N°192
17 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  17.10.2002
Не думай о минувшем свысока
Театральный фестиваль «Балтийский дом» закрылся очень советским «Ревизором»

версия для печати
Что испытывает обычно житель РФ (в прошлом житель РСФСР) при звуках музыки, под которую герой культового сериала разведчик Исаев грустит о родине? Приступ ностальгии, разумеется. Алвис Херманис, бывший подданный советской империи, а ныне гражданин независимой Латвии, испытывает при этих звуках приступ сильнейшей ностальгии. В «Ревизоре», которого он поставил в им же возглавляемом Новом рижском театре, навязшие в ушах мелодии Таривердиева становятся не просто музыкальным фоном, они становятся лейтмотивом. Создают настроение, нагнетают саспенс. К нам едет ревизор... Штирлиц идет по коридору... Типично российская история транспонирована в типично советскую. Время действия -- СССР, который мы потеряли. Место действия -- прошлое, которое мы не забыли. Вы хотите вспомнить, как пахнет ржавая подливка к гречневой каше, как выглядывает из-под цветастого ситцевого платьишка ярко-красная комбинация, как преображают женские лица пять пудов дешевой косметики? Приходите на «Ревизора» -- вспомните.

Метода, лежащая в основе херманисовского спектакля, называется неприятным, навязшим в зубах еще сильнее, чем Таривердиев в ушах, словом соц-арт. Как и все соц-артовские произведения этот «Ревизор» (во всяком случае, на первый взгляд) легко поддается пересказу.

Раннее утро. Заброшенная в необъятных провинциальных просторах совка точка общепита. Тусклые лампочки дневного освещения. Столы и стулья на тонких металлических ножках. Начало трудового дня. Собираются работники сферы питания -- кухарки, кассирши, уборщицы. Со сцены тянет «спесфиским» столовским запашком... «Точку», по всей видимости, держит сам Сквозник-Дмухановский. И жена у него тут шеф-поваром работает, и дочка тут же на подхвате.

Потихоньку подтягиваются отцы города. Они же замордованные совслужащие. Они же слегка бомжеватые посетители столовки. Хозяева жизни и ее же рабы. Неприглядный быт всех объединил и уравнял. Прикид -- классический советский: от треников и френча до плохо сшитых пиджаков. Бобчинский с Добчинским превращены в сиамских близнецов и носят один двуспальный костюм, сшитый совсем уж из рук вон. Нездоровую корпулентность обитателей провинции (равно женщин и мужчин) передают толщинки, сообщающие персонажам не столько комическую солидность, сколько сходство с винни-пухами и пятачками. Собрались, принесли на подносах компот, расселись и пошло-поехало: «Я пригласил вас, господа...».

Псевдоревизор со слугой ютятся в гостинице, где над кроватью с сеткой коврик с котятами, а в самой кровати местная горничная проезжающих обслуживает. Именно этой сострадательной особе и адресует Осип свой первый монолог. Сам он шапкой-ушанкой, которую не снимает даже в самые интимные моменты жизни, напоминает деда Щукаря, волосатым телом лицо кавказской национальности, собственно лицом Никиту Михалкова из фильма «Вокзал для двоих». Хлестаков ему под стать -- беспризорный мальчишка со следами от только что перенесенной ветрянки (а может, чего и похуже). Столичного лоску в нем не больше, чем в обитателях республики ШКИД. Приведи эдакого в столовку, накорми до отвала салатом оливье, он про что угодно наплетет с три короба -- и про курьеров с Пушкиным, и про генсека с политбюро.

Сцена дачи взяток происходит в местном сортире, где в одной из кабинок тако-о-о-о-е... Свадьбу собираются праздновать здесь же, в столовке, старательно расставляя на столе жестяные вазочки для мороженого.

В руках любого российского режиссера подобные примочки выглядели бы чудовищно, в руках Херманиса они волшебным образом не отталкивают и даже не кажутся банальными. Латышский режиссер, молодость которого пришлась на совок, а зрелость на независимость, смотрит на совдепию извне и одновременно изнутри. В его взгляде отстраненность (ведь временная дистанция тут помножена еще и на географическую) и в то же время причастность. И это двойное зрение придает плоским вроде бы шуткам удивительную стереоскопичность.

Окарикатуренные герои непостижимым образом вызывают в спектакле не отвращение, а безотчетную жалость. Гоголевский смех сдобрен гоголевским же состраданием к маленькому человеку. Да и чем Марья Антоновна, искренне поверившая в свое счастье и тут же его утратившая, хуже другого гоголевского героя, трагически лишившегося только что сшитой шинели. Это советские акакии акакиевичи, пульхерии ивановны и афанасии ивановичи, недалекие, простодушные, подворовывающие скорее по инерции и мечтающие о сапогах-чулках и соленых огурцах на зиму, крепко засели в наше общее прошлое и необщее настоящее.

В какой-то момент становится совершенно ясно, что главным героем спектакля является не Хлестаков, не городничий, не уездный город N и даже не смех, а остановившееся время. И можно точно указать место этой остановки. Оно (время) остановилось в нашей памяти. С ним трудно расстаться. Оно прожито, но не изжито.

В начале спектакля по столовке бродят настоящие и на редкость красивые петухи какой-то особенной породы. В финале к застывшим в немой сцене героям выходит превратившийся в огромного сказочного петуха («большую важную птицу») Хлестаков. Занавес падает. Так под действием времени обретают волшебные очертания все наши воспоминания о недавно минувших днях.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  17.10.2002
Театральный фестиваль «Балтийский дом» закрылся очень советским «Ревизором»
В «Ревизоре», которого поставил Алвис Херманис, бывший подданный советской империи, а ныне гражданин независимой Латвии в им же возглавляемом Новом рижском театре, типично российская история транспонирована в типично советскую. Время действия - СССР, который мы потеряли. Место действия - прошлое, которое мы не забыли... >>
  • //  17.10.2002
Сегодня российские кинематографисты решат, кто достоин «Оскара»
Сегодня, в шесть часов вечера, на киностудии «Мосфильм» соберется комиссия по выдвижению российского претендента на премию Американской киноакадемии «Оскар». Тайным голосованием его тринадцать членов решат, какому фильму выпадет честь представить отечество на самом престижном киноконкурсе мира. Предварительно отобрано семь претендентов: «Конец века» Лопушанского, «Любовник» Тодоровского, «Звезда» Лебедева, «Война» Балабанова, «Письма к Эльзе» Масленникова, «Дом дураков» Кончаловского, «Кукушка» Рогожкина... >>
  • //  17.10.2002
Совершенно новый спектакль тринадцатилетней давности
Открывая сезон, Центр им. Вс. Мейерхольда (далее ЦИМ) привез из Петербурга и показал на своей площадке «Концерт Саши Черного для фортепиано с артистом». Спектакль поставлен давным-давно и регулярно играется в Александринском театре. Какую надобность в этих однодневных гастролях усмотрел Валерий Фокин, руководитель ЦИМа?.. >>
  • //  17.10.2002
Арбат в фотографиях Александра Потресова
В новом выставочном зале в Денежном переулке -- филиале Музея А.С. Пушкина -- квартира Андрея Белого и галерея «Ковчег» показывают фотосерию Александра Потресова «Гибель Арбата». Сам фотограф, скончавшийся в 1972 году, имел квартиру в окрестностях старой улицы. Был арбатским старожилом. Все, что творилось с этим районом, начиная с 60-х годов, Потресов мог наблюдать буквально из окна своего дома. Он и наблюдал, взяв в руки фотокамеру. Только не рассчитывайте прийти на выставку и поностальгировать там. Перед вами не вариации на тему утраченных интеллигентских мифов, а страшная в своей безыскусной простоте «хроника объявленной смерти», документация уничтожения района, того самого, что уступил место будущему Калининскому проспекту. Его когда-то называли Собачьей площадкой, помните?.. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика