N°167
12 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  12.09.2002
Что-то происходит в России
«Кукушка» и «Олигарх» выйдут в прокат

версия для печати
В отечественном кино наблюдается какое-то смутное движение. Что-то там такое топорщится, хорохорится, силится поднять веки. Назвать это «возрождением» или «выходом из кризиса» язык не поворачивается. Не было никакого кризиса, который, как известно, происходит от греческого «кринейн» -- выбирать. О выборе за десять с лишним лет нового российского кино речь не шла. Патриотически настроенным критикам оставалось пересчитывать безусловные удачи на пальцах одной руки и сочувствовать полуудачам, хроменьким, косеньким и трогательным, как больные дети. Прежде чем решать, куда идти -- налево или направо, надо сначала научиться держать головку.

И вот впервые за нашу постсоветскую киноисторию у зрителей и профессионалов появляется возможность выбора. Возможность эта предоставлена ведущим российским продюсером Сергеем Сельяновым и компанией «СТВ», практически одновременно выпускающей в прокат два самых серьезных кинопроекта этого года. И о «Кукушке» Александра Рогожкина, и об «Олиграхе» Павла Лунгина наша газета уже писала. Теперь настало время выбирать. Вот вам и настоящий кризис, несущий с собой надежду на то, что наше кино найдет свой путь.

Если не успех, то внимание заинтересованной публики обе картины уже заслужили. С лунгинским фильмом все ясно: только ленивый не написал или не снял телесюжет о том, что сага о «самом бурном двадцатилетии нашей истории» (мнение режиссера) имеет некоторое отношение к биографии главного российского «Олигарха» Бориса Березовского и его соратников. И даже вчерашний призыв заместителя генпрокурора РФ «активизировать работу по выдаче следственным органам России гражданина Березовского и его первого заместителя по АО «ЛогоВАЗ» Патаркацишвили» сработает как дополнительная реклама картине. «Кукушку» никто не ждал, да и сейчас она выходит без особого шума. Тема «Олигарха» сверхактуальна: фильм на полном серьезе называют «первым опытом масштабного, комплексного художественного осмысления постсоветской реальности». И на первый взгляд, нельзя представить себе ничего более далекого от сегодняшнего дня, чем история прикованного к скале финского снайпера-смертника и любовь русского солдата к женщине из народа саами. В «Олиграхе» есть все, к чему привыкли потребители теленовостей и у нас, и на Западе: предвыборные интриги, политические убийства, кассеты с порнокомпроматом... В «Кукушке» -- финская экзотика да три героя, говорящих на разных языках. У Лунгина в главной роли похудевший Машков, у Рогожкина -- Виктор Бычков, егерь Кузьмич из «Особенностей национальной охоты».

Но, как показал опыт, «Кукушка» обречена на фестивальный успех и хорошо принимается как продвинутыми, так и «обычными» зрителями. Ей светит номинация на «Оскара» и ограниченный прокат в Америке. В то время как «Олигарх» застревает где-то между нарезкой из видеоматериалов западных агентств о России и гангстерским фильмом -- только без обаятельного злодея и широкополых шляп. Пытаясь играть по международным правилам, фильм Лунгина, кажется, проигрывает. А заторможенный и глубоко индивидуальный стиль Рогожкина неожиданно оказывается актуальным и уместным в международном контексте. «Кукушка» по духу непреднамеренно близка европейскому артхаусу и американским «независимым». Не случайно даже главный гэг фильма -- комичные разговоры не понимающих друг друга героев -- кажется взятым из арсенала Джима Джармуша. Лунгин же стремится сделать «Крестного отца» и «Гражданина Кейна», но не умеет создать «голливудского героя», без которого ни одна жанровая схема не работает. Так что пока киноязык малобюджетной Европы больше подходит российскому кино, чем каноны голливудского жанра.«Я рад, что Березовский остался доволен»

Леван УЧАНЕЙШВИЛИ снялся в «Олигархе» не в главной роли -- он сыграл соратника Платона по имени Ларри, -- но, по мнению видевших фильм, его работа одна из лучших в картине. Грузинский актер, закончивший ВГИК, снявшийся в советских фильмах «Кукарача», «Легенда Сурамской крепости», последнее работает в основном в Голливуде под псевдонимом Левани («День независимости», «Блэд», «Вирус»).

-- У вашего персонажа Ларри есть прототип -- ближайший друг Бориса Березовского Бадри Патаркацишвили. Вы знакомы с ним?

-- Ларри я играл, отталкиваясь от книги Юлия Дубова «Большая пайка». Помогали и разговоры с людьми, которые знали Бадри. И, конечно, очень мне помогал режиссер Павел Лунгин. В моей жизни он единственный режиссер, с которым я не поссорился и с которым у меня не было проблем. А с прототипом познакомился уже после окончания съемок.

-- Вы хотели бы прожить жизнь олигарха?

-- В бывшем Союзе нас учили в школе, что главное богатство человека -- быть духовно богатым. Сейчас, пожив в Америке, а потом несколько месяцев, пока шли съемки, в России, могу сказать, что богатство дает человеку свободу. Если у человека есть деньги, то он может делать то, что ему нравится и хочется. Наверное, многие хотели бы прожить жизнь олигарха, только боятся в этом признаться. Почему в мире популярны лотереи, особенно в Америке? Человек хочет быть богатым, но самое интересное, что играют в лотерею не только бедняки на последние деньги, но и богатые.

-- Вы играли тоже?

-- Все играют. Три недели назад 100 миллионов выиграли брат и сестра, простые рабочие американцы мексиканского происхождения. Их мечта стать богатыми осуществилась.

-- Куда же можно деть столько денег? Что в таком случае означает свобода?

-- Свобода... Мне трудно сказать, я пока очень далек от 100 миллионов. У нас в Грузии, да и в России тоже, говорят: не имей сто рублей, а имей сто друзей. У меня отличная жизнь -- я богат своими друзьями. И сегодня я просто счастлив, так как получил похвалу от настоящего олигарха.

-- От Бориса Березовского?

-- Да, он звонил и сказал мне много хороших слов. И я успокоился. Ведь знает лучше всех, лучше любого критика или человека со стороны, что происходило, как происходило. И я рад, что он остался доволен.

-- Как вам живется в Америке?

-- Сложно и интересно. Начинал все с нуля. Пока удается сниматься. Только что закончил работать в картине режиссера Спайка Ли. Там снимались звезды мирового экрана -- Эд Нортон, Розари Добсон, Тони Гус. Картина выйдет в конце декабря.

-- А если в России будет хорошее предложение, останетесь или вернетесь в Лос-Анджелес?

-- Я там, где хорошая работа. Есть уже и в России предложения поработать. Павел Лунгин, например, еще не закончив фильм «Олигарх», начал говорить о наших будущих планах. Я надеюсь, что мое российское возвращение все же после этого фильма произойдет.

«Мы благодарны Рогожкину за то, что он нас отстоял»

Виллэ ХААПАСАЛО (Финляндия) и Виктор БЫЧКОВ (Россия) -- выпускники Санкт-Петербургской театральной академии, но познакомились на съемках «Особенностей национальной охоты». Придумав как-то сюжет о двух мужчинах и одной женщине, пришли к режиссеру Александру Рогожкину и попросили написать пьесу, а тот написал сценарий, и из этого получился фильм «Кукушка».

-- Как вы придумали такой сюжет?

Виллэ Хаапасало: -- Однажды мы с Виктором в нетрезвом виде зашли к Александру Рогожкину. Сидели, выпивали, разговаривали. Мы уже играли в Финляндии спектакли, и нам хотелось новой пьесы...

Виктор Бычков: -- Идея у нас с Вилли крутилась с 1995 года, только не знали, как к ней подступиться. Мы стали фантазировать, что бы могло произойти, если русский и финн оказались бы в Карелии... Но Рогожкин сказал: это неинтересно, карелы знали финский язык. А через три дня он сообщил нам, что пишет.

В.Х: -- А потом он позвонил мне и сказал: «Сценарий готов. Надо искать деньги».

В.Б: -- Продюсеры вначале говорили, что и нам и зрителям будет мешать шлейф «Особенностей...». Мы благодарны Рогожкину за то, что он нас отстоял. Он сказал, что эту историю писал именно для Вилли и Виктора. И если не с нами, то снимать не будет. Рогожкин, конечно, придумал историю лучше, чем мы ему рассказывали.

-- Эпизод возвращения героя из страны смерти -- подлинная саамская легенда?

В.Х.: -- Это придумал Александр Рогожкин.

-- Вы сами уже видели фильм?

В.Б.: -- Во время конкурсного просмотра на ММКФ я зашел в зал посмотреть и понял, что мой герой уже живет помимо меня. И я сопереживаю ему, как это ни странно, хотя я ведь понимаю, что это я на экране. И в то же время уже не я. Когда я первый раз смотрел фильм, рядом со мной сидел мой друг, который плакал. Это было удивительное ощущение.

В.Х.: А я фильм не смотрел. Я вообще не видел ни одного своего фильма. Не могу заставить на себя смотреть -- боюсь, не понравлюсь себе и потом уже не смогу играть.

-- «Кукушку» купили для проката в США. Готовитесь к международной славе?

В.Б.: -- Америка узнает не нас, актеров, а что-то о России. Мы будем для них представлять нации, которые они не знают.

В.Х.: -- Да, мы для них никто.

-- Что для вас самих важно в этом фильме?

В.Х.: -- Кино про тех людей, которых воевать заставили обстоятельства. Мой дедушка воевал на финско-русской войне. На фронте он однажды пришел в русскую деревню с винтовкой, а его встретили с чаем. И он опустил винтовку, посидел у хозяев дома полчаса... Он до сих пор вспоминает этот случай. У нас фильм про людей, и совсем неважно, какие они -- хорошие, плохие. Это вторично.

-- Ваши герои покидают Анну. Как вы для себя объясняли, почему они уходят?

В.Х.: -- Очень просто. Потому что все когда-то кончается. Надо уходить, и тогда останутся хорошие воспоминания. В жизни самое главное -- хорошие воспоминания.

В.Б.: -- Они настоящие мужчины. А настоящий мужчина не остается, когда женщина просит уйти. Они уходят не с тяжелым сердцем. Возвращаются на родину, к своим делам. Героиня говорит, что могла бы их удержать, но не стала этого делать. Она настоящая женщина. А настоящая женщина никогда не держит уходящего. Мы цепляемся друг за друга только от собственной слабости.Вита РАММ, «Эхо Москвы», -- специально для газеты «Время новостей»
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  12.09.2002
Артист Безруков сыграл в Театре им. Ермоловой поэта Пушкина
У известного артиста Сергея Безрукова есть папа, менее известный артист Виталий Безруков. И вот этот самый папа написал пьесу о Пушкине, которая так и называется «Александр Пушкин». При этом пользовался Безруков-старший, судя по всему, тремя основными источниками -- школьными учебниками, статьями из энциклопедических словарей и рассказами о Пушкине Даниила Хармса. >>
  • //  12.09.2002
Малознакомая музыка по хорошо известному поводу
Отыграть концерт в память о прошлогоднем терракте в Нью-Йорке в эти дни захотели многие. В Питере силами московской просвещенной молодежи отыграли «Реквием» Моцарта с изящным дополнением -- новым опусом модного молодого композитора Павла Карманова, представляющим собой хитрую комбинацию кусочков неизвестной, добытой из поздних реконструкцией моцартовской музыки... >>
  • //  12.09.2002
Ярмарка современного искусства «Арт-Манеж» сообщила о своих планах
В Центральном выставочном зале «Манеж» прошла пресс-конференция, посвященная декабрьской VII Московской ярмарке современного искусства «Арт-Манеж 2002». Поскольку прошлогодние итоги можно считать блестящими, то и прогнозы радужные. Как обычно, участвовать будет множество галерей, число посетителей будет исчисляться сотнями тысяч, а покупателей -- просто сотнями... >>
  • //  12.09.2002
«Кукушка» и «Олигарх» выйдут в прокат
Впервые за нашу постсоветскую киноисторию у зрителей и профессионалов появляется возможность выбора. Возможность эта предоставлена ведущим российским продюсером Сергеем Сельяновым и компанией «СТВ», практически одновременно выпускающей в прокат два самых серьезных кинопроекта этого года. И о «Кукушке» Александра Рогожкина, и об «Олиграхе» Павла Лунгина наша газета уже писала. Теперь настало время выбирать. Вот вам и настоящий кризис, несущий с собой надежду на то, что наше кино найдет свой путь. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика