N°165
10 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  10.09.2002
«Камикадзе до Кремля пять минут лету»
версия для печати
Могут ли теракты с использованием самолетов в качестве воздушных таранов повториться и в России? На этот вопрос в беседе с военным обозревателем газеты «Время новостей» Николаем ПОРОСКОВЫМ отвечает бывший главнокомандующий ВВС России, а ныне советник гендиректора ОАО НПО «Алмаз» по вопросам военно-технической политики генерал армии Анатолий КОРНУКОВ.

-- Анатолий Михайлович, возможно ли подобное в Москве?

-- Исключать нельзя: аэропорты находятся очень близко к столице, к Кремлю -- буквально в пяти минутах лета. Даже при существующей достаточно жесткой системе контроля воздушного пространства для предотвращения теракта нужно хотя бы 10 минут, чтобы поднять по сигналу тревоги зенитные ракетные комплексы (ЗРК), ведь в готовности номер один (к немедленному открытию огня) они не содержатся -- очень дорого. Даже в СССР этого не было.

-- Насколько опасно сбивать самолеты над Москвой?

-- Ущерб в этом случае будет огромный. Обломки крупного летательного аппарата и мощной ракеты упадут на огромный мегаполис с жилыми массивами, атомными реакторами в научных институтах, химическим производством, арсеналами... Но если бы жизнь заставила, сбили бы. В те сентябрьские дни я говорил, да и сегодня того же мнения: надо взвесить, в каком случае ущерб будет больше. Когда я был командующим войсками Московского округа ПВО, то однажды отдавал команду на приведение в готовность средств для уничтожения самолета, если он пойдет к Москве. Это было в 1994 году, когда в Кубинке техник самолета произвел несанкционированный взлет. До открытия огня дело не дошло.

-- Как велят действовать в такой ситуации законы?

-- Запрещают уничтожать пассажирские и спортивные самолеты. Правда, если известно, что на борту угонщики, а пассажиров нет, то сбивать можно. Но как это достоверно установить?

-- Вы не пытались выйти в Госдуму с инициативой об изменении закона?

-- Неоднократно. Закон «О государственной границе», где прописаны полномочия должностных лиц, отвечающих за ПВО, во многих положениях расплывчат и неоднозначен. Но попытки что-то изменить не имели успеха. В законе должна быть сноска о действиях в нестандартных случаях. На угрожаемых направлениях нужно иметь специально подготовленных стрелков с переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) типа «Игла» -- атака перехватчика может не удастся, не все ракеты могут попасть в цель.

-- Можно ли принудить нарушителя к посадке с помощью спутной струи воздуха, то есть таким возмущением воздуха, что создается идущим впереди истребителем-перехватчиком?

-- Это невозможно. В нашей практике такие попытки заканчивались печально. Да и не свернет решившийся на смерть террорист. Его нужно только сбивать.

-- Можно ли сбить камикадзе, если он летит на малоразмерном самолете и на предельно малой высоте?

-- В угрожаемый период берется на сопровождение все, что летит на высотах даже 50--60 метров. В режиме обычного боевого дежурства, при нижней границе радиолокационного поля 200 метров, вряд ли возможно обнаружить такую цель.

-- Что собой представляет ПВО Москвы?

-- Это система под кодовым названием С-50. С момента постройки она была многоэшелонной: Белоруссия, затем Смоленская зона, где нарушителя встречали истребители, ближе к Москве -- огневые средства. Непосредственное прикрытие Москвы -- это четыре полосы обороны: первая -- на расстоянии 250--300 км, куда выдвигались подвижные комплексы; вторая, стационарная -- 100--120 км; третья -- 50 км; четвертая зона -- непосредственно в центре Москвы, где разворачивали два зенитных ракетных полка (шесть дивизионов) для отражения удара УРС -- управляемых ракетных снарядов. Эти позиции существуют и сейчас. Не будем уточнять, где именно. Вокруг столицы и сегодня есть сплошное радиолокационное поле. Разве что его параметры и режим дежурства средств несколько иные.

Внешние кольца сохранены и сейчас. Белоруссия входит в Объединенную систему ПВО СНГ, кроме того, создается единая с этой республикой региональная система. А в С-50 остались два эшелона: 120 и 50 км. Еще лет пять назад в системе ПВО Москвы было 28 ракетных и 4 радиотехнических полка, сейчас в два раза меньше. Думаю, здесь нельзя было сокращать. На разведку и ПВО средств жалеть не надо.

-- Когда появится на вооружение ЗРК С-400, на который возлагают большие надежды?

-- Думаю, в следующем году. Кстати, рожден комплекс именно в этих стенах, где с 1947 года были созданы все наши серийные ЗРК: С-25, С-75, С-125, С-200, С-300. Как раз сегодня «Алмаз» празднует 55-летие. Наши комплексы хорошо зарекомендовали себя по всему миру. Сдача нового ЗРК тормозится: долги заказчика перед «Алмазом» -- более 120 млн руб. А «четырехсотка» -- машина дорогая, и нужно их немало. Она способна поражать цели на высотах от предельно малых до космических, на скоростях от 100 км в час до нескольких тысяч км в секунду. Комплекс в состоянии уничтожать боеголовки ракет, то есть работать в системе ПРО, и сбивать террористов. В нем заложено применение разного класса ракет -- ближнего боя, средней и большой дальности.

Открою секрет: одно взаимодействующее с «Алмазом» предприятие ведет совместно с нами разработку системы «Панцирь». Этот маленький, подвижный ЗРК, недорогой и хорошо помехозащищенный, предназначенный для прикрытия небольших объектов, уже вызвал большой интерес в мире.
Беседовал Николай ПОРОСКОВ

  ЗАГРАНИЦА  
  • //  10.09.2002
Жители Нью-Йорка мечтают утереть нос Усаме
На стене крошечного музея нью-йоркской пожарной охраны на Спринг-стрит, из открытых красных дверей которого на вас смотрят фотографии 343 пожарных, погибших 11 сентября 2001 года, мелом написано: God bless you -- «Да хранит вас Господь!» Не считая котлована на месте разрушенных башен-близнецов, это одно из немногих напоминаний о том, что случилось год назад в нижнем Манхэттене... >>
  • //  10.09.2002
О влиянии 11 сентября на самую могущественную державу мира газете «Время новостей» рассказала президент Фонда Карнеги за международный мир Джессики МЭТЬЮЗ... >>
  • //  10.09.2002
Могут ли теракты с использованием самолетов в качестве воздушных таранов повториться и в России? На этот вопрос в беседе с военным обозревателем газеты «Время новостей» Николаем ПОРОСКОВЫМ отвечает бывший главнокомандующий ВВС России, а ныне советник гендиректора ОАО НПО «Алмаз» по вопросам военно-технической политики генерал армии Анатолий КОРНУКОВ... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика