N°190
15 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  15.10.2002
Если звезды штампуют...
На Первом канале начала работу «застекольная» фабрика

версия для печати
Как говорил Жванецкий, «у нас всего по два, по три, по четыре». В этом сезоне сразу два центральных канала одновременно заявили о выходе шоу-программ о тернистом пути к вершинам музыкальной индустрии. РТР и компания W Media представляют проект «Стань звездой!», названный ими, между прочим, национальным (в десяти городах шли прослушивания юных дарований, а теперь из прошедших по конкурсу провинциалов специалисты делают поп-группу). Первый канал и продюсерский центр «Иван» приступили к производству звезд в режиме реального телевидения, и в воскресенье 16 претендентов на статус звезды торжественно были препровождены на место постоянного обитания, где под надзором телекамер и педагогов будут тренировать свои таланты и еженедельно вылетать из конкурса поодиночке.

После первого шока от программы «За стеклом» многочисленные «реальные шоу», в массе довольно однообразные и малоостроумные, перестали волновать общественность. Что конкретно делают персонажи: едят ли жуков на нежилом острове, перетирают офисные проблемы, ругаются друг с другом или целуются -- оказалось более-менее безразлично.

«Фабрика звезд» хороша уже тем, что перед ее участниками поставлена реальная задача -- не просто любым способом понравиться зрителям и вытолкать конкурента, а спеть, станцевать или сыграть так, чтобы получилось хорошо. Тем более что организаторы подстраховались, и решать судьбу конкурсантов будет не только публика, но и специалисты. Сколько останется в выигрыше -- не сообщают. Может быть, двое: любимец публики, набравший наибольшее количество голосов телезрителей, и фаворит экспертов. Впрочем, до подведения итогов еще далеко -- их объявят в конце декабря, а пока раз в неделю по пятницам будут устраивать состязания, сдобренные сюжетами, снятыми в круглосуточном режиме.

В старые добрые времена страна смотрела «Алло, мы ищем таланты» или «А ну-ка, девушки!». Принцип, несмотря на подглядывающие телекамеры, большие бюджеты и обстановку из ИКЕА, тот же: зрителю предложено узнать, полюбить, сопереживать, а участник должен как можно лучше выполнить задание. И основания гуманные -- вот, мол, все упрекают шоу-бизнес во взяточничестве, так получите своих выдвиженцев, которые совершенно честно, на ваших глазах и под вашим контролем штурмуют олимп.

Формат программы уже опробован во многих странах Европы и, по словам организаторов, себя оправдал: победители, если и не стали настоящими звездами, кое-какую известность и более-менее складную судьбу себе заработали. То есть все как будто по-честному.

Теперь про исполнение. В воскресенье вечером ведущая программы «Фабрика звезд» Яна Чурикова, отчаянно гримасничая и кривляясь, представила команду участников, их педагогов-руководителей и сочувствующих, в звезды уже попавших. Так сказать, тех, с кого делать жизнь. Первой появилась Кристина Орбакайте, «настоящая яркая звезда», поделившаяся с молодыми своими проблемами: в начале карьеры ей пришлось «столкнуться с непониманием», но ей помогла «поддержка близких» (все всерьез, без всякого стеба). Поддержанная близкими -- из числа главных светил отечественного звездного небосклона -- Кристина в свою очередь подбодрила дебютантов, спев им: «Я верю в чу-у-у-удеса!» Видимо, жеманность сейчас снова в моде -- вслед за сюсюкающей Кристиной на сцене появились Леонид Агутин и Анжелика Ворум, воркуя что-то про «часики ста-а-ят» и «если я ти-и-бя когда-нибудь пра-ащу». После такого впечатляющего примера Лев Лещенко со своим «светит незнакомая звезда» показался образцом хорошего вкуса и голоса. Чтобы контраст не был так разителен, ему подпевала девушка из участников, лицо которой от старательно умильной улыбки растекалось, как подтаявшее масло. Другой участник получил задание представить Патрицию Каас, пообещавшую с экрана лично спеть на Первом канале 13 декабря, и сделал это с теми же кошмарно бодрыми интонациями, что и сама Яна Чурикова. Похоже, главными врагами начинающих являются естественность и органичность -- их вытравили первыми.

Странно, что при всех составляющих шоу, направленных именно на свежесть и спонтанность (для чего иначе все эти скрытые камеры, кастинги среди непрофессионалов, не лучше бы тогда просто снимать отбор актеров для какого-нибудь русского мюзикла?), в передаче все так предсказуемо. Чтобы представить участников, про каждого был снят коротенький клип, сочинена легенда, и опять же при помощи махровых штампов. Девушка из Нальчика танцует со своим братом национальный танец, девушка из Питера пишет в духе рок-поэзии, наивный юноша из Перми собирает диски Софии Ротару, другой, названный «танцевальным гением», строит рожи под Остина Пауэрса... «В жизни, -- делится с экрана один из участников, -- есть много удовольствий: еда, общение с друзьями, секс, но выше всего -- творить...» Без комментариев.

Понятно, организаторы боятся, как бы шоу не выглядело бледным, но компоненты их старательной режиссуры так безнадежно банальны, что, кажется, и выбранные молодые люди безнадежно заштампованы, недоступны для живого. Путь в звезды, в контексте передачи, превращается в прокрустово ложе, в набор готовых форм, жестко ограничивающих все индивидуальное.

Собственно, оправдание подобных шоу -- в поисках незаурядной яркой личности, которую нужно отыскать и помочь ей состояться. Но если изначально задана готовая форма, причем прочно загипсованная, то и внутреннего сюжета у программы не остается, она пуста и условна, как дежурное приветствие. Французский аналог этой передачи называется «Академия звезд», что подразумевает становление, обучение, развитие. В российском варианте организаторы остановились на слове «фабрика», а любая фабрика, как ни крути, производит из одинаковых болванок вполне стандартную продукцию.
Алена СОЛНЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  15.10.2002
На Первом канале начала работу «застекольная» фабрика
Как говорил Жванецкий, «у нас всего по два, по три, по четыре». В этом сезоне сразу два центральных канала одновременно заявили о выходе шоу-программ о тернистом пути к вершинам музыкальной индустрии... >>
  • //  15.10.2002
В «ЖЗЛ» вышла книга о Высоцком
В негласном соревновании самых устойчивых кумиров русской интеллигенции вновь достигнут паритет. Если Булат Окуджава первым удостоился тома под эгидой «Библиотеки поэта» (см. «Время новостей» от 20 апреля 2001 г.), то Владимир Высоцкий первым ворвался в «Жизнь замечательных людей». Надо думать, что в недалеком будущем и тексты Высоцкого издадут в престижной, приближающейся к твердым филологическим стандартам серии, и биография Окуджавы в пантеоне «Молодой гвардии» появится. Пока же перед нами новая книга о Высоцком, про которую никак не скажешь еще одна... >>
  • //  15.10.2002
Главная американская премьера этой недели
На этой неделе в Америке выходит сразу несколько фильмов, претендующих на то, чтобы согнать с верхней ступеньки национального хит-парада Ганнибала Лектера (за две недели «Красный дракон» -- приквел «Молчания ягнят» и «Ганнибала» -- собрал уже 63 млн долларов и останавливаться на достигнутом явно не собирается). Среди премьер грядущего уикенда -- уже известная московским кинозрителям «Формула 51» Ронни Ю с Сэмюэлем Джексоном и Робертом Карлайлом, а также Punch-Drunk Love, романтическая комедия с Адамом Сандлером и Эмили Уотсон, за которую режиссер Пол Томас Андерсон уже успел получить приз за режиссуру на Каннском фестивале. Но, очевидно, главным конкурентом Ганнибала-каннибала будет фильм, близкий ему по духу... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика