N°165
10 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  10.09.2002
Конец прекрасной фестивальной эпохи
В Венеции вручили «Золотых львов»

версия для печати
В минувшее воскресенье были подведены итоги 59-го Венецианского кинофестиваля. Главный приз, «Золотого льва», жюри под председательством китайской актрисы Гон Ли присудило фильму шотландского актера и режиссера Питера Муллана «Сестры Магдалины». Нет, наверное, ни одного критика, который кинул бы за это камень в судей или победителя, -- пока что камнями интенсивно кидается только лишь взбешенная католическая церковь. История девушек, которых в суровой католической Ирландии уличали в склонности к греху и заключали на неопределенный срок в приюты-тюрьмы, трогательна, мастерски разыграна молодыми актрисами и любопытна с этнографической точки зрения (последний такой приют был закрыт в 1996 году!). Но если честно, уж слишком она камерна для основной награды фестиваля «большой тройки» (Канны, Берлин, Венеция). Да и основной конфликт между свободолюбивыми созданьями и подлыми и корыстными клерикалами ни изобретательным, ни актуальным не назовешь.

Гран-при жюри досталось ленте Андрея Кончаловского «Дом дураков» -- несомненный успех для картины старомодной и навязчивой, но крепко сделанной. Хватит ругать Кончаловского (а если кому кажется, что не хватит, перечитайте рецензию в номере от 3 сентября). Лучше порадуемся российскому успеху («Золотой лев» за русскую короткометражку также достался российской картине -- «Клоуну» Ирины Евтеевой), и извлечем из него простенький урок: российского кино должно быть много. Стоило нашей кинопромышленности немного оживиться, стоило появиться паре десятков картин, пусть плохоньких, но мало-мальски разнообразных, и российское присутствие в мировом киноконтексте сразу стало ощутимым. Стоило российскому кино притвориться живым, как на Западе в это поверили. Так, глядишь, еще чуть-чуть попритворяется -- и вправду оживет.

Фильм Тодда Хэйнза «Далеко от рая», виртуозная стилизация под текниколоровские мелодрамы 50-х, отмечен двумя наградами. Приз за лучшую женскую роль получила Джулианна Мур, сыгравшая домохозяйку, уютный и безопасный мир которой распадается на наших глазах, а приз за выдающийся индивидуальный вклад присужден оператору Эду Лахману, осенние пейзажи которого, вопреки названию фильма, светятся самой настоящей райской красотой. Приз за лучшую мужскую роль был выдан итальянскому актеру Стефано Аккорси («Путешествие под названием Любовь») по принципу «нельзя же обидеть хозяев фестиваля». В параллельном конкурсе «Против течения» награда Сан-Марко досталась картине китайского режиссера Тяня Чжуанчжуаня «Весна в маленьком городке». Единственной неожиданностью в таком раскладе стало то, что у жюри не нашлось призов для Такеси Китано, который в «Куклах» в непривычной для себя элегической манере рассказал три любовные истории, стилизованные под японский кукольный театр.

А теперь о лучшем фильме фестиваля -- «Оазисе» корейца Ли Чан-дона. На первый взгляд это мелодрама с довольно рискованным сюжетом: конченный раздолбай, ужасно бестолковый и обаятельный, выходит после третьей отсидки из тюрьмы и со словами «какая ты красавица!» пытается изнасиловать девушку с тяжелой формой церебрального паралича. А когда это ему не удается, влюбляется в нее всей душой, с неподражаемой беззаботностью не обращая внимания ни на болезнь, ни на очевидное уродство своей избранницы. Не слишком проницательные зрители увидели в «Оазисе» сентиментальную историю о сирых и убогих, но добрых и чистых душой. Но если присмотреться, становится ощутим виртуозный юмор режиссера. Это не тот юмор, над которым в голос хохочешь в зале, -- но потом, вспоминая какой-нибудь эпизод фильма, непременно улыбнешься. Чего стоит хотя бы эротическая сцена, в которой герой никак не может понять, стонет ли его перекрученная чудовищным недугом возлюбленная от боли («может, я не туда попал?», «мне остановиться?») или от наслаждения (зрители-то понимают, что от наслаждения).

Ли Чан-дон удостоился приза за режиссуру, а симпатичная Моон Со-ри, безжалостно уродовавшая себя перед камерой, получила приз Марчелло Мастроянни (он вручается лучшему начинающему актеру или актрисе). Но даже этих двух наград не хватит, чтобы отметить фильм-открытие, сочетающий обескураживающую искренность и убийственный гротеск. Организаторы фестиваля и прежде всего его новый директор Мориц Де Хадельн, сумевший в кратчайший срок спасти Венецию-59 от провала, явно делали ставку на «Оазис», но главного приза он не получил. Что поделать, эпоха великих фестивальных директоров, которые не мытьем так катаньем добивались от жюри нужного им вердикта, прошла. Никто из них реально не озабочен тем, чтобы фестивали формировали историю кино. Наступило время талантливых менеджеров, под надзором которых жюри старательно раскладывает политкорректный пасьянс, в котором нет ни проигравших, ни настоящих победителей.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Венеция--Москва

  КУЛЬТУРА  
  • //  10.09.2002
«Турандот» Пуччини сквозь призму новой ритуальности
В Большом театре, как и намечалось, был благополучно сорван привычный ритуал открытия сезона. Вместо непременного «Ивана Сусанина» показали премьеру волшебно-ритуальной оперы «Турандот». Ритуал замшелости заменили ритуализованным прорывом к европейской изощренности. По крайней мере, так было задумано... >>
  • //  10.09.2002
В Венеции вручили «Золотых львов»
В минувшее воскресенье были подведены итоги 59-го Венецианского кинофестиваля. Главный приз, «Золотого льва», жюри под председательством китайской актрисы Гон Ли присудило фильму шотландского актера и режиссера Питера Муллана «Сестры Магдалины». Нет, наверное, ни одного критика, который кинул бы за это камень в судей или победителя, -- пока что камнями интенсивно кидается только лишь взбешенная католическая церковь. История девушек, которых в суровой католической Ирландии уличали в склонности к греху и заключали на неопределенный срок в приюты-тюрьмы, трогательна, мастерски разыграна молодыми актрисами и любопытна с этнографической точки зрения (последний такой приют был закрыт в 1996 году!). Но если честно, уж слишком она камерна для основной награды фестиваля «большой тройки» (Канны, Берлин, Венеция). Да и основной конфликт между свободолюбивыми созданьями и подлыми и корыстными клерикалами ни изобретательным, ни актуальным не назовешь... >>
  • //  10.09.2002
Открылась выставка Ивана Бруни
Выставка Ивана Бруни, которой он при жизни не дождался, открылась в галерее «Интерколор». На ней представлены произведения камерные, почти домашние -- рисунки и акварели, созданные как бы «для себя». Вологодские луга, экзотические красоты Нормандии и Самарканда, скромные пейзажи средней полосы и милые прелести дачного сада. А еще изображения женщин, детей и женщин с детьми... >>
  • //  10.09.2002
Легальные компакт-диски получили отличие
Вчера в пресс-центре мэрии Москвы прошла пресс-конференция, посвященная введению марки правообладателя, которая будет ставиться на легальные компакт-диски и аудиокассеты. По экспертным оценкам, капитализация рынка пиратской аудиопродукции составляет около 250 млн долларов США. Если пиратство уничтожить, деньги попадут в легальный сектор, способствуя развитию шоу-бизнеса, собираемости налогов, появлению рабочих мест и прочих прелестей легальной экономики... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика