N°163
06 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  06.09.2002
Срочно пейте аллохол!
Во МХАТе поставили «Гамлета в остром соусе»

версия для печати
Давайте вообразим невероятное. В.В. Путин нарядился Маврикиевной, повязал платочек, нацепил очки и в таком виде явился на какой-нибудь саммит. На встречу «большой восьмерки», например. Вокруг одетые по протоколу Ширак, Шредер, Буш напускают на себя серьезный вид и изъясняются дипломатическим языком, а наш президент складывает губки бантиком и называет Буша Никитичной. Примерно столь же нелепо выглядит на афише и на сцене главного театра страны спектакль «Гамлет в остром соусе».

«Уж не Шекспир ли это?» -- спросите вы. Нет, не Шекспир. Это господина Альдо Николаи произведение. Сей пошловато-салонный и весьма плодовитый итальянец румынского происхождения был в свое запримечен Романом Виктюком и довольно органично смотрелся в репертуаре его театра-скитальца. Ни одному уважающему себя и уважаемому мною режиссеру пьесы Николаи я ставить не посоветую, но если какая-нибудь антреприза решит взяться за изготовленную им похабщину-сентиментальщину, так это ее святое право -- кто бы возражал. МХАТ, однако ж, не антреприза и вообще не просто театр. Это, как известно, наше кое-что.

Я не ханжа, приветствую в целом усилия Олега Табакова по превращению подведомственного ему заведения из богадельни в основного театрального ньюсмейкера, но на всякое безобразие должно быть свое приличие. Одно дело забубенная комедия Рэя Куни «№13», вызвавшая недавно споры в театральных кругах -- можно ли такое на сцене МХАТа играть, другое -- «Гамлет» Альдо Николаи. Про Куни я, не задумываясь, скажу -- можно. Потому что и в самой пьесе, и в поставленном по ней Владимиром Машковым спектакле безупречно выдержан жанр. Это чистая, как слеза ребенка, комедия положений безо всяких -- как вредных, так и полезных -- примесей. Остроумная и стильная шутка, которую может позволить себе самый респектабельный театр, так же как В. Путин на встрече самого высокого уровня может позволить себе к месту сострить. «Гамлет» Альдо Николаи, поставленный Петром Штейном, -- это описанная выше Маврикиевна.

То и дело протираешь глаза и спрашиваешь себя: «А где я, собственно, нахожусь? Это МХАТ в Камергерском или ДК им. Розы Люксембург в Кислодрыщенске?» Другой вопрос хочется обратить к создателям спектакля: «А вы пьесу перед тем, как ее ставить, вообще читали?» Правда, читали? И не заметили, что она беспомощна даже в качестве пародии? Что автор ее не видит разницы между постмодернизмом и идиотизмом? Мнит себя Томом Стоппардом, но недотягивает до Михаила Задорнова? Неужели вам не ясно, что вы могли бы играть еще хуже или гораздо лучше -- положения это не изменило бы? Сколько ни добавляй лавровый лист в помои, они все равно останутся помоями.

Самое удивительное, что в спектакле задействовано целое созвездие мхатовцев-шоуменов -- Игорь Угольников, Игорь Верник, Игорь Золотовицкий и, наконец, весь вечер на арене Александр Семчев в роли Гамлета. И все они, сколько мне известно, люди остроумные. Что обнаружили они в совершенно неостроумных перепевах хрестоматийного сюжета, остается только гадать. Ведь избранный ими автор даже в сюжете, пересказывать который нет ни смысла, ни сил, концы с концами свести не может. Последние полчаса нить событий вообще теряется и на сцене происходит нечто невообразимое. Ощущение возникает такое, словно один из участников спектакля, подобно молодогвардейцу Сергею Тюленину, должен совершить некую диверсию, а все прочие просто тянут время -- отвлекают внимание зрителей, выплывают на сцену любками шевцовыми, вспоминают старые анекдоты. Граждане, хочется сказать им. Война давно закончилась. На дворе 2002 год. Вы во МХАТе, а не в Краснодоне. Придите в себя. А то, глядя на вас, хочется уже не только аллохол, но и анальгин с валидолом принять. Где он тут у меня? Накапайте скорее на сахар.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  06.09.2002
Во МХАТе поставили «Гамлета в остром соусе»
Давайте вообразим невероятное. В.В. Путин нарядился Маврикиевной, повязал платочек, нацепил очки и в таком виде явился на какой-нибудь саммит. На встречу «большой восьмерки», например. Вокруг одетые по протоколу Ширак, Шредер, Буш напускают на себя серьезный вид и изъясняются дипломатическим языком, а наш президент складывает губки бантиком и называет Буша Никитичной. Примерно столь же нелепо выглядит на афише и на сцене главного театра страны спектакль «Гамлет в остром соусе»... >>
  • //  06.09.2002
В Москве начинается международный хореографический фестиваль Grand pas
Фестиваль Grand pas -- затея Гедиминаса Таранды, настойчивого и амбициозного руководителя театра «Имперский русский балет». Таранда борется за реноме своей труппы как никто другой. Звезды Большого танцуют у него постоянно. Изредка наведываются и премьеры Мариинки. Теперь прибывают гастролеры из балетной мекки -- Парижской оперы и другие известные артисты из дальнего и ближнего зарубежья. Организации фестиваля помогает московская мэрия, включившая Grand pas в долгосрочный проект «Лицо России»... >>
  • //  06.09.2002
Завершился самый престижный фестиваль Европы
Зальцбург -- город странный. Вроде бы один из многочисленных туристических сувениров Австрии -- маленький, до невозможности ухоженный, напоминающий старинную фарфоровую игрушку и ничем не примечательный. Но здесь два с половиной века назад родился Моцарт, дальним следствием чего стал фестиваль, диктующий всему миру оперную моду, а в последнее десятилетие вообще перевернувший с ног на голову привычные представления об оперной эстетике... >>
  • //  06.09.2002
Опять в Московском Доме фотографии
Московский Дом фотографии снова показывает «Зону» бельгийского фотографа Карла де Кейзера. На этот раз в варианте расширенном и дополненном. Вообще-то музей не книги выпускает -- выставки делает. И причины для повторения должны быть вескими и ясными. Трудно представить, что фотографии исправительно-трудовых лагерей Красноярского края пользуются бешеным успехом у публики, а других выставок, чтобы сезон открыть, у директора музея энергичнейшей Ольги Свибловой нет. Тем не менее сама по себе выставка де Кейзера для открытия сезона вполне годится... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика