N°134
29 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  29.07.2002
Ниндзя на горошине
«Турандот» в Мариинском театре

версия для печати
Мариинский театр показал подготовленную всего за полтора месяца постановку оперы Пуччини «Турандот». Пышная партитура с ориентальным узором и отсветом экстазов ХХ века ставится здесь впервые (показанная несколькими днями раньше в Выборгском замке урезанная версия не в счет), однако нанятый Мариинкой французский режиссер Шарль Рубо имеет опыт работы с изощренным текстом. Он ставил «Турандот» на французском фестивале в Оранже. Правда, там совсем другая, открытая сцена, какая обычно располагает к статично-декоративным решениям. Но зато в той постановке пел один из лучших Калафов мира Владимир Галузин. Он же одним своим появлением превратил нынешнюю питерскую новинку в событие. Многие склонны думать, что эта «Турандот» вообще была затеяна для него. Чтобы питерская публика увидела, как одновременно статуарен, прост и гипнотичен его Калаф -- не любовник, но воин, сражающийся за любовь с изяществом невидимого ниндзя и вокальным благородством, особенно редким в высокой тесситуре.

Тем не менее даже не зная о том, что премьеру будет петь Галузин, ее ждали взбудораженно, даже нервно: мариинский сезон против обыкновения был скуп на новинки, экспериментальный крой «Бориса Годунова» принимали прохладно (самым недовольным, судя по высказываниям на недавней пресс-конференции, оказался худрук Гергиев), запланированные «Снегурочка» и «Зигфрид» вообще не были поставлены, а «Бал-маскарад» от Андрона Кончаловского приговорен начальством к переделке (по словам Гергиева, жаль, что потратили миллион долларов.). Больше того: новый, 227-й сезон Большого театра в сентябре амбициозно откроется не дежурным «Сусаниным», а пуччиниевской «Турандот» в американо-российской постановочной версии. О готовящемся появлении на свет питерского варианта не законченной Пуччини оперы (по авторским наброскам ее дописал Франко Альфано) стало известно уже после объявления о московском. Теперь без разговоров о взвинчивании гонки репертуарных вооружений между двумя театрами обходиться даже как-то неловко.

Но если о будущей «большой» «Турандот» пока можно только фантазировать, о мариинской уже не говорят без конкретных эпитетов, и самый популярный среди них -- «оргиастическая». Оргиастический тон, которым запомнится мариинская «Турандот», -- гергиевская удача. Думается, он сможет повторить ее и в Зальцбурге, где скоро будет дирижировать тамошней «Турандот».

Главная интрига драматичной многослойной фрески Пуччини не столько даже в том, как удается принцу Калафу справиться со страшным холодком китайской принцессы Турандот (с механическим упорством она загадывает загадки и обрекает недогадливых женихов на смерть), сколько в напряжении между первоисточником (сказкой масок Гоцци) и той выспренней и томительной музыкальной маской, под которую Пуччини спрятал, как полагают, собственные страхи и страсти. По-венециански грациозная и страшноватая сказочка во взвинченном пересказе Пуччини наверняка стала отрадой для Гергиева -- не зря же о «Борисе» он, по слухам, разочарованно восклицал: «Я же хотел красивый спектакль!» В новой «Турандот» он его получил. Именно красивый, не концептуальный, ориентальный спектакль в декоре среднестатического «китайского» образца с удобными, чуть символичными конструкциями. Спектакль, не замутняющий музыкального решения особенной драматургией и параллельным движением смыслов. И похожий на выстланную бархатом мизансцен и сценографии музыкальную шкатулку (большую) для трубных, не без вагнеровской тени позднепуччиниевских голосов. С уголком для изящного комедийного ансамбля Пинга, Понга и Панга -- наследников Бригеллы, Труффальдино и Панталоне. С удобным дном для виртуозно выполненного хорового марева. И, как выяснилось, с неплохими возможностями для помещения в шкатулку не только прим, но и певцов второго состава. Алексей Стеблянко и Лариса Шевченко на втором показе не пытались перепеть ни Галузина, ни его партнершу -- резковатую Ирину Гордей, примадонну драматического мариинского репертуара. Но держались при этом достойно.

Сложно себе представить, что Большой сможет соревноваться с Мариинкой в том, что касается премьерного Калафа, или по части изнуряющей томительности оркестрового модуса. Но при всей монументальной красоте питерского представления у Большого остается все-таки возможность переиграть Мариинку в неодномерном эстетизме (на это у московской «Турандот» есть сценограф Георгий Цыпин). Что было бы и справедливо, и занимательно. И еще, может быть, в способности отыскать для своей премьеры дивно-невозможную Турандот.
Венера МЕХОВЧУК

  КУЛЬТУРА  
  • //  29.07.2002
Искусство и власть: от любви до ненависти только шаг
В конце недели в клубе «МуХа» прошла презентация новой картины известных поп-артистов Виктории Тимофеевой и Дмитрия Врубеля «Путин и «Черный квадрат». Рассерженный президент отчитывает кого-то сидя за столом. Над головой -- фантомас русского искусства, очередной клонированный «шедевр» Казимира Малевича. При желании в работе Тимофеевой и Врубеля обнаружится множество контекстов и подтекстов. Мне ближе идея равенства перед лицом рынка политического бреенда и бренда художественного. Вплоть до их полного замещения. «Черный квадрат» давно уже вышел из арт-дискурса и стал козырем в большой политике. В конце концов и первое лицо страны в определенной степени жертва имиджевой раскрутки, стало быть, лицо героя мыльных опер, телесериалов, немножечко арт-объект... >>
  • //  29.07.2002
«Турандот» в Мариинском театре
Мариинский театр показал подготовленную всего за полтора месяца постановку оперы Пуччини «Турандот». Пышная партитура с ориентальным узором и отсветом экстазов ХХ века ставится здесь впервые (показанная несколькими днями раньше в Выборгском замке урезанная версия не в счет), однако нанятый Мариинкой французский режиссер Шарль Рубо имеет опыт работы с изощренным текстом. Он ставил «Турандот» на французском фестивале в Оранже. Правда, там совсем другая, открытая сцена, какая обычно располагает к статично-декоративным решениям. Но зато в той постановке пел один из лучших Калафов мира Владимир Галузин. Он же одним своим появлением превратил нынешнюю питерскую новинку в событие. Многие склонны думать, что эта «Турандот» вообще была затеяна для него. Чтобы питерская публика увидела, как одновременно статуарен, прост и гипнотичен его Калаф -- не любовник, но воин, сражающийся за любовь с изяществом невидимого ниндзя и вокальным благородством, особенно редким в высокой тесситуре... >>
  • //  29.07.2002
В Москве на 61-м году жизни после продолжительной болезни скончался артист театра и кино Всеволод Абдулов. Кинозрители помнят его по фильмам «Место встречи изменить нельзя», «Вооружен и очень опасен», «Трест, который лопнул», «Контрабанда», «Приключения Гекльберри Финна». Театралы -- по спектаклю «Соло для часов с боем», где Абдулов, сын знаменитого артиста сороковых-пятидесятых годов Осипа Абдулова, играл вместе со старейшинами МХАТа. Любители творчества Высоцкого -- как одного из самых преданных и близких друзей барда. Последние годы Абдулов совсем не играл в театре и почти не снимался в кино, но каждый неизбежно скажет о нем -- умер артист. >>
  • //  29.07.2002
Анатолий Васильев показал открытую репетицию «Илиады»
Те, кто бывал в новом театре Анатолия Васильева на Сретенке, знают: там много воздуха и света, вольно проникающего через призмы прозрачных крыш. Прогон «Илиады» прошел в самом свето- и звукопроницаемом пространстве театра -- так называемом Тау-зале. Все окна в московскую жару были открыты настежь, сквозь стекла за спинами актеров просматривался урбанистический пейзаж, а звуки эллинской речи соперничали с гудками машин... >>
  • //  29.07.2002
Финал Авиньонского фестиваля пришелся на проект «Теорема»
Что труднее всего было сыскать на закончившемся в субботу престижном форуме, так это хороший драматический театр. Просто хорошего здесь тоже, разумеется, немного (хорошего вообще много не бывает), но хороший драматический (тот самый, в котором, по словам Треплева, носят пиджаки, пьют чай и ведут бесконечные разговоры) давно уже пора заносить в Красную книгу. Все талантливые ньюсмейкеры нынешнего Авиньона -- Ромео Кастелуччи, Саша Вальц, Жозеф Надж -- делают представления на грани театра и танца, пантомимы, инсталляции, а чаще всего аттракциона. Большинство не очень талантливых ньюсмейкеров -- тоже. Вот, скажем, спектакль канадского режиссера Дени Марло по «Слепым» Метерлинка. Идет сорок минут. Заходишь в темный зал и видишь: в воздухе висят головы. Все сорок минут пытаешься понять: как их туда повесили, и что это -- маски или живые люди? В финале, когда свет зажигается, становится ясно: это искусно замаскированные мониторы с компьютерной графикой. Стоят себе на полочках, просто полочек не было видно. Подобных кунштюков здесь немало. И назвать их драматическим театром как-то не поворачивается язык... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика