N°175
24 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  24.09.2002
Мутный политический сон
версия для печати
Премьерой новой пьесы Александра Гельмана «Профессионалы победы» открыл сезон Новый драматический театр. Вячеслав Долгачев, недавно ставший художественным руководителем театра, выбрал этот спектакль для того, чтобы заявить о новой стратегии коллектива, последнее время обитавшего в буквальном и переносном смысле на задворках Москвы. В воскресенье в Театре Маяковского, арендованном при поддержке Московского комитета по культуре, собралась весьма почтенная публика. Среди приглашенных были председатель Центризбиркома Александр Вешняков и первый президент СССР Михаил Горбачев. По уверению режиссера, в задачи театра не входило ставить спектакль на политическую тему, но зрители, безусловно, могли делать собственные выводы. Дискуссии на тему соответствия версии Гельмана реальности российской политики подогревали интерес к спектаклю, в художественном отношении рисковавшему остаться незамеченным.

Идеолог предперестроечного театра, автор «Заседания парткома» и «Мы, нижеподписавшиеся», Александр Гельман давно не сочинял пьес. Говорил, что это занятие перестало ему быть интересным. Сегодня, когда Гельман представил публике свежую пьесу, оказалось, что последнее время он следил за политикой.

От Гельмана, в свое время тщательно изучавшего устройство советской системы, вроде бы следовало ждать политических откровений и даже прогнозов. Ничуть. Изобретая события 2017 года, драматург все равно «отражает» нашу эпоху. И ее характерные свойства -- растерянность, отсутствие перспектив, недальновидность. «Профессионалы победы» написаны усталым и угнетенным человеком.

Обыватель привык сравнивать официальное толкование политических событий и их грязную подноготную. Политическая кухня как бы открыта для всеобщего обозрения, и все акции государства сводятся к разборкам в коммуналке. Так в пьесе. Так и в спектакле Долгачева. Пять актеров, современные костюмы, бедная обстановка. 2017 год, внеочередные выборы президента России -- после убийства президента очередного. Судьба страны решается в узком кругу, где давно знают все ходы наперед: «Не народ тебя выбрал, а Ефим Миндлер». Миндлер -- это герой Льва Дурова, которого актер играет маленьким, плюгавеньким, но всесильным политтехнологом (не то Борис Березовский, не то Глеб Павловский), в затрапезном костюмчике и с будничными интонациями. Его замысел циничен и результативен: чтобы привести к власти Олега Дубова -- сына убитого президента, нужно на время предвыборной кампании заменить его двойником. Обоих играет Борис Щербаков: первого -- алкоголиком и психом, извращенным сытостью и ужасом политических игр, второго -- бодрым живчиком, с темпераментом свежего человека, случайно попавшего в политический водоворот.

Течение интриги изменчиво и прерывисто. Всевозможные подмены и иллюзии опадают, как осенние листья, и с каждой сценой зритель получает все больший процент правды. Смотреть такую туго скрученную, пружинистую пьесу интересно, пересказывать ее на бумаге скучно. Интрига явно «перевешивает» все происходящее на сцене: спектакль Долгачева звучит очень скромно. Долгачев рассказывает о президентских выборах так, будто речь идет о назначении директора мелкого заводика: «вся президентская рать» начисто лишена государственного масштаба. Что отчасти совпадает с концепцией пьесы -- «великие события» вершатся в рамках одной семьи. Глава и мозг которой -- Ефим Миндлер -- намерен сам решить, кто же станет президентом: Дубов-сын, его двойник или жена Дубова и любовница двойника Маша -- умелая ученица Ефима, обыгравшая в итоге своего учителя. Электорат «съест» все что угодно.

Финал сентиментален и эффектен. Сквозь публицистику проступает житейская история, где все определяют человеческие отношения, переживания, страхи. Политическая интрига подчиняется не «серому кардиналу» Миндлеру, а меняющимся настроениям героев. Усталый драматург написал пьесу об усталых людях, не способных сдерживать свои чувства даже при соблазне власти. Слабые люди демонстрируют слабые чувства. Гельман дает понять, что о политике сегодня можно говорить без экзальтации и фарсовых искажений, без пародийности и фальшивого триумфаторского ощущения -- вроде «А король-то голый!» В политических фигурах будущего Гельман запечатлел наших потерянных современников. Его политическое сновидение оказалось неразборчивым: настоящее таково, что спрогнозировать будущее невозможно.
Павел РУДНЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  24.09.2002
Сегодня Эрмитаж предъявит подлинный портрет царицы Клеопатры
На 24 сентября в Эрмитаже запланирована сенсация. В Аполлоновом зале Зимнего дворца открывается выставка «Арсиноя или Клеопатра?». Посвящена она небольшой (высота 105 см) базальтовой статуе, скромно стоявшей в музее аж с 1929 года. Маленькая коренастая тетенька в длинном облегающем платье держит в левой руке рог изобилия, а в правой -- иероглиф жизни «анх». Голову украшает трехчастный парик с тремя уреями (царскими змеями). В принципе в эллинистическом Египте таких тетенек -- жриц, цариц и богинь с уреями, анхами, рогами и инкрустированными глазами производили в огромных количествах. Однако наша, эрмитажная, имеет две чудесных особенности, позволяющие считать ее дамой не просто приятной, но приятной во всех отношениях. И в отношении родословной тоже. Первая особенность -- то, что рог изобилия у нее раздвоенный (dikeras). Еще в 1957 году египтолог И.А. Лапис предположила, что раздвоенный рог был присущ лишь статуям Арсинои II, сестре и жене Птолемея II (III в. до н.э.). Арсиноя -- дочь Береники I и военачальника Александра Македонского, основателя македонской династии в Египте Птолемея I Сотера была обожествлена при жизни. Культ ее продолжался спустя долгие годы после кончины... >>
  • //  24.09.2002
«Сатирикон» открывает сезон
Сбор труппы театра «Сатирикон», посвященный открытию нового сезона, прошел быстро и без разговоров на вольные темы. Как признался художественный руководитель театра Константин Райкин, «собрание -- не самый популярный жанр в нашем коллективе». Райкин считает это признаком трудовой активности труппы, ибо все вопросы и недоразумения нужно и должно разрешать в процессе репетиций. Однако первый сбор -- случай особый. Необходимо подвести итоги сезона прошедшего, рассказать о планах в сезоне грядущем и поприветствовать молодых актеров, недавно вошедших в состав труппы... >>
  • //  24.09.2002
Премьерой новой пьесы Александра Гельмана «Профессионалы победы» открыл сезон Новый драматический театр. Вячеслав Долгачев, недавно ставший художественным руководителем театра, выбрал этот спектакль для того, чтобы заявить о новой стратегии коллектива, последнее время обитавшего в буквальном и переносном смысле на задворках Москвы. В воскресенье в Театре Маяковского, арендованном при поддержке Московского комитета по культуре, собралась весьма почтенная публика. Среди приглашенных были председатель Центризбиркома Александр Вешняков и первый президент СССР Михаил Горбачев. По уверению режиссера, в задачи театра не входило ставить спектакль на политическую тему, но зрители, безусловно, могли делать собственные выводы. Дискуссии на тему соответствия версии Гельмана реальности российской политики подогревали интерес к спектаклю, в художественном отношении рисковавшему остаться незамеченным... >>
  • //  24.09.2002
Обзор новых номеров журналов для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
  • //  24.09.2002
Вручены очередные «Эмми»
В воскресенье в Лос-Анджелесе в пятьдесят четвертый раз состоялось вручение «Эмми» -- главной телевизионной награды Америки. Лучших из лучших определяли в двадцати шести номинациях плюс к двум почетным призам, обладатели которых были известны заранее -- в этом году ими стали знаменитейшая телеведущая Опра Уинфри, получившая Гуманитарный приз Боба Хоупа и (все вместе) каналы ABC, CBS, NBC и Fox -- за передачи, посвященные событиям 11 сентября. Кроме того, в категории «Специальная музыкальная программа» был награжден совместный проект «Америка: посвящение героям»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика