского производителя швейных машин и заняла существенное место на мировых рынках. Однако в этой истории есть и чисто китайская специфика -- в ноябре коммунист Цю Цзибао приехал в Пекин в качестве делегата XVI съезда китайской компартии от провинции Чжэцзян. О своем понимании роли частного бизнеса в строительстве китайского социализма под предводительством Компартии Китая ЦЮ ЦЗИБАО рассказал обозревателю газеты «Время новостей» Александру ЛОМАНОВУ.

-- Какие у вас впечатления от нынешнего партийного съезда?

-- Очень хорошие. Ведь это обобщение не только итогов пяти лет работы нынешнего состава ЦК КПК, но и опыта прошедших 13 лет. После 1989 года в стране сложилась очень хорошая экономическая ситуация. Неважно, частное предприятие или государственное, если там был настрой на дела, реализовать начинания было нетрудно. Работать легко, поскольку проводится грамотная политика.

И еще одно -- я очень глубоко ощутил, какие огромные перемены произошли в стране за 13 лет. В конце 80-х я начал продавать продукцию за рубеж, и тогда я очень завидовал развитым странам -- там такие высокие небоскребы, удобные дороги, чистые улицы. Тогда я думал: когда же все это будет и у нас? Теперь все это появилось, и не только в Пекине, Шанхае или Шэньчжэне, но и у нас в провинции. В моем городе Тайчжоу выросло много новых высоких зданий, все это можно увидеть собственными глазами. У нас в провинции Чжэцзян идет очень быстрое развитие экономики, прежде всего за счет частного бизнеса.

-- У вас есть какие-нибудь политические пожелания к властям?

-- Все надо менять в соответствии с изменениями ситуации, как говорилось в докладе, надо «идти в ногу с эпохой». В докладе ЦК я особо выделяю положение про «две поддержки без всяких колебаний» -- власти будут укреплять и развивать общественный сектор, но при этом поощрять, поддерживать и ориентировать частный сектор экономики. Это для нас очень важно, это придает больше уверенности в будущем развитии, в стабильности политики КПК. Это придает мне решимости трудиться над превращением компании в большое и мощное предприятие.

-- Не случится ли так, что нынешняя смена власти повлияет на развитие частного бизнеса?

-- Смена государственного руководства не окажет на развитие негосударственных предприятий абсолютно никакого влияния. С самого начала реформ наша компартия последовательно придерживается политики развития, где в центре стоит экономика. Так было при старом руководстве, и новое руководство продолжит движение вперед под великим знаменем теории Дэн Сяопина. Я полагаю, что выдвинутая на съезде идея «тройного представительства» (КПК возложила на себя задачу способствовать развитию передовых производительных сил, культуры и защищать интересы народа. -- Ред.) не только не повредит частному сектору, но даже еще более ускорит его развитие.

-- Скажите, помогает ли членство в партии решению деловых проблем?

-- Вступить в партию -- хорошо для любого, будь он предприниматель или простой человек, поскольку компартия у нас славная и правильная. Партийную программу, партийную политику надо принимать обязательно. Компартия действует для людей, это партия обогащения народа и усиления государства. Человек неактивный в партию вступать не будет. Один человек не может создать предприятие, для масштабного предприятия нужны тысячи людей. Тут нужна активность, поэтому для предпринимателя вступить в КПК -- дело хорошее. Можно будет правильнее понять партийную политику, что можно делать и чего делать нельзя. Главная цель вступления в партию -- это понять ее курс. Как член партии, я эту политику понимаю.

Что до практической выгоды, когда я вступал в партию, я не задумывался об этом. Есть куда более успешные предприятия, чем мое, и во главе их стоят как коммунисты, так и беспартийные. Проникновение на рынки никак не зависит от коммунистических убеждений. Тут главное -- принимает ли рынок твой товар, насколько эффективно работает предприятие, как успешно идет освоение новых изделий, какова ценовая конкурентоспособность. Эти условия одинаковы для коммунистов и беспартийных.

-- А при выходе на внешние рынки государство вам помогает?

-- В интересах развития предприятия мы еще в 1989 году стали продвигаться вовне -- китайский рынок слишком маленький. Чтобы набрать размах, предприятию надо выходить за границу. Теперь мы установили торговые контакты более чем со ста странами, годовой объем экспорта достигает 100 млн долларов. Государство приветствует наш выход на иностранные рынки, помогает в подготовке внешнеторговых кадров, в понимании иностранных законов. Право экспорта мы получили относительно рано, еще в 1994 году, до этого мы продавали продукцию через внешнеторговую компанию. Тут тоже идет раскрепощение: с 2000 года частные предприятия получили право самостоятельного экспорта.

-- Вы давно вступили в партию?

-- В 1988 году, хотя заявление подал еще в 1986 году. Тогда я уже основал небольшой завод, занимавшийся изготовлением запасных частей. Но не надо сегодняшнее смешивать с тем, что было 15--20 лет назад, тогда Китай еще не был настолько раскрепощенным.

-- А парторганизация на вашей фирме есть?

-- Размер предприятия непрерывно увеличивается, сейчас на нем занято несколько тысяч работников. Через год после моего вступления в КПК, в 1989-м, мы создали партячейку, в ней было лишь 3--5 человек. В 1994 году мы создали парторганизацию, в 1998-м -- партком, теперь на нашем предприятии более ста коммунистов. Наши управленцы, люди с высоким уровнем знаний и навыками менеджмента, -- все они коммунисты. Создание партийных структур пошло на благо предприятию. Это важно, ведь в случае затруднений можно через партийную организацию сплотить сотрудников. Еще важнее, что через нее на предприятии проводится политика партии. Это при капитализме людей стимулируют годовыми премиями и властью, у нас лучшие работники вступают в партию.

-- Так кто же главный? У вас хозяин руководит парткомом, или партком -- хозяином?

-- У каждого свое направление. Что касается хозяйствования и развития предприятия, то я руковожу парткомом. Что касается реализации политического курса компартии, то партком руководит мной.

-- Какая доля акций компании принадлежит лично вам?

-- 83%. Еще 17% принадлежат управляющему персоналу и лучшим сотрудникам компании. 13 лет назад мое имущество стоило не более 200 млн юаней, теперь оно оценивается в 1,3 млрд (это около 160 млн долларов. -- Ред.). Да и работники больше не бедствуют -- они покупают много бытовой техники, некоторые приобрели квартиры, автомобили и дачи. 85% работников «Фэйюэ» имеют банковские счета.

-- На Западе есть противоречия между капиталистами и рабочими, а на вашей фирме все состоят в правящей партии. Как складываются отношения с работниками?

-- Так на Западе капитализм, а у нас -- социализм с китайской спецификой. У нас на предприятии отношения с рабочими строятся на слиянии труда и капитала. Если законные трудовые права рабочих охраняются, если капитал предприятия растет, если хозяйствование ведется правильно и выплачиваются налоги, то и противоречий нет. КПК в докладе на съезде четко пояснила это всему миру, выдвинув лозунг последовательной реализации важной идеи «тройного представительства».

-- То есть у китайских бизнесменов больше нет препятствий для членства в компартии?

-- Еще в прошлом году на праздновании 80-летия КПК говорилось, что если ты признаешь программу партии и законно занимаешься бизнесом, то ты такой же строитель китайского социализма, как рабочие, крестьяне и военнослужащие. Как строители социализма мы все равны, значит, бизнесменам можно вступать в партию. На нынешнем съезде в докладе ЦК говорится, что надо без колебаний поддерживать, направлять, развивать частные предприятия. Все мы китайские граждане, если лучшие представители всех слоев пойдут в ряды партии, это не принесет вреда, напротив, будет больше жизненной силы и активности. Вступление предпринимателей в партию принесет КПК только хорошее. Что касается статуса КПК как партии рабочего класса, то в докладе генсек заявил, что партия -- это авангард всей китайской нации. Я понимаю это так: если ты родился на китайской земле, если ты принадлежишь к китайской нации, если ты признаешь программу партии и вносишь вклад в развитие китайской нации, твое вступление в КПК будет приветствоваться.

-- Совмещаются ли ваши коммунистические и рыночные идеалы?

-- Лет двадцать назад у меня никаких идеалов не было -- думал лишь, как прожить. Политика реформ и открытости дала шанс приобрести идеалы, появилась возможность открыть свое дело. Компартия ведь создала условия для развития частных предприятий. Хозяину всегда хочется, чтобы его предприятие из маленького стало большим. Цель моей борьбы в том, чтобы самые лучшие на свете швейные машинки производила в Китае наша компания.

-- И все же присутствие бизнесменов в партийных рядах -- дело новое. Есть ли ощущение собственной «второсортности» среди делегатов съезда?

-- Да что вы, я чувствую огромный прилив энергии, я никогда еще не видел таких высоких руководителей. Они ко мне относятся хорошо, как к равному. Меня не задвигают, напротив, просят выступить. Да и возможность встречи в этом зале с журналистами показывает, что есть не только равенство, но и поддержка. Хотя объективно частные предприятия еще отстают от государственных, история их развития не превышает двух десятилетий, есть просчеты в технологии, в управлении, при выходе на рынки.

-- А как относятся к вашей партийной миссии знакомые бизнесмены?

-- Когда три месяца назад меня избрали делегатом на съезд, я был очень взволнован и тоже много думал о том, как на меня будут смотреть другие предприниматели. Потом я общался со многими бизнесменами, они гордятся мной. Ведь КПК оказала честь не одному лишь Цю Цзибао, а выказала доверие десяткам тысяч предпринимателей. Это огромная ответственность. Вернусь домой -- буду разъяснять и пропагандировать доклад. Предприниматели вокруг меня благодарны КПК, ведь частные предприятия без партийной политики реформ не появились бы. В моем кругу все поддерживают КПК. Что касается членства, так это не захотел и тут же вступил, тут есть партийный порядок. Но я верю, что в будущем таких людей станет больше.

-- Личные доходы у вас большие?

-- Как и у остальных руководителей компании. В карман кладу 70--80 тысяч юаней (9--10 тысяч долларов) за год, мне хватает. Остальное идет на расширение производства. Партвзносы плачу на основании размера доходов -- каждый год 1400 юаней, то есть как минимум 100 юаней (12 долларов) в месяц.

-- А пожертвования на нужды компартии вы делали?

-- Я человек не богатый и пожертвований КПК не делал -- выплачиваю только взносы. Я жертвовал деньги непосредственно в бедные районы и бедным людям, но не в ущерб интересам развития предприятия. (На следующий день после того, как президент компании был избран делегатом партсъезда, «Фэйюэ» перечислила 10 млн юаней, то есть 1,2 млн долларов, в фонд студенческих стипендий. -- Ред.)

-- Тогда как же вы собираетесь выразить свою преданность компартии?

-- Партия не требует пожертвований, она гарантирует работу бизнеса, который действует по закону. Я хочу еще лучше наладить работу предприятия, внести вклад в развитие государства.

-- А если компартия вдруг потребует отдать ей все имущество?

-- Компартия не выдвигает такого требования. Политика партии в том, чтобы служить народу и обогащать его, а не в том, чтобы требовать у людей денег. В капиталистических странах тоже надо платить налоги, тоже есть люди, желающие заниматься благотворительностью, на Западе ведь отставные президенты создают фонды. Я думаю, что КПК лучше иностранных правительств, поскольку высокопоставленное руководство не занимается бизнесом. Это на Западе человек сегодня является президентом или министром, а завтра опять занимается своим бизнесом. У нас этого нет, и это хорошо.

-- А как быть с коммунизмом -- ведь стратегическая цель КПК остается прежней, значит, имущество все равно придется обобществлять?

-- Не надо понимать нашу компартию так. Коммунизм -- это цель борьбы, на это уйдет сто, двести или триста лет. Так во всех странах -- человек приходит в мир с пустыми руками, умирая, он ничего не может унести с собой. Когда китайская компартия появилась на свет, у нее тоже ничего не было. Но все это время она старалась в интересах всего народа, так что противоречия тут нет.

-- И все же лет через сто имущество придется отдавать?

-- Если так думать, то делами заниматься будет невозможно. Вот минут через 15 я поеду назад в гостиницу, а на сто лет вперед я планировать не могу. Надо думать об обозримой перспективе, и тут у нас политика очень хорошая. У нас все теоретические инновации в партии -- для народа, так было все 80 лет существования КПК.

-- У вас солидное состояние, кому вы его собираетесь оставить -- государству или детям?

-- Еще не думал. Вообще-то создание мощного предприятия может быть делом нескольких поколений, одному человеку это не под силу. Если мои дети смогут развивать еще лучше дело, пусть трудятся. Если нет -- пусть этим займутся другие на благо предприятия, это ведь и называется движением капитала.

В докладе ЦК КПК на XVI съезде выделяется ряд важных партийных установок, указывающих на повышение статуса частного бизнеса и общественно-политической роли предпринимателей.

-- Ряды прежних «строителей социализма с китайской спецификой» (рабочие, крестьяне, интеллигенция) пополнились предпринимателями, работниками частных предприятий и предприятий с иностранным капиталом, работниками посреднических организаций, лицами свободных профессий и др.

-- Политическая прогрессивность или отсталость человека не определяется размерами его имущества. Главное -- его идейно-политический облик, реальные поступки, происхождение имущества и его использование.

-- При начальном распределении полагается поощрять часть людей богатеть раньше других за счет честного труда и законного предпринимательства.

-- Для усиления влияния и цементирующей роли партии в масштабах всего общества важно вовлекать в нее передовые элементы из всех социальных слоев, в том числе бизнесменов.

-- Парторганизации на частных предприятиях должны претворять в жизнь курс и политику КПК, контролировать предприятия в соблюдении законов и государственных нормативных актов, руководить профсоюзной, комсомольской и другими массовыми организациями, объединять и сплачивать рабочих, защищать законные права и интересы всех сторон, стимулировать здоровое развитие этих предприятий.

-- Нельзя противопоставлять друг другу общественный и частный сектор экономики, все сектора экономики смогут показать свои преимущества в ходе рыночной конкуренции.

-- Нужно без колебаний поощрять частный сектор экономики, который играет важную роль в активизации общественных сил и ускорении развития производительных сил.

-- Необходимо обеспечить негосударственным предприятиям выход на рынок, справедливую конкуренцию в области инвестирования, накопления средств, налогообложения и внешней торговли.

-- Необходимо совершенствовать правовую охрану системы частной собственности.

-- Следует охранять все законные трудовые и нетрудовые доходы.

-- Между государством, предприятиями и отдельными лицами следует ввести принцип распределения по заслугам в соответствии с вложенным трудом, капиталом, технологиями и менеджментом.

-- Надо поддерживать и развивать рынки капитала, имущественных прав, земельные рынки, рынки рабочей силы, технологий.
Беседовал Александр ЛОМАНОВ

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  02.12.2002
«Главная цель вступления в партию -- понять ее курс»
История главы компании «Фэйюэ» 40-летнего Цю Цзибао очень похожа на классические американские истории делового успеха. О своем понимании роли частного бизнеса в строительстве китайского социализма под предводительством Компартии Китая он рассказал обозревателю газеты «Время новостей» Александру ЛОМАНОВУ. >>
  • //  02.12.2002
Главным событием XVI съезда КПК стала смена поколений партийного руководства. Однако не менее яркой сенсацией стало появление среди двух с лишним тысяч делегатов съезда трех десятков частных бизнесменов... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика