N°118
05 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  05.07.2002
Неповторимый голос
версия для печати
Вчера на Митинском кладбище в Москве похоронили Эмму Григорьевну Герштейн. Было ей девяносто восемь лет. Последняя книга выдающейся исследовательницы русской литературы -- «Память писателя» (СПб., 2001) -- снабжена подзаголовком «Статьи и исследования 30--90-х годов», и это вполне соответствует действительности. Эмма Григорьевна работала до самого конца, твердо веря: то, что может сделать она, не сделает никто другой. Это в равной мере касалось как мемуаров (в свою пору Герштейн была близка с Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом, Николаем Харджиевым, Львом Гумилевым, знакома с Борисом Пастернаком), так и многочисленных лермонтоведческих штудий, предварительным итогом которых стала книга «Судьба Лермонтова» (М., 1964; второе издание -- М., 1986). Если личные воспоминания Герштейн постоянно поверялись строгой наукой (критический анализ других мемуарных и документальных источников, исследование ахматовских рукописей, тонкие интерпретации поэтических текстов), то в собственно исторических работах была слышна страстная и неповторимо индивидуальная писательская интонация. Ведя речь о Лермонтове или Ахматовой, Герштейн всегда выдерживала свою мелодию. Она -- заинтересованный и вдумчивый свидетель жизни больших поэтов -- знала, какой бывает эта жизнь, и это глубоко личное знание служило ей компасом в историко-филологических работах.

Эмма Григорьевна совершила ряд бесспорных открытий (например, о роли «кружка тринадцати» в жизни Лермонтова). Она умела просветить поэтический текст «жизненным» контекстом и сделать явными его скрытые смыслы. Пафосом ее исследований было отрицание надуманной «многозначности» стихов и прозы -- Герштейн ценила определенность и конкретность всякого высказывания: поэтического, мемуарного, научного. Всякий релятивизм был ей глубоко неприятен, если не сказать враждебен. Отсюда бесстрашная искренность ее колючих и напряженных мемуаров, обширное издание которых (1998) стало масштабным культурным событием и принесло автору две престижные литературные премии. Отсюда жесткость суждений, отказ от ритуального пиетета по отношению к великим поэтам, неприятие всякого рода сусальных легенд. Отсюда же совершенно особое чувство к Анне Ахматовой -- не робкая оглядка на идеал, но сознание своей соизмеримости с великой современницей, приятие и развитие ахматовских духовных и этических принципов.

Эмме Григорьевне выпала не только долгая, но и очень горькая жизнь. Она смогла вынести все, сохранив истинное достоинство и не утратив даров любви, благодарности, правдолюбия. Люди, видевшие ее в последние годы, никогда не забудут той могучей воли, что сквозила в репликах и жестах Эммы Григорьевны, превращая всякий разговор в значимое событие и напоминая собеседнику о том, что и он существует в Истории. Надо надеяться, что читатели новых поколений сумеют расслышать этот могучий и чистый звук в научной и мемуарной прозе Эммы Герштейн.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  05.07.2002
Псковский «Борис Годунов» как признак появления в России оперной индустрии
Под стенами Святогорского монастыря, в ста метрах от могилы Пушкина, на фоне медленно темнеющего неба, в окружении натуральных деревьев, по возможности незаметно отмахиваясь от вечерней мошкары, Большой театр сыграл оперу Мусоргского «Борис Годунов». На перенос знаменитой постановки 1948 года режиссера Леонида Баратова и художника Федора Федоровского потрачено 14 миллионов рублей. В транспортировке задействовано 12 трейлеров. Придуманы десятки рекламных слоганов, из которых самый милый -- «Великая опера для великого народа» (почти пелевинский «Солидный господь для солидных господ»). К «живым» монастырским декорациям пристроены сотни кубометров нового, не разрушающего визуальную среду декора. В акции приняли участие около 600 человек, включая актеров, оркестрантов, звуко- и светотехников. Представление посмотрели около трех с половиной тысяч человек в Святых горах и зрители прямой телетрансляции на канале «Культура»... >>
  • //  05.07.2002
Вчера на Митинском кладбище в Москве похоронили Эмму Григорьевну Герштейн. Было ей девяносто восемь лет. Последняя книга выдающейся исследовательницы русской литературы -- «Память писателя» (СПб., 2001) -- снабжена подзаголовком «Статьи и исследования 30--90-х годов», и это вполне соответствует действительности. Эмма Григорьевна работала до самого конца, твердо веря: то, что может сделать она, не сделает никто другой. Это в равной мере касалось как мемуаров (в свою пору Герштейн была близка с Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом, Николаем Харджиевым, Львом Гумилевым, знакома с Борисом Пастернаком), так и многочисленных лермонтоведческих штудий, предварительным итогом которых стала книга «Судьба Лермонтова» (М., 1964; второе издание -- М., 1986)... >>
  • //  05.07.2002
«Люди в черном 2» на экранах Москвы
Спустя целых пять лет после выхода первых «Людей в черном», ставших всепланетным хитом, на свет появилась вторая серия похождений двух агентов из отдела по связям с пришельцами -- Джея (Уилл Смит) и Кея (Томми Ли Джонс). Их служба по-прежнему на первый взгляд как будто не видна, но жизненно необходима для планеты: в очередной раз на спасение Земли от происков зловредных пришельцев остается меньше часа. Агенты в антрацитовых пиджаках и солнцезащитных очках опять поспели вовремя, причем не только на экране: мировая премьера фильма, в том числе и в России, прошла одновременно с американской. Весь мир смотрит на Джея и Кея одновременно и зачастую не успевает сравнить впечатления. Но уже сейчас понятно, что свой непомерный бюджет (более 175 миллионов долларов) кино все-таки окупит. И, пожалуй, заслуженно -- зрелище это увлекательное, вполне приятное глазу и уху, сработанное вполне профессионально... >>
  • //  05.07.2002
Правительство выделило 1 миллиард рублей на возрождение кино
На вчерашнем заседании правительства РФ обсуждался вопрос финансирования отечественного кинематографа. Министерство культуры, опираясь на высказывания президента Путина о важности национального кино, разработало проект постановления правительства «О мерах по реализации госполитики в области кинопроката и кинообеспечения населения». В качестве главной меры предлагалось увеличить финансирование и дополнительно выделить из федерального бюджета в 2003--2005 годах более 6 млрд рублей, из них в 2003 году -- 1 млрд 460 млн рублей... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ