N°181
02 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  02.10.2002
Окно в Берлин
На международной ярмарке современного искусства объем продаж заметно снизился

версия для печати
С 25 по 30 сентября в Берлине проходила крупнейшая международная ярмарка современного искусства «Арт-Форум Берлин», организованная выставочной компанией Messe Berlin. 155 галерей из 25 стран представили на ярмарке работы 1500 художников. За первый день работы «Арт-Форума» было продано произведений современного искусства на 250 тысяч евро.

2002 год для «Арт-Форума» стал седьмым по счету. Изначально ярмарка задумывалась как грандиозный фестиваль в новом центре искусств -- объединенном Берлине. Тогда, в середине 90-х, демократичный и энергичный Берлин казался серьезным конкурентом Парижу, Лондону и Нью-Йорку. Задумывая фестиваль актуального искусства, организаторы рассчитывали создать открытую площадку для молодых художников, кураторов, галеристов, которые бы приезжали в Берлин не только из Западной Европы, но и из бывших стран соцлагеря, а также из Азии и Латинской Америки. Силы устроителей были брошены на привлечение к работе в «Арт-Форуме» крупных музеев и коллекционеров. Для этого параллельно с коммерческой частью ярмарки устраивалась обширная некоммерческая программа -- обсуждения и дискуссии, экспозиции contemporary art в лучших выставочных залах, музеях и публичных пространствах Берлина. И надо сказать, к началу XXI века «Арт-Форум» достиг успеха. Например, в этом году на ярмарке были широко представлены галереи из Мексики, Чехословакии, Венгрии, Словении и России. Постоянно в выставочных залах на стендах галерей устраивались перформансы и презентации книг и каталогов. Однако при столь насыщенной культурной программе участники «Арт-Форума» отмечают заметный спад покупательской способности в Берлине. «Арт-Форум» стал явно проигрывать своим конкурентам -- «Арт-Кельну», «Арт-Базелю» и даже «Арт-Франкфурту».

Заметное падение продаж в Берлине специалисты связывают с общим кризисом, наметившимся в Германии. Это связано и с запоздалой реакцией на объединение ФРГ и ГДР, а также с недавним введением общеевропейской валюты. Самым успешным был 1999 год, когда многомиллионные продажи (тогда еще в дойч марках) стимулировали интерес к форуму.

В 2002 году общее число посетителей и, как следствие, общее число проданных работ заметно снизились, однако, по убеждению организаторов, ярмарка только набирает обороты. Многие из участников отмечают более жесткий отбор галерей, где в первую очередь отсекаются салонные художники.

Ценообразование на произведения искусства на «Арт-Форуме» вполне закономерно и оправданно. Работы художников, которые многие годы выставляются на крупнейших международных выставках (биеннале в Венеции, Сан-Пауло, Йоханнесбурге, Стамбуле, а также на Манифесте и проходящей раз в пять лет Документе), стоят на порядок больше тех, которые не удостоились участия в этих событиях. В рекомендациях к ярмарке организаторы уделили особое внимание художникам, которые участвовали в экспозиции Документы XI (выставка, недавно закончившаяся в Касселе и имевшая ошеломительный успех -- за сто дней работы ее посетило около 120 тысяч зрителей). Так, к примеру, лайт-бокс Джеффа Уола стоил 110 тыс. евро, а геометрические объекты-скульптуры Аниша Капура (Anish Kapoor) -- от 45 до 125 тыс. евро, небольшие фотографии однообразной провинциальной немецкой архитектуры Бернарда и Хиллы Бетчер (Becher Bernard und Hilla) оцениваются около 10 тыс. за штуку, новая инсталляция Моны Хатум -- 50 тыс. евро. Однако все вышеперечисленные художники давно уже вошли в классику современного искусства, произведения же молодых художников (на «Арт-Форуме» работ молодых было большинство) оценивались значительно дешевле.

Приятно отметить участие в «Арт-Форуме» отечественных галерей -- «Айдан», XL, «Улица О.Г.И.» и «VP-Студия», -- показавших в Берлине реальное состояние актуального московского искусства. На стендах наших галерей можно было увидеть работы Олега Кулика, Гора Чахала, фотопроект Викентия Нилина, живопись Николая Филатова, Сергея Шутова, Марии Погоржельской и дуэта Виноградова и Дубосарского, а также видеоработы Людмилы Горловой и Николы Овчинникова. Многие имена русских художников стали известны в Берлине после коллективных выставок «После стены» и «Давай! Давай!», так что немецкая пресса с радостью узнавала работы россиян. Можно сказать, что наши галереи и художники показали высокий уровень. Однако стоит заметить, что интерес к русскому искусству был бы намного живее, если бы параллельно с «Арт-Форумом» в некоммерческой программе была организована музейная выставка, к примеру из собрания Третьяковской галереи или Русского музея, а также устроен прием для VIP-гостей в посольстве России. Так поступили в этом году венгры и мексиканцы, для того чтобы поддержать на государственном уровне национальное искусство. Однако в России до сих пор не принято тратить на contemporary art ни сил, ни времени, ни денег.
Анна СВЕРГУН

  КУЛЬТУРА  
  • //  02.10.2002
В Москве прошел первый международный кинофестиваль по проблемам инвалидов
Четыре дня в Москве показывали странные фильмы. В них слепоглухонемые лепили скульптуры, дети с синдромом Дауна разыгрывали спектакль про Дюймовочку, а люди с тяжелой формой церебрального паралича рассказывали о своих сексуальных фантазиях. Как-то все это мало похоже на Дастина Хоффмана в «Человеке дождя». Во всяком случае крупным выигрышем в казино здесь и не пахнет... >>
  • //  02.10.2002
В России появилось еще четверо литераторов-лауреатов
Знаете ли вы, кто такие Светлана Борминская, Николай Шадрин, Виктор Строгальщиков и Юрий Коротков? Не знаете? Ну так знайте -- это победители первого открытого литературного конкурса «Российский сюжет», учрежденного журналами «Знамя», «Новый мир» и издательством «Пальмира». На награды претендовало 903, в основном неопубликованных, сочинения 570 писателей, но «Серебряный круг» («романтический, семейный сюжет») стяжал роман Борминской «Охота на старушку», «Серебряный квадрат» («военный, героический, исторический сюжет») -- роман Шадрина «Без царя», а «Серебряный треугольник» («приключенческий сюжет») поделили «Слой-3» Строгальщикова и «Мертвый» Короткова. Так решило жюри, состоящее из прозаиков Валерия Попова (председатель) и Александра Кабакова, критиков Аллы Латыниной и Елизаветы Новиковой и актера Валерия Золотухина. «Главный приз победителю в каждой номинации -- его книги будут опубликованы в Издательстве «Пальмира» (цитата из пресс-релиза; заглавная буква в слове «Издательство» не мое изобретение)... >>
  • //  02.10.2002
Ирландский замок Рассборо был резиденцией покойного южноафриканского миллионера сэра Альфреда Бейта. С 1975 года почтенное ирландское поместье стало роскошной фактурой для ненаписанного детективного романа Агаты Кристи. Дело в том, что сэр Бейт собрал восхитительную коллекцию живописи. По завещанию миллионера замок с картинами стал национальным достоянием Ирландии. За двадцать семь лет это национальное достояние чистили неоднократно. В 1975-ом было похищено 19 полотен, в 1986 году -- 18 предметов, в прошлом году -- два полотна, которые полиция вернула в Рассборо-хаус в минувший четверг. Это пленительный «Портрет мадам Бочелли» Томаса Гейнсборо и флорентийская ведутта Бернардо Беллотто. Невероятно, но спустя два дня после возвращения, в ночь с субботы на воскресенье, замок ограбили вновь. Сквозь разбитое окно вынесли пять картин. Две из них, «Кукурузное поле» Якоба ван Рейсдаля и «Портрет монаха-доминиканца» Питера Пауля Рубенса, похищаются второй раз. В 1986 году эти шедевры удалось вернуть. Сказать по правде, даже для лихо закрученной киношной интриги такая частота криминальных происшествий воспринималась бы моветоном. Имейте совесть, господа. Учитесь держать паузы. >>
  • //  02.10.2002
На международной ярмарке современного искусства объем продаж заметно снизился
С 25 по 30 сентября в Берлине проходила крупнейшая международная ярмарка современного искусства «Арт-Форум Берлин», организованная выставочной компанией Messe Berlin. 155 галерей из 25 стран представили на ярмарке работы 1500 художников. За первый день работы «Арт-Форума» было продано произведений современного искусства на 250 тысяч евро... >>
  • //  02.10.2002
Ассоциация «Золотая маска» открыла сезон. На вечере в клубе «Огород» директор «Маски» Эдуард Бояков объявил планы на нынешний год. Впервые знаменитый фестиваль, предшествующий вручению премий «Золотой маски», пройдет в двух столицах -- основное действо будет подарено Петербургу к его юбилею, а затем в Москве покажут специальную программу, составленную из наиболее интересных спектаклей. Генеральным спонсором премии и фестиваля на этот раз стал Сбербанк России. В ответ на это благородное намерение «Маска» проведет мини-фестиваль спектаклей-лауреатов разных лет (из «Геликон-оперы», театров «Тень» и «Комик-трест») -- непосредственно в здании Сбербанка на улице Вавилова... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика