N°117
04 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  04.07.2002
Прямой наводкой
Швейцарским диспетчерам придется ответить за катастрофу Ту-154

версия для печати
Картина гибели российского пассажирского самолета Ту-154 «Башкирских авиалиний», в ночь на вторник столкнувшегося в небе над Германией на 12-километровой высоте с грузовым «Боингом-757» компании DHL, вчера, наконец, начала проясняться. В первые сутки расследования трагедии, унесшей жизни 71 человека, включая 52 детей из Башкирии, заинтересованные стороны - власти и эксперты России, Германии и Швейцарии (чьи диспетчеры в последние минуты «вели» разбившиеся самолеты) - вели себя нервно, занимаясь взаимными обвинениями. Руководство диспетчерской службы Цюриха утверждало, что именно русские пилоты совершили ошибку, несколько раз проигнорировав приказ с «земли» снизиться, а кто-то даже запустил слух, что пилоты Ту-154 вообще плохо знали английский язык. Руководитель Госслужбы гражданской авиации (ГСГА) Александр Нерадько и глава «Башкирских авиалиний» Николай Одегов в ответ прямо обвинили в происшедшем швейцарцев, по их мнению, просто «проворонивших» двигавшиеся навстречу друг другу два самолета, представлявших в огромном воздушном пространстве две маленькие точки. Г-н Нерадько даже привел оперативно сделанную математическую выкладку, согласно которой теоретическая вероятность случайного столкновения «Боинга» и Ту-154 составляла «10 в минус 16-й степени».

По мере того, как вчера стали появляться первые результаты расследования, эмоции утихли, и эксперты стали оперировать более достоверными данными. Официально их никто комментировать не решался, но стало очевидно, расклад сил в российско-швейцарском споре кардинально изменился. После предварительной расшифровки записей переговоров экипажей с наземными службами и речевых «черных ящиков», о «непонятливости» пилотов Ту-154 уже никто не заикался. А один из руководителей швейцарской диспетчерской службы Skyguide Тони Мааг сбавил тон и фактически признал возможность того, что одной из причин аварии могла быть ошибка их сотрудников. В результате вместо обвинений эксперты сосредоточились на поисках ответов к многочисленным вопросам «почему?», возникших после расшифровки записей. Причем, у российских специалистов таких «почему?» вчера к вечеру набралось намного больше, чем у швейцарских коллег. Почему самолеты изначально оказались в одном эшелоне, почему за ними вместо положенных по международным правилам двух диспетчеров в Цюрихе следил только один? Почему экипаж «Боинга» без разрешения наземных служб самовольно пошел на снижение и т.д. Представители Skyguide продолжали держать оборону, но в ответ смогли представить лишь один серьезный «почему?» - почему российские пилоты на 20-25 секунд промедлили с выполнением приказа о снижении.

Вчера же выяснились и другие, менее загадочные обстоятельства аварии. Так, оказалось, что в ночь на вторник инженеры Skyguide отключили наземную локационную систему предупреждения столкновения самолетов в воздухе для замены компьютера. Специалисты всегда проводят профилактику локационного оборудования ночью, во время наименее интенсивного самолетного движения. В результате два диспетчера службы воздушного контроля аэропорта Цюриха работали без вспомогательного радара, вручную. Представители Skyguide вчера заявили, что нарушения в это не было, так же как и в том, что один из диспетчеров отошел отдохнуть. Но, российские эксперты прямо сказали, что тем самым были нарушены международные правила ИКАО, которые обязывают во время дежурства находиться за пультом не менее двух человек.

К тому же, когда диспетчер заметил, что оба самолета оказались «на одном эшелоне» с пересекающимися трассами полета, до столкновения оставалось 13 минут. Однако команда российскому самолету была дана только через 12 минут -- до столкновения лайнеров оставалось всего 50 секунд. Пилоты Ту-154 начали снижение с высоты 12 тыс. метров до 11300 метров, когда до столкновения оставалось 25 секунд, которых уже явно было недостаточно. По мнению экспертов ЛИИ им. Громова, летчику для маневра необходимо от 40 до 60 секунд, в данном жу случае пилотам Ту-154 надо было сделать несколько нехитрых, но отнимающих время операций -- отключить автопилот и т.д.

Расшифровав «черные ящики» «Боинга», специалисты выяснили, почему «грузовик» начал снижение одновременно с Ту-154. Оказалось, что у него сработала автоматическая система обнаружения и уклонения от столкновения с самолетом (ТКАС). Компьютер «Боинга» выдал летчикам инструкцию на снижение, которую они и выполнили, хотя не согласовали маневр с диспетчерской службой, что является грубейшим нарушением правил ИКАО.

Вчера же к расследованию авиакатастрофы на месте, в районе Боденского озера, подключилась группа российских специалистов Межгосударственного авиационного комитета во главе одним из его руководителей Леонидом Каширским. По их словам, немецкие власти разрешили после завершения обработки данных самописцев «Ту-154» забрать их в Москву. Планируется, что именно на базе МАК инженеры уточнят параметры курса «Ту-154» перед катастрофой.

На месте же аварии -- обломки оказались разбросаны на территории диаметром 50 км -- группы немецких спасателей, солдат и добровольцев продолжали поиски тел погибших. Пока удалось обнаружить только 42 тела, среди которых опознаны лишь 2 пилота почтового «Боинга». Никого из пассажиров российского лайнера пока опознать не удалось. Немецкие власти надеются, что это помогут сделать родственники, которые сегодня прилетают в Германию.
Александр РАСКИН, Виктор ПАУКОВ

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  04.07.2002
Швейцарским диспетчерам придется ответить за катастрофу Ту-154
Картина гибели российского пассажирского самолета Ту-154 «Башкирских авиалиний», в ночь на вторник столкнувшегося в небе над Германией на 12-километровой высоте с грузовым «Боингом-757» компании DHL, вчера, наконец, начала проясняться. В первые сутки расследования трагедии, унесшей жизни 71 человека, включая 52 детей из Башкирии, заинтересованные стороны - власти и эксперты России, Германии и Швейцарии (чьи диспетчеры в последние минуты «вели» разбившиеся самолеты) - вели себя нервно, занимаясь взаимными обвинениями. Руководство диспетчерской службы Цюриха утверждало, что именно русские пилоты совершили ошибку, несколько раз проигнорировав приказ с «земли» снизиться, а кто-то даже запустил слух, что пилоты Ту-154 вообще плохо знали английский язык. Руководитель Госслужбы гражданской авиации (ГСГА) Александр Нерадько и глава «Башкирских авиалиний» Николай Одегов в ответ прямо обвинили в происшедшем швейцарцев, по их мнению, просто «проворонивших» двигавшиеся навстречу друг другу два самолета, представлявших в огромном воздушном пространстве две маленькие точки. Г-н Нерадько даже привел оперативно сделанную математическую выкладку, согласно которой теоретическая вероятность случайного столкновения «Боинга» и Ту-154 составляла «10 в минус 16-й степени»... >>
  • //  04.07.2002
Верховный суд изменил приговор белгородской журналистке
Верховный суд сократил условное наказание белгородской журналистке Ольге Кетовой до двух лет и одного месяца лишения свободы и освободил ее от выплаты штрафа в 10 тысяч рублей. Судьи решили, что Кетова не оказывала давление на следствие, не клеветала и не оскорбляла героев своих статей. Обвинения в сопротивлении сотрудникам милиции и их оскорблении судьи оставили в силе... >>
  • //  04.07.2002
Михаил Касьянов доволен Парижем
Первая встреча с руководством Франции оказалась для российского премьера исключительно полезной. По его мнению, Франция сегодня как никогда желает активно сотрудничать с Россией. «Есть общий внутриполитический сигнал на продуктивное взаимодействие», -- сказал российский премьер... >>
  • //  04.07.2002
ЮКОС столбит место на нефтяном рынке США
Первая прямая сделка по поставке российской нефти в Америку завершится в ближайшие дни. Греческий крупнотоннажный танкер Astro Lupus вчера вечером доставил в порт Галвестон (Хьюстон) 240 тыс. тонн нефти, которую ЮКОС совместно с ExxonMobil отправил в США 12 июня -- в День независимости России. Разгружать танкер начнут в День независимости Америки. ЮКОС анализирует финансовые результаты сделки, однако, как сообщил источник, близкий к компании, уже началась загрузка второго танкера, который отправится в США в августе... >>
  • //  04.07.2002
В районах наводнения начался поиск виноватых
Эпопея с восстановлением хозяйства южных регионов России, разрушенного сильнейшим наводнением, обрастает все новыми скандалами. Вчера полномочный представитель президента в Южном округе Виктор Казанцев, совершающий поездку по пострадавшим от стихии городам и селам, выступил с резкой критикой в адрес местных чиновников, из-за которых направленная из центра помощь никак не дойдет до простых граждан. Поводом для гнева г-на Казанцева, как всегда в таких случаях, стало общение с гражданами, в обход местного начальства прорвавшимися к нему со своими жалобами... >>
  • //  04.07.2002
Британская антиреклама обидела чиновников ЕС
Британские противники плана замены фунта стерлингов на евровалюту решили достучаться до сердец сограждан с помощью запоминающейся политической агитации. В течение ближайших трех месяцев посетители британских кинотеатров будут иметь счастье лицезреть полутораминутный агитационный ролик, призывающий людей не поддаваться на общеевропейскую денежную приманку... >>
  • //  04.07.2002
Донской госаппарат подведут под норматив
Власти Ростовской области намерены радикально изменить принципы финансирования госаппарата. До сих пор действовала формула, по которой прошлогодние расходы на содержание чиновничества механически индексировались в соответствии с уровнем инфляции, однако в бюджет 2003 года администрация области хочет заложить некую научно обоснованную сумму, посчитанную по специально разрабатываемым методикам... >>
  • //  04.07.2002
Мосгордума готовит свой закон об адвокатуре
Депутаты Мосгордумы и ведущие столичные адвокаты приступили к разработке городского закона об адвокатской деятельности. Группу возглавил зампред МГД Олег Бочаров. По мысли авторов проекта, он должен конкретизировать некоторые нормы, которые провозглашены в принятом недавно одноименном федеральном законе... >>
  • //  04.07.2002
Представители МЧС вчера подвели новые итоги сильного наводнения, обрушившегося в конце июня на южные районы страны. По уточненным данным, количество жертв стихии достигло уже 94 человек -- в Ставропольском крае погибли 49 жителей, в Краснодарском крае -- 32, в Карачаево-Черкесии и Северной Осетии -- по шесть человек, и один -- в Кабардино-Балкарии. Всего в результате наводнения пострадали 335 613 человек. Эвакуировано при этом было 96 286 человек, из них уже вернулись домой 39 334. Согласно официальным данным, на 1 июля предварительный ущерб от стихии в девяти субъектах федерации оценивается в 13,577 млрд рублей. В пострадавших районах разрушено 7519 жилых домов, повреждено 45 733 жилых дома, 188 объектов жилищно-коммунального хозяйства и 130 тыс. га посевов. Минфин уже выделил пострадавшим регионам более миллиарда рублей... >>
  • //  04.07.2002
В Приморском краевом суде вчера начался процесс над профессором Тихоокеанского океанологического института Владимиром Щуровым. Местное управление ФСБ обвиняет его в контрабанде, незаконном экспорте технологий и разглашении гостайны. Профессор Щуров был задержан на таможне при попытке выехать в Китай. При себе у него тогда контрразведчики нашли телеметрическую систему, способную определять местонахождение так называемых бесшумных российских подводных лодок. После задержания у него дома и на работе провели обыски, а в октябре прошлого года возбудили и уголовное дело. Сам ученый не раз уже заявлял о своей невиновности и назвал случившееся недоразумением... >>
  • //  04.07.2002
Ставропольский краевой суд вчера огласил приговор чеченским боевикам Казбеку Газиеву, Ибрагиму Дудукаеву, Руслану Шахгирееву и Решиду Ясакову, участвовавшим в составе отряда Шамиля Басаева в нападении летом 1995 года на город Буденновск. Все четверо признаны виновными и получили по 14--15 лет колонии строгого режима. Прокуратура инкриминировала басаевцам целый ряд статей УК РФ -- терроризм, бандитизм, участие в захвате более 1800 заложников и хранение оружия, и суд с ее доводами согласился... >>
  • //  04.07.2002
Бывший начальник службы безопасности первого президента Ичкерии Джохара Дудаева -- Абу Арсанукаев -- обратился к официальным властям Чечни с просьбой о реабилитации. По информации из администрации Чечни, соответствующее заявление от него на днях получил глава республики Ахмад Кадыров. В письме г-н Арсанукаев попросил помочь ему вернуться к мирной жизни, заявив, что не совершал тяжких преступлений, и отметил, что с бывшими соратниками по борьбе против федеральных сил он больше ничего общего не имеет, полностью поддерживает нынешнюю администрацию и готов с ней сотрудничать... >>
  • //  04.07.2002
Спецпредставитель Министерства здравоохранения России по Чечне Николай Пономарев погиб вчера в Грозном в результате очередной диверсии боевиков. По предварительным данным, машина Центра медицины катастроф, на которой г-н Пономарев возвращался из Гудермеса, была подорвана на радиоуправляемом фугасе на перекрестке улиц Тухачевского и Дудаева. Сам представитель погиб на месте, а двое сотрудников Минздрава, сопровождавших его в поездке, были доставлены в госпиталь с тяжелыми ранениями. На место ЧП сразу были стянуты подразделения спецназа, которые начали прочесывание окрестных кварталов, но найти террористов так и не удалось... >>
  • //  04.07.2002
Думское «Яблоко» подготовит к сентябрю собственный вариант бюджета-2003 -- альтернативный правительственному. Что именно нужно «ставить во главу угла» в будущем году, соратники Григория Явлинского пока не решили. Приоритетами может быть и образование, и военная реформа, и демографические проблемы. В конце концов выбор приоритетов -- это не финансовая задача, а лишь «проблема политической воли власти», как объяснил газете «Время новостей» депутат Думы Игорь Артемьев, возглавляющий рабочую группу «Яблока» по разработке бюджета. К примеру, если бы власть в прошлом году действительно задалась целью в кратчайшие сроки реформировать армию, то для этого из бюджета нынешнего года, по словам г-на Артемьева, нужно было дополнительно потратить на оборону еще 1% доходной части... >>
  • //  04.07.2002
«Страна.Ru» переходит в собственность ВГТРК
Фонд эффективной политики (ФЭП) передает свои интернет-ресурсы под управление дирекции интернет-вещания холдинга ВГТРК... >>
  • //  04.07.2002
На дорогах стали реже наказывать
В июле на дорогах России стали меньше штрафовать водителей. За два дня, прошедших после вступления в действие нового Кодекса об административных правонарушениях, количество автолюбителей, привлеченных к ответственности, резко сократилось. Об этом сообщил вчера журналистам начальник ГУ ГИБДД Владимир Федоров. Глава дорожной инспекции, которой на днях президентским указом дано право называться и по старому -- ГАИ, подчеркнул, что нарушений на дорогах едва ли стало меньше, поскольку, например, количество ДТП не сократилось. Просто, по словам генерала Федорова, новый КоАП более четко квалифицирует нарушения. «Фантазии инспекторов теперь неуместны, -- подчеркнул г-н Федоров, -- как и мелкие придирки. Мы не принимаем протоколы, составленные, допустим, за отсутствие в аптечке какого-то лекарства»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика