N°125
16 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  16.07.2002
Просто разные коды
Загадка «Энигмы» на экране и за его пределами

версия для печати
«Код «Энигма» англичанина Майкла Эптида -- уже второй триллер за пару лет, посвященный разгадке неприступного секретного кода, с помощью которого немцы во вторую мировую войну шифровали военные донесения. В подлодочном триллере Джонатана Мостоу «Ю-571» рассказывалось, как доблестные американцы захватили шифровальную машинку, представляющую собой гибрид арифмометра, пишущей машинки и мясорубки, и положили конец фашистскому господству под водой. «Энигма» Эптида и Тома Стоппарда (знаменитый драматург написал сценарий) восстановила историческую справедливость: главными взломщиками кода здесь выступают, как и было на самом деле, высоколобые британские математики из засекреченного центра в усадьбе Блечли-парк. Но и в этом триллере, больше уповающем на интеллектуальный саспенс, чем на экшн, исторической правды маловато.

Я не военный историк, и наверняка в том, что я сейчас напишу, будет масса ошибок. Но основную интригу разгадки секретного кода, буквально заворожившую меня в свое время, я помню твердо. История такая. При нажатии на клавишу «Энигмы» электрический импульс, соответствующий той или иной букве, поступал в криптографическую систему. В результате буква, скажем, «а» преображалась в букву «с». Штука в том, что при следующем нажатии буквы «а» положение шифровальных барабанов менялось и «а» превращалось уже не в «с», а в «ю». Расшифровать такое сообщение можно было, только обладая такой же «Энигмой» и пропустив сообщение в обратном направлении. Но даже захват союзниками экземпляра «Энигмы» не решал проблемы: код менялся ежедневно и зависел от исходного положения шифровальных барабанов. А положений таких, соответственно, было миллион миллионов миллионов миллионов...

А теперь самое главное. У математиков из Блечли-парка была одна, только одна, хлипкая, но -- зацепка. Немцы лоханулись в крохотной детали: буква после преобразования не могла стать самой собой! То есть не существовало такого положения барабанов, при котором буква «а» могла быть зашифрована как «а». В умах англичан созрел иезуитски хитрый план. С утра пораньше аналитики из Блечли рекомендовали командованию разбомбить, скажем, какой-нибудь немецкий склад. С высокой долей вероятности можно было предположить, что первое зашифрованное радиосообщение немцев из района бомбежки будет «нас бомбят» или что-нибудь вроде этого. Перехваченное сообщение сличали с предполагаемыми его вариантами, и именно это правило -- «а» не может стать «а» -- помогало отбрасывать неверные версии. После чего пару часов криптографы корпели над «Энигмой», и на остаток дня у англичан появлялась возможность читать перехваченные немецкие донесения. А на следующее утро -- все сначала...

Что подвело немцев? Если так можно выразиться, чрезмерная тяга к творческому преобразованию мира и недостаточное доверие к реальности. Если уж есть буква, так надо ее переделать, перекроить, видоизменить до неузнаваемости. А вот спрятать письмо на самом видном месте, как у Эдгара По, -- это нет. Не случайно фашизм так ополчился на абстрактное искусство и экспрессионизм. Искусство, обозванное нацистами «дегенеративным», допускало элемент пульсации между искусством и жизнью, позволяло реальности вмешиваться в художественный вымысел. И совсем другое дело -- Лоэнгрин в запряженной лебедями ладье...

Интересно, что создатели «Кода «Энигмы» допускают ту же самую ошибку. Вместо того чтобы допустить в фильм, хотя бы в качестве провокации, элементы непричесанной реальности, они в очередной раз мастерят аккуратную поделку. В фильме нет ни слова о великом ученом Алане Тьюринге, стоявшем за раскрытием немецкого кода. Его идеи были использованы при создании первого в истории компьютера (создан он был для расшифровки куда более сложного кода, которым шифровались сообщения высшего немецкого командования). А в фильме ему не нашлось места по вполне очевидной причине: Тюринг был гомосексуалистом, а судьба его ох как далека от голливудского глянца. Он был доведен до самоубийства судебными преследованиями и варварским «лечением» (в течение года ему делали инъекции эстрогенов, чтобы подавить «противоестественное влечение»). Да уж, на героя не тянет. Куда милее стопроцентно гетеросексуальный Дагрей Скотт («Миссия невыполнима-2»), открывающий бездны обаяния в аппетитной Кейт Уинслет. Вот только код получается уж больно примитивный, и от расшифровки его мало удовольствия.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.07.2002
Фестиваль современного искусства в Петербурге растревожил 12 сонных музеев
Пока придумали лишь две возможные формы существования крупных фестивальных артпроектов. Первый: безраздельная власть куратора, внятная концепция и жесткий отбор. Пример -- кассельская «Документа». Второй: кураторов несколько, критерии отбора более гибкие, проект напоминает лабораторный эксперимент, или workshop. Пример -- франкфуртская «Манифеста». Фестиваль «Современное искусство в традиционном музее», проходящий до конца июля в Санкт-Петербурге под эгидой Петербургского фонда культуры и «Института Про Арте», принадлежит ко второй категории. Единого куратора у него нет вообще. Отбор участников осуществляется в ходе грантового конкурса Фонда Форда. В экспертный совет входят известные искусствоведы: Иван Чечот, Аркадий Ипполитов, Александр Боровский, Екатерина Деготь. Фестиваль нынешнего года -- третий по счету, и его уровень свидетельствует о том, что в отличие от московского Форума художественных инициатив проводится он совсем не зря... >>
  • //  16.07.2002
Субъективные заметки литературного обозревателя
Компьютер завис... Приложение не реагирует на системные запросы. Повторное нажатие клавиш Ctrl+Alt+Del приведет к перезагрузке; при этом все несохраненные данные будут утеряны... >>
  • //  16.07.2002
Питерская компания СТВ впервые выходит на настоящий международный уровень
Фильм Александра Рогожкина «Кукушка», получивший Гран-при и приз за лучшую мужскую роль на Московском кинофестивале, куплен для проката в США и Канаде компанией Sony Pictures Classics. Продюсер картины Сергей Сельянов объяснил, что фильм будет демонстрироваться в этих странах приблизительно по той же схеме, что и немецкая «Беги, Лола, беги» Тома Тиквера или «Крадущийся тигр, невидимый дракон» Энга Ли (Китай--Тайвань--Гонконг--США), купленные той же компанией. То есть «Кукушку» ждет полноценный прокат в своей категории -- категории неамериканского кино. Точнее -- фильмов, сделанных не на английском языке и идущих с субтитрами... >>
  • //  16.07.2002
Загадка «Энигмы» на экране и за его пределами
«Код «Энигма» англичанина Майкла Эптида -- уже второй триллер за пару лет, посвященный разгадке неприступного секретного кода, с помощью которого немцы во вторую мировую войну шифровали военные донесения. В подлодочном триллере Джонатана Мостоу «Ю-571» рассказывалось, как доблестные американцы захватили шифровальную машинку, представляющую собой гибрид арифмометра, пишущей машинки и мясорубки, и положили конец фашистскому господству под водой. «Энигма» Эптида и Тома Стоппарда (знаменитый драматург написал сценарий) восстановила историческую справедливость: главными взломщиками кода здесь выступают, как и было на самом деле, высоколобые британские математики из засекреченного центра в усадьбе Блечли-парк. Но и в этом триллере, больше уповающем на интеллектуальный саспенс, чем на экшн, исторической правды маловато... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика