N°196
23 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  23.10.2002
Вечная смута
версия для печати
«Дружба народов» (№10) завершила публикацию «ретро-романа» Елены Гиляровой «Учитель с царским именем». Дочитав эту историю и вновь просмотрев ее первую часть, я понял, насколько скоропалителен был мой отзыв в предыдущем обзоре. Нет, Гилярова не Акунин и не Юзефович - в ее романе нет ни игровой стилизации, ни упоения собственной «осведомленностью», ни аллюзионных забав. И сюжет с разоблачением провокатора-оборотня здесь нужен не сам по себе, а для характеристики очень симпатичного героя - сельского учителя с «царским именем» Александр Павлович. Гилярова вовсе не идеализирует «Россию, которую мы потеряли» - оголтелая увлеченность интеллигенции революцией представлена во всей красе, а несколько авторских выходов в «светлое будущее» (да и наша осведомленность о том, «чем все это кончится») придают роману щемяще печальную тональность. Не удастся Александру Павловичу остановить бег «красного колеса» - всего несколько лет будет он счастлив с крестьянской девушкой, своей бывшей ученицей, которая в романе появляется мельком и вроде бы к главному сюжету касательства не имеет. Но девчушка эта будет и при большевистской недоле помнить своего мужа - будет продолжать его дело, учить деревенских ребят. И не только грамоте и счету. В какой-то мере роман Гиляровой объясняет, почему революция все-таки не сумела свести на нет «нестоличную», «тихую», но благородную, талантливую и жадную до конкретных дел русскую интеллигенцию. Авторскую манеру повествования хочется назвать «скромной» (хотя организован роман умело, а тон выдержан точно), и скромность эта вызывает уважение и человеческую симпатию к автору.

Другая удача «ДН» - повесть Анатолия Азольского «Белая ночь». Сюжет, как обычно у Азольского, закручен лихо и непредсказуемо, послевоенный морок воссоздан с гипнотической убедительностью, а в каждом крупно поданном персонаже есть своя тайна. 28 журнальных страниц читаются на одном дыхании, при том что их «содержание» другой автор раскатал бы на здоровущий роман. Словом, настоящая «хорошо сделанная вещь».

Вероятно, примерно так же смотрят в редакции и на повесть Сергея Тютюника «Кармен и Бенкендорф». Кармен не испанская цыганка, а кавказская немка, в ранней молодости убившая собственного мужа, прошедшая советские тюрьмы, пытавшаяся донести свой опыт до публики (ее проза была остановлена цензурой), а ныне торгующая своим телом. Бенкендорф не граф Александр Христофорович, а бывший главный цензор СССР, в новые времена курирующий «информацию» в одной из «горячих точек». И сюжет вроде бы есть, и типажи прописаны, и прифронтовая фактура подается с чувством меры, и модные ныне рассуждения о том, что умные аппаратчики старались защитить государство от грядущей смуты введены достаточно аккуратно, и шуточки есть удачные, и даже финал не без «слезности» (все люди - все человеки, пожалела роковая Кармен больного старика Бенкендорфа), а какой-то неисправимой литературщиной несет от каждой строки. Но не исключаю, что повесть может кому-то и понравиться.

Безусловно информативен большой очерк Ефима Бершина «Дикое поле. Приднестровский разлом», хотя симпатии автора к самопровозглашенной республике могли бы звучать не так наступательно.

Поутру, натравив кофеин на дремучесть/ дряблой праздности, ставшей заменой уму,/ пациент составляет реестр преимуществ/ перед всем, кто здрав и не ровня ему

«Дружба народов» (№10) завершила публикацию «ретро-романа» Елены Гиляровой «Учитель с царским именем». Дочитав эту историю и вновь просмотрев ее первую часть, я понял, насколько скоропалителен был мой отзыв в предыдущем обзоре. Нет, Гилярова не Акунин и не Юзефович - в ее романе нет ни игровой стилизации, ни упоения собственной «осведомленностью», ни аллюзионных забав. И сюжет с разоблачением провокатора-оборотня здесь нужен не сам по себе, а для характеристики очень симпатичного героя - сельского учителя с «царским именем» Александр Павлович. Гилярова вовсе не идеализирует «Россию, которую мы потеряли» - оголтелая увлеченность интеллигенции революцией представлена во всей красе, а несколько авторских выходов в «светлое будущее» (да и наша осведомленность о том, «чем все это кончится») придают роману щемяще печальную тональность. Не удастся Александру Павловичу остановить бег «красного колеса» - всего несколько лет будет он счастлив с крестьянской девушкой, своей бывшей ученицей, которая в романе появляется мельком и вроде бы к главному сюжету касательства не имеет. Но девчушка эта будет и при большевистской недоле помнить своего мужа - будет продолжать его дело, учить деревенских ребят. И не только грамоте и счету. В какой-то мере роман Гиляровой объясняет, почему революция все-таки не сумела свести на нет «нестоличную», «тихую», но благородную, талантливую и жадную до конкретных дел русскую интеллигенцию. Авторскую манеру повествования хочется назвать «скромной» (хотя организован роман умело, а тон выдержан точно), и скромность эта вызывает уважение и человеческую симпатию к автору.

Другая удача «ДН» - повесть Анатолия Азольского «Белая ночь». Сюжет, как обычно у Азольского, закручен лихо и непредсказуемо, послевоенный морок воссоздан с гипнотической убедительностью, а в каждом крупно поданном персонаже есть своя тайна. 28 журнальных страниц читаются на одном дыхании, при том что их «содержание» другой автор раскатал бы на здоровущий роман. Словом, настоящая «хорошо сделанная вещь».

Вероятно, примерно так же смотрят в редакции и на повесть Сергея Тютюника «Кармен и Бенкендорф». Кармен не испанская цыганка, а кавказская немка, в ранней молодости убившая собственного мужа, прошедшая советские тюрьмы, пытавшаяся донести свой опыт до публики (ее проза была остановлена цензурой), а ныне торгующая своим телом. Бенкендорф не граф Александр Христофорович, а бывший главный цензор СССР, в новые времена курирующий «информацию» в одной из «горячих точек». И сюжет вроде бы есть, и типажи прописаны, и прифронтовая фактура подается с чувством меры, и модные ныне рассуждения о том, что умные аппаратчики старались защитить государство от грядущей смуты введены достаточно аккуратно, и шуточки есть удачные, и даже финал не без «слезности» (все люди - все человеки, пожалела роковая Кармен больного старика Бенкендорфа), а какой-то неисправимой литературщиной несет от каждой строки. Но не исключаю, что повесть может кому-то и понравиться.

Безусловно информативен большой очерк Ефима Бершина «Дикое поле. Приднестровский разлом», хотя симпатии автора к самопровозглашенной республике могли бы звучать не так наступательно.

Поутру, натравив кофеин на дремучесть/ дряблой праздности, ставшей заменой уму,/ пациент составляет реестр преимуществ/ перед всем, кто здрав и не ровня ему
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.10.2002
Известные кельнские коллекционеры хотят привлечь Россию к организации музея жертв репрессий
Нынешней осенью в Москву собираются приехать известные кельнские коллекционеры Кенда и Яков Бар-Гера. Целью их визита станет создание в Москве российского филиала Общества поддержки Музея гонимого искусства. Сам музей должен открыться 10 мая 2003 года в израильском городе Ашдод... >>
  • //  23.10.2002
Анонсы новых журналов представляет своим читателям газета «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
  • //  23.10.2002
В Москве можно посмотреть один из самых важных фильмов этого года
С 18 октября «Сын» братьев Дарденн идет в ЦДЛ. Теперь любой москвич может посмотреть этот фильм, по отзывам многих авторитетных критиков, едва ли не лучший среди снятых за последнее время. Только не верьте завлекающе-развязному тону анонсов - никакой криминальной драмы с «бешено вращающейся электропилой» и вообще никакой остросюжетности в картине вы не увидите... >>
  • //  23.10.2002
В клубе «16 тонн» прошли выступления музыкантов Дамо Судзуки
В клубе «16 тонн» можно было послушать концерт Damo Suzuki Network. Эпитет «легендарный» в случае с Судзуки не гипербола. Во-первых, Судзуки был вокалистом немецкой группы Can, которая в 70-е годы полностью перевернула обычные представления о роке среди рокеров и об академическом авангарде среди авангардистов. Трое создателей ансамбля -- Ирмин Шмидт, Холгер Цзукай и Джеки Либцайт -- учились музкомпозиции и муздеконструкции у самого Карлхайнца Штокхаузена, одного из отцов современного академического авангарда... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика