N°194
21 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  21.10.2002
Вялый протест
Новая версия «Спартака» в театре «Классический балет»

версия для печати
Взявшись ставить «Спартака», Наталья Касаткина и Владимир Василев, несомненно, руководствовались художественными, практическими и личными соображениями одновременно. Заманчиво взяться за одну из лучших балетных партитур ХХ века. Самое продаваемое название из репертуара Большого театра именно «Спартак» -- быть может, интерес зарубежных импресарио вызовет и продукция театра «Классический балет». И наконец, хотелось еще раз поспорить с автором большетеатровского спектакля Юрием Григоровичем, вечными оппонентами которого числятся два работающих в тандеме хореографа.

Григорович в советское время олицетворял державную власть в балете, они -- непокорную интеллигентскую лирику. Он в 1968-м вложил в своего «Спартака» имперскую мощь, по-цезарски расчетливо распределил силы и заставил зрителей равно восхищаться борцом за свободу и его безжалостным противником, не позабыв назидательно убить бунтаря в финале. Борьба красива, но бессмысленна -- таково было «послание к человечеству». Люди -- свиньи (соратники Спартака ударялись в некрасивый разгул), умирать за их свободу... ну, далее каждый мог додумать самостоятельно.

Касаткина и Василев в то время не брались за подобные сюжеты (никто бы и не позволил), а теперь вот решились. Зрелище получилось странное. Естественная жалость к людям обернулась на сцене безволием сюжета и пластики. Быть может, для того, чтобы режиссер мог прикончить гладиатора на сцене, он сам должен быть немного любителем крови -- не знаю. Знаю только, что все сцены поединков и сражений (их ставил специально приглашенный каскадер, «вице-президент федерации вольного боя, вице-президент федерации русского боя, генерал-майор, князь Александр Малышев») картинны, безопасны и скучны. Знаю, что зрители начинают смеяться в тот момент, когда поверженные Спартаком на арене противники встают как новенькие. Что когда в рядах римской армии оказываются девушки с султанами на шлемах, зрелище начинает напоминать мюзик-холл (между прочим, спектакль -- копродукция с ГЦКЗ «Россия»). А в финале, когда уже распятые рабы бодро сползают с крестов и скрываются за декорациями, в зале возникает совсем неприличный смех.

Это не просто техническая беспомощность -- ну не придумали, как убрать трупы. Это невключенность в свой собственный сюжет, неверие в то, что мир действительно так жесток. А я натяну одеяло на голову -- меня никто и не увидит.

Но зачем, зачем браться? Если не хватает собственно хореографических идей (Спартак -- Юрий Клевцов -- отвешивает прыжки по кругу, как сотни протагонистов до него. С рвущейся музыкой это не вяжется никак; Григорович в своем спектакле отдал Спартаку диагонали сцены, и создавалось выражение прорыва и побега.) Если хотелось поставить спектакль про «разврат Рима», то сцены этого самого «разврата» примитивны до неприличия. Вот стоит связанный Спартак, к нему подбирается римская гетера и начинает гладить по причинному месту. Он отворачивается с выражением на лице «уйди, противная». Возбуждающий римлян танец гадитанских дев напоминает занятие по аэробике -- руки у девушек за головой, и они попеременно двигают то левым, то правым бедром. В сцене оргии ложится на авансцену Красс (Владимир Муравлев), сверху на него укладывают насилуемую возлюбленную Спартака и начинают ее за руки--за ноги двигать вверх-вниз -- и ни протеста, ни вожделения, ни мерзкого удовольствия соучастников. Производственный процесс.

В спектакле масса вещей и людей совершенно ненужных, необязательных. Ходит на массивных котурнах бывший диктатор Сулла (Сергей Белорыбкин). Выводит на поводке живую таксу. Увенчивает лавровым венком Красса. И все. Но присутствует на сцене весь первый акт. Рабы сбрасывают захваченные у римлян штандарты в правую кулису движением, скопированным из хроники 1945 года. В зале опять смех. И замена финального оркестрового вопля на голошение в микрофон пухлого контртенора Эрика Курмангалиева, весь спектакль без дела слонявшегося по сцене в белой хламиде (в предшествующих премьере интервью Владимир Василев утверждал, что «в Европе I в. до н.э. уже бродили первые христиане», они и будут наблюдать за восстанием, но вмешиваться не будут), была вполне логична -- если во всем спектакле нет масштаба трагедии, то и финал должен быть никаким.

У Григоровича давным-давно не было новых постановок, он более не хореограф, он торгует вразнос правами на сделанные когда-то спектакли. Он ушел из искусства, закрыл дверку и вот уже двадцать лет спускается по лестнице, не глядя по сторонам. Теперь Касаткина и Василев решили крикнуть вслед что-то очень для них важное -- но голос оказался слишком слаб.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.10.2002
Патриотический подвиг продюсера Краснова
«42nd Street», мюзикл, идущий сейчас в Московском дворце молодежи, - это самый что ни на есть культур-гамбургер во всем его грандиозном великолепии. Борис Краснов, художественный руководитель проекта, совершил настоящий патриотический подвиг, одним ударом сокрушив три мифа ... >>
  • //  21.10.2002
В Центральном Доме художника прошла презентация факсимильного издания биографического справочника «Наши художники», собранного русским журналистом второй половины XIX века Федором Булгаковым. Для антикваров это событие имеет принципиальное значение. Ведь, по словам эксперта галереи -- организатора выставки «Старинный интерьер» Константина Журомского, «фундаментальный труд Федора Ильича Булгакова рано или поздно становится настольной книгой. За все время работы в антикварной галерее не было, наверное, и дня, когда не пришлось бы хоть раз открыть один из старых, бережно хранимых томов Булгакова. Сколько раз странички «из Булгакова» ксерокопировались для экспертов Третьяковской галереи и Центра имени Грабаря, для клиентов и коллег...» >>
  • //  21.10.2002
Новая версия «Спартака» в театре «Классический балет»
Взявшись ставить «Спартака», Наталья Касаткина и Владимир Василев, несомненно, руководствовались художественными, практическими и личными соображениями одновременно. Заманчиво взяться за одну из лучших балетных партитур ХХ века. Самое продаваемое название из репертуара Большого театра именно «Спартак» -- быть может, интерес зарубежных импресарио вызовет и продукция театра «Классический балет». И наконец, хотелось еще раз поспорить с автором большетеатровского спектакля Юрием Григоровичем, вечными оппонентами которого числятся два работающих в тандеме хореографа... >>
  • //  21.10.2002
В галерее XL открылась выставка Олега Кулика «Музей»
Уже многие годы Кулик --- звезда и надежда нашего актуального искусства. Его агрессивные и качественные произведения раздражают и задевают сильнее, чем любое другое искусство, произведенное в нашей стране. Кусающий прохожих на улице человек-собака, любовь к меньшим нашим братьям, демонстрируемая буквально и натурально, лица обезьяньих чучел на огромных фотографиях -- все это впечатывается в общественное сознание, составляет нелицеприятный, но занятный образ нашего времени. Попытки Кулика постичь окружающий мир беззаветно отчаянны. Он настоящий художник-мужчина. Готовый идти до конца в попытках объять необъятное, познать непознанное и договорить недоговоренное. В его творчестве активное, мужское начало по-патриархальному заботливо исследует мир меньший -- животных, детей, женщин, -- предлагает ему дружбу, понимание, покровительство... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ