N°193
18 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  18.10.2002
Россия должна смотреть на Норвегию
версия для печати
Широко распространена точка зрения, что дальнейшее развитие российской экономики возможно на основе использования либо (как и прежде) сырьевого потенциала, либо (как альтернатива) опережающего роста наукоемкого, высокотехнологичного сектора. При этом считается, что первый путь является ущербным, ведущим к технологическому отставанию России от развитых стран мира и усилению нашей экономической зависимости.

Сложившаяся ситуация во многом предопределяет будущие пути инновационного развития нефтегазового сектора. Поскольку оно сопряжено с крупными инвестициями, осуществить его можно только при условии привлечения иностранного капитала. Сейчас реализуется модель развития по формуле: «российские ресурсы плюс иностранный капитал и технологии». Совершенно очевидно, что актуальным является переход к другой модели развития, в основе которой лежит формула: «российские ресурсы и технологии плюс иностранный капитал».

Для оценки возможности такого перехода следует тщательно проанализировать стратегии «внедрения» иностранных компаний в нефтяной сектор различных государств, например Великобритании и Норвегии. В нефтяной сектор первой вошли ведущие компании мира со своими технологиями, а за ними потянулись сервисные и наукоемкие фирмы. Как следствие, национальная наукоемкая нефтяная промышленность создана не была. В Норвегии же были целенаправленно (под контролем государства) сформированы условия для становления национальных наукоемких сервисных компаний и системы научно-технологических центров. В результате постепенно сложилась высокотехнологичная национальная нефтегазовая промышленность.

Россия пока идет по британскому пути -- в основном иностранные технологии, иностранные компании и участники. Поскольку реализация данной модели осуществляется в условиях, когда экономика страны только начинает выходить из глубочайшего кризиса, происходит усиление сырьевой зависимости и продолжается стагнация в отечественной промышленности и науке в целом. Но даже такой путь инновационного развития имеет преимущества по сравнению с развитием инерционным. Технологическое обновление нефтегазового сектора, способствующее повышению его конкурентоспособности и сокращению издержек, снижает предельную планку роста цен на энергоресурсы на внутреннем рынке. Соответственно, в рамках национальной экономики расширяются инвестиционные возможности, которые следует использовать прежде всего для развития высокотехнологичных отраслей.

Чтобы значительно усилить позитивный эффект инновационного развития, распространить его воздействие на всю отечественную экономику, необходимо перейти от британской модели, по которой сейчас идет Россия, к другой, схожей с норвежской. Нельзя надеяться на то, что смена модели инновационного развития нефтегазового сектора произойдет сама собой, это возможно только в результате активного государственного вмешательства.

В рамках государственной инновационной политики должны строго выдерживаться два принципа. Первый -- принцип конкурентоспособности: стимулирование спроса на отечественную наукоемкую продукцию не должно трансформироваться в неоправданный протекционизм, способный в конечном счете привести к падению конкурентоспособности российских нефтегазовых ресурсов. Второй -- принцип универсальности, подразумевающий, что стимулирующие меры должны распространяться на всех производителей нефти и газа, оперирующих на территории нашей страны, вне зависимости от их национальной принадлежности.

Второй принцип исключительно важен в условиях притока иностранного капитала и проникновения западных компаний в российский нефтегазовый сектор. Вся экономика нашей страны (не говоря уже о нефтегазовом секторе) находится в сильной зависимости от конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов. Но эта зависимость не является односторонней. Запад в ощутимой степени зависит от поставок энергоресурсов из России. Следовательно, одна из главных задач государства состоит в том, чтобы эффективно использовать зависимость зарубежных потребителей от поставок нефти и газа из России с целью подъема наукоемких отраслей отечественной экономики. При этом конкретные механизмы воздействия должны в значительной мере «материализоваться» в условиях привлечения иностранного капитала и иностранных компаний в российский нефтегазовый сектор.

В сфере регулирования процессов недропользования необходима прежде всего систематизация норм и правил, регламентирующих научно-технические условия поиска, разведки и разработки месторождений нефти и газа. В сфере регулирования рынка инновационных ресурсов (по крайней мере на этапе его формирования) необходимо, на мой взгляд, воссоздать систему государственных научно-технических центров. Кроме того, должно быть обеспечено бюджетное и ценовое регулирование, направленное на поддержку фундаментальных и прикладных исследований «прорывного» характера, обеспечение «справедливого» распределения финансовых ресурсов между различными участниками рынка инновационных ресурсов.

В сфере регулирования инвестиционной деятельности требуется реализовать комплекс мер, различающихся в зависимости от конкретных инновационных проектов и областей их осуществления. К сожалению, пример одностороннего подхода -- шаги и меры, направленные на улучшение инвестиционного климата в этом году. В первом полугодии инвестиции в основной капитал выросли менее чем на 2% по сравнению аналогичным периодом прошлого года, а прямые иностранные капиталовложения сократились на 10%. В итоге получается, что налоговые новации, которые должны были увеличить инвестиции, на самом деле привели к их фактической стагнации.

Российский нефтегазовый сектор вступает на путь инноваций. Чтобы значительно усилить позитивный эффект от этого и распространить воздействие на всю отечественную экономику, необходимо перейти к новой модели развития. Нефть и газ должны работать на общий подъем экономики страны не только через налоговые поступления в бюджет, но и главным образом через инновационный фактор.
Юрий ШАФРАНИК, председатель совета Союза нефтегазопромышленников России, министр топлива и энергетики РФ в 1993--1996 гг.

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  18.10.2002
Минфин и МЭРТ согласовали основные положения закона о валютном регулировании
Валютная либерализация, которой годами добивались от правительства российские олигархи, видимо, состоится. Как заявил вчера замминистра экономического развития Аркадий Дворкович, профильные министерства -- Минфин и МЭРТ -- сняли главные разногласия по законопроекту «О валютном регулировании и валютном контроле», который через неделю рассмотрит кабинет министров. Согласно новой версии проекта (он пока находится на доработке у министра финансов Алексея Кудрина), большинство валютных операций будет регулировать не Центробанк и правительство, но сам закон. И закон в отличие от регулирующих органов даст участникам рынка больше долгожданной свободы. Этого и требовал премьер-министр Михаил Касьянов, сняв законопроект с повестки вчерашнего заседания кабинета министров... >>
  • //  18.10.2002
Широко распространена точка зрения, что дальнейшее развитие российской экономики возможно на основе использования либо (как и прежде) сырьевого потенциала, либо (как альтернатива) опережающего роста наукоемкого, высокотехнологичного сектора. При этом считается, что первый путь является ущербным, ведущим к технологическому отставанию России от развитых стран мира и усилению нашей экономической зависимости... >>
  • //  18.10.2002
Игорь Юсуфов не рискнет докладывать парламентариям стратегию до 2020 года
Сегодня парламентарии из Совета Федерации в Колонном зале Дома союзов будут обсуждать документ под названием «Основные положения Энергетической стратегии России до 2020 года». Ожидается, что среди выступающих будут руководители федеральных законодательных органов власти, главы крупнейших российских нефтекомпаний, первые лица заинтересованных министерств и ведомств. И неизвестно лишь, будет ли участвовать в слушаниях министр энергетики Игорь Юсуфов: докладывать основные положения стратегии, как стало известно газете «Время новостей», будет его заместитель Анатолий Яновский... >>
  • //  18.10.2002
Министерство финансов Казахстана отменило объявленные на 24 октября торги госпакетами акций «Алюминия Казахстана» (31,76%) и Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината (15,5%) на Казахстанской фондовой бирже. Это решение объясняется недостаточной подготовкой документации к проведению торгов госпакетами акций этих предприятий, которые входят в число наиболее привлекательных в Казахстане. >>
  • //  18.10.2002
Германии всерьез грозят новые неприятности с Европейской комиссией. На этот раз чиновники судебным путем намерены добиться от правительства Герхарда Шредера неукоснительного соблюдения требований о либерализации газового рынка. Об этом было официально заявлено в Брюсселе с указанием на то, что Германия в течение нескольких лет затягивает этот процесс: «газовая» директива ЕС до сих пор не трансформирована в ФРГ в национальный законодательный акт, хотя последний срок для этого истек еще 10 августа 2000 года... >>
  • //  18.10.2002
Деятельность Arthur Andersen будут контролировать чиновники
Аудиторская компания Arthur Andersen выплатит штраф в 500 тыс. долл., а ее деятельность в ближайшие пять лет будет под присмотром представителей власти. Такое решение вынес в среду федеральный суд Хьюстона в отношении компании, входившей в число лидеров мирового аудита. Arthur Andersen признали виновной в препятствовании правосудию, а сотрудников компании -- в сокрытии ключевых улик в деле о банкротстве энергетического концерна Enron. Однако никому из работников компании не грозит тюремное заключение. Суд решил вынести приговор компании в целом, не признав вину ни за одним из задействованных в судебном разбирательстве сотрудников. Лишь некоторым из них придется периодически навещать федеральных наблюдателей и посвящать их во все рабочие процессы, происходящие внутри фирмы... >>
  • //  18.10.2002
Игорь Костиков считает, что 30-процентный спад рынка -- не трагедия
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и ее председатель Игорь Костиков не волнуются за будущее российского фондового рынка, суммарная капитализация которого с мая по сентябрь упала на 31 млрд долл. «Я настроен оптимистически и не вижу серьезных проблем, которые могли бы замедлить развитие рынка», -- заявил глава ФКЦБ на открывшейся в Петербурге V Всероссийской конференции профучастников рынка ценных бумаг. Впрочем, уже то, что рассчитанный на 1300 человек Думский зал Таврического дворца вчера был заполнен до отказа, подтверждает: мгновенная смерть этому сектору российской экономики действительно не грозит... >>
  • //  18.10.2002
С российских экспортеров металлопродукции в США снято еще одно ограничение. Американская комиссия по международной торговле (ITC) признала, что импорт холоднокатаного проката из России и 19 других стран мира «не наносит ущерб национальной промышленности». Такое решение означает, что против российских экспортеров не будет введена 137-процентная антидемпинговая пошлина и им удалось сохранить рынок сбыта, объем которого только в прошлом году составил приблизительно 120--130 млн долларов... >>
  • //  18.10.2002
«Связьинвест» планирует к декабрю завершить процесс юридического слияния входящих в него компаний. Вчера совет директоров холдинга решил до 31 октября провести присоединение девяти компаний электросвязи Юга к Южной телекоммуникационной компании и семи компаний Северо-Запада к «Северо-Западному телекому», а до 30 ноября -- присоединение 17 компаний Центрального федерального округа к «Центртелекому», десяти сибирских компаний -- к «Сибирьтелекому» и 11 поволжских операторов -- к «Волгателекому». Ранее, 30 сентября, к «Дальсвязи» было присоединено шесть дальневосточных компаний и к «Уралсвязьинформу» -- шесть уральских операторов. Проведение собраний акционеров «Дальсвязи» и «Уралсвязьинформа» запланировано на декабрь, остальных -- на первый квартал 2003 года. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика