N°116
03 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  03.07.2002
На таран
Послали российский самолет с детьми швейцарские диспетчеры

версия для печати
Весь вчерашний день Россия принимала соболезнования мирового сообщества в связи с гибелью пассажирского самолета Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии», столкнувшегося в ночь на вторник в небе над Германией с «грузовиком» «Боинг-757» международной транспортной корпорации DHL. Слова скорби и сочувствия родственникам жертв катастрофы высказали лидеры всех ведущих держав, главы Европейского сообщества и Папа Римский Иоанн Павел II. Столь страшной и нелепой катастрофы - большинство пассажиров Ту-154 составляли дети и подростки 8-16 лет - цивилизованная Европа действительно не видела давно. Все привыкли, что если самолеты разбиваются, всегда находится хоть какое-то рациональное объяснение - ошибка человека в экстремальных условиях, терроризм или сбой техники. Произошедшее же с российским Ту-154 и «Боингом» над Боденским озером немецкой земли Баден-Вюртемберг, очевидно, в эти рамки никак не укладывалось. И специалисты вчера единодушно расценили трагедию как результат чьей-то преступной, но элементарной и ничем не спровоцированной халатности или, если угодно, глупости.

По словам экспертов, образно катастрофу можно сравнить со столкновением двух одиноких мух, пролетавших по абсолютно пустой улице. Примерно в таком положении находились два лайнера, оказавшихся в 1.35 ночи по московскому времени в одном воздушном коридоре у германо-швейцарской границы и умудрившихся сойтись перпендикулярными курсами на многокилометровой высоте. Высшие представители всех трех стран-участниц трагедии - России, Германии и Швейцарии, вчера весь день призывали не делать поспешных выводов и оценок, призывая дождаться выводов официального расследования. Однако эксперты и представители пострадавшей авиакомпании сразу заявили, что виновниками катастрофы, без сомнения, являются диспетчерские службы европейских стран, которые до последнего момента «вели» Ту-154 и «Боинг» и, по сути, сделали то, что не под силу было бы даже, наверное, специально обученному асу-камикадзе, если бы таковой находился на одном из погибших самолетов.

Ту-154 «Башкирских авиалиний» (бортовой номер - RA85816) выполнял чартерный рейс Москва-Барселона и вылетел московского аэропорта Домодедово в 22.48. Рейс был специально организован туристическими компаниями «Крек» и «Согласие» по просьбе представителей комитета Башкирии по делам ЮНЕСКО. Его руководство направило на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу и победы на различных олимпиадах и конкурсах группу башкирских школьников. Теоретически, они должны были отправиться в Испанию еще 29 июня самолетом авиакомпании «Россия», но по вине организаторов тура группа не успела вовремя прибыть в Москву. В результате, в «пожарном» порядке был заключен договор с «Башкирскими авиалиниями». Лайнер вылетел с некоторым опозданием, хотя, по заявлению специалистов, на безопасности полета это никак не могло сказаться, поскольку все согласования с международными службами были выполнены. На борту Ту-154 находились 69 человек - 12 членов экипажа и 57 пассажиров. Среди последних, согласно полетному списку, были 52 ребенка и 5 сопровождающих. Большинство из отдыхающих, учитывая российскую специфику таких мероприятий, составляли преимущественно дети чиновников из аппарата президента Башкирии, кабинета министров и других властных структур Башкирии. В частности, по информации республиканской прокуратуры, в авиакатастрофе погибли дети главы администрации Зилаирского района республики Юнера Валеева, руководителя президентской администрации Ильдара Гимаева, ректора Уфимского технологического института сервиса Александра Дегтярева, замминистра культуры и национальной политики Ислама Мамбетова, начальника финансово-хозяйственного управления администрации президента Башкирии Рамзилена Низаметдинова, замглавы пенсионного фонда России по Башкирии Мавлета Субханкулова, исполнительного директора комитета Башкирии по делам ЮНЕСКО Рима Суфиянова, который, собственно, и организовал эту поездку.

Что происходило в воздухе в последние минуты перед катастрофой, пока известно только на основании довольно противоречивых сообщений наземных служб Германии и Швейцарии. Точно установлено, что оба самолета находились в отличном техническом состоянии (российский лайнер работал только 7 лет - по авиационным меркам - детский срок), управлялись опытными экипажами и имели все предусмотренные международными правилами системы навигации и безопасности. Ту-154 находился на высоте около 12 км и следовал курсом на юго-запад. До 1.30 он находился в зоне ответственности немецких диспетчеров, после чего без каких-либо инцидентов и неприятностей был передан на попечение службы слежения аэропорта Цюриха. Швейцарские власти вчера заявили, что за несколько минут до столкновения они отметили опасное сближение российского лайнера с «Боингом» компании DHL, выполнявшего рейс Бахрейн-Брюссель (он шел курсом примерно на северо-запад), и дали команду российским летчикам снизиться до 11300 метров. По уверениям диспетчеров аэропорта Цюриха, российский экипаж якобы услышал их только с третьей попытки, после чего стал выполнять команду.

Однако, как оказалось, было уже поздно. По предварительным данным, экипаж «Боинга» (состоявший всего из двух летчиков) самостоятельно - наземные службы его о сближении с Ту-154 не предупреждали - получив тревожный сигнал системы предупреждения об опасном сближении с другим самолетом, начал также снижаться. По предварительным данным, сидевшие перед локаторами слежения диспетчеры заметили опасную ситуацию лишь за 50 секунд до трагедии, и дали российским летчикам команду на дополнительное снижение, но развернуть неповоротливую махину пассажирского лайнера за это время было уже невозможно. Сами же летчики в темноте, естественно, разглядеть несущуюся на огромной скорости точку не могли.

Как точно произошло столкновение, по словам экспертов, можно будет узнать только после расшифровки «черных ящиков», которые вчера уже были найдены на месте трагедии. Судя же по результатам предварительного осмотра обломков лайнеров, которые оказались раскиданы на территории диаметром более 30 км, самолеты врезались друг в друга именно фюзеляжами.

Вчера весь на месте катастрофы немецкие спасатели и эксперты продолжали сбор обломков самолетов и тел погибших. К вечеру удалось найти лишь 29 фрагментов тел. Об опознании людей эксперты еще не говорили - судмедэксперты только приступили к работе, и лишь отметили, что устанавливать личности погибших, вероятнее всего, придется только по анализу ДНК. Официальное же расследование начали организации стразу трех стран - прокуратура Московской области, возбудившая уголовное дело, министерство транспорта Германии (поскольку авария произошла над ее территорией) и Агентство авиационной безопасности Швейцарии, чьи диспетчеры отвечали за оба самолета. Иностранные следователи вчера хранили молчание, что в их ситуации вполне понятно, российские же специалисты эмоций явно сдержать не могли. Замминистра транспорта - глава Госслужбы гражданской авиации (ГСГА - отвечающей за безопасность российской авиации) Александр Нерадько на специально проведенной конференции прямо заявил, что, по его мнению, российский самолет и его пассажиров погубил «человеческий фактор», и почти прямо обвинил в гибели 71 человека швейцарскиие наземные службы. То же самое заявил и глава «Башкирских авиалиний» Николай Одегов, который пообещал подать иск к швейцарским властям. Впрочем, основные и более предметные выводы российские эксперты, очевидно сделают сегодня, когда на место трагедии прибудут делегации российского Минтранса и Межгосударственного авиационного комитета.
Александр РАСКИН, Виктор ПАУКОВ

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  03.07.2002
Послали российский самолет с детьми швейцарские диспетчеры
Весь вчерашний день Россия принимала соболезнования мирового сообщества в связи с гибелью пассажирского самолета Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии», столкнувшегося в ночь на вторник в небе над Германией с «грузовиком» «Боинг-757» международной транспортной корпорации DHL. Слова скорби и сочувствия родственникам жертв катастрофы высказали лидеры всех ведущих держав, главы Европейского сообщества и Папа Римский Иоанн Павел II. Столь страшной и нелепой катастрофы - большинство пассажиров Ту-154 составляли дети и подростки 8-16 лет - цивилизованная Европа действительно не видела давно. Все привыкли, что если самолеты разбиваются, всегда находится хоть какое-то рациональное объяснение - ошибка человека в экстремальных условиях, терроризм или сбой техники. Произошедшее же с российским Ту-154 и «Боингом» над Боденским озером немецкой земли Баден-Вюртемберг, очевидно, в эти рамки никак не укладывалось. И специалисты вчера единодушно расценили трагедию как результат чьей-то преступной, но элементарной и ничем не спровоцированной халатности или, если угодно, глупости... >>
  • //  03.07.2002
Десять тысяч голосований как портрет Государственной думы
Похоже, Госдума стабилизировалась -- состав команд и их расстановка на политическом поле практически не меняются последние год-полтора, и нет никаких признаков, что она заметно изменится за оставшиеся до очередных выборов время... >>
  • //  03.07.2002
Российский рынок труда: рабочих мест все меньше
«Российский рынок труда: от кризиса к оживлению» -- так назывался доклад, представленный вчера Всемирным банком, и так, наверное, можно охарактеризовать процессы, которые эксперты ВБ увидели на этом самом рынке. Только вот оживление довольно жидкое... >>
  • //  03.07.2002
Академики готовы определить лучшие передачи
На VIII Национальный телевизионный конкурс «ТЭФИ-2002» уже поступили 524 заявки из 46 городов России. Об этом заявил во вторник президент Академии российского телевидения (АРТ) Владимир Познер. Такой рост числа претендентов (например, в 1995 году на «ТЭФИ» пришло 153 заявки из 10 городов России), по мнению президента АРТ, свидетельствует о возросшем авторитете премии... >>
  • //  03.07.2002
Единый госэкзамен опять не выявил отличников
Итоги второго уже по счету эксперимента по введению единого госэкзамена (ЕГЭ), объединяющего выпускные испытания в школах и вступительные в вузах, подвело Министерство образования. Вчера первый замглавы этого ведомства Виктор Болотов поведал журналистам, что, как и в прошлом году, отличные результаты продемонстрировали немногие школьники. Максимальную оценку -- 100 баллов -- набрали только 0,1% выпускников. Неудовлетворительных результатов было больше. В ходе тестирования выяснилось, что около 10% выпускников не знают того или иного предмета. Впрочем, это легко объяснимо: сегодня еще не работает схема финансового наполнения школьных аттестатов бюджетными средствами, позволяющими выпускникам оплачивать обучение в вузах, и потому на эксперимент с ЕГЭ охотнее идут откровенно слабые ученики. Ведь им это позволяет избежать двоек в аттестате, поскольку в случае провала на экспериментальном тестировании органы образования гуманно проставляют итоговые оценки с учетом текущей успеваемости... >>
  • //  03.07.2002
Правозащитники предлагают платить зарплату педагога многодетным семьям
Специальное право ребенка на семью предлагают законодательно защитить представители движения «Добро без границ». Как считает заместитель председателя этой организации, автор и руководитель программы «Приемные семьи» Светлана Бочарова, несмотря на 140 законодательных актов в области защиты детских прав, ни один из них, вплоть до Семейного кодекса, не определяет самого понятия семьи, ее разнообразных форм, а значит, допускает вольные трактовки и произвол местных чиновников... >>
  • //  03.07.2002
Еще одно дело о хищении вазовских машин
Очередное уголовное дело о хищениях автомобилей, принадлежащих АвтоВАЗу, как стало известно газете «Время новостей», возбудил Следственный комитет (СК) при МВД РФ. В основу его легла история о пропаже в общей сложности более 250 новых «Жигулей». По версии милиционеров, за аферой стояли руководитель крупной фирмы «Лада-Столица» Сергей Цветков и ряд других видных коммерсантов. Одним из отголосков этого дела стали недавние обыски в коттедже «авторитетного» предпринимателя из Солнцева Сергея Михайлова... >>
  • //  03.07.2002
Первых подозреваемых в скандальном преступлении -- подрыве танка Т-34 на мемориальном комплексе «Невский пятачок» в Ленинградской области -- задержали правоохранительные органы Санкт-Петербурга. Как утверждают в городском ГУВД, всего задержано семь человек в возрасте от 19 до 62 лет. Некоторые из них были судимы, часть -- безработные либо пенсионеры. При обыске квартир подозреваемых были обнаружены три автомата, винтовка, обрез с самодельным глушителем, патроны, тротиловая шашка и другие боеприпасы. Возможно, вскоре им предъявят обвинения в вандализме. В ночь на 22 июня памятник «Танк Т-34» был серьезно поврежден безоболочным взрывным устройством мощностью около 2 кг в тротиловом эквиваленте. Чем не нравился памятник-танк задержанным, пока не сообщается. >>
  • //  03.07.2002
Вчера командиром отдельной дивизии оперативного назначения (ОДОН -- бывшая дивизия им. Дзержинского) внутренних войск (ВВ) МВД РФ был назначен полковник Сергей Меликов. Занимавший ранее эту должность генерал-майор Николай Турапин уволен в запас. По данным пресс-бюро внутренних войск, 37-летний Сергей Меликов окончил Саратовское высшее военное командное училище ВВ МВД и Военную академию имени Фрунзе. Долгое время он служил в Северо-Кавказском округе ВВ и в Чечне. >>
  • //  03.07.2002
Новую экспертизу катастрофы вертолета Ми-8 в Красноярском крае, в которой погиб губернатор Александр Лебедь, решили провести следователи. По данным управления Генпрокуратуры РФ по Сибирскому федеральному округу, это будет комплексная летно-техническая экспертиза и она должна установить причины авиакатастрофы, возможные нарушения правил безопасности полетов и эксплуатации вертолета, а также лиц, допустивших эти нарушения. В настоящее время, как говорят прокуроры, собранные доказательства не дают оснований предъявить кому-либо обвинение... >>
  • //  03.07.2002
Крупная автокатастрофа произошла вчера в Челябинской области. В результате падения в реку рейсового автобуса 7 человек погибли и 23 получили тяжелые ранения. По данным МЧС России, авария случилась в Саткинском районе. Водитель автобуса при спуске с горы не справился с управлением, и машина упала в реку Ай. В этот момент в нем находились 32 человека, в том числе трое детей. >>
  • //  03.07.2002
Как сообщил вчера прокурор Москвы Михаил Авдюков, по делу о погромах на Манежной площади Москвы, по данным на вторник, обвинения предъявлены 23 россиянам. 18 молодым людям инкриминируется участие в массовых беспорядках, троим предъявлено обвинение в хулиганстве, двоим -- в грабеже и покушении на грабеж. 13 погромщиков сейчас находятся под стражей, а остальные освобождены под подписку о невыезде. Напомним, что побоище произошло 9 июня этого года после футбольного матча Россия -- Япония. Сотни молодых людей, смотревших этот матч по большому монитору на Манежной площади, начали громить машины, магазины и т.д. В результате 54 человека, по данным прокуратуры, получили телесные повреждения; было повреждено 107 автомобилей, семь из которых сожжены полностью, 60 юрлиц понесли ущерб. >>
  • //  03.07.2002
А Касьянов пообещал французам экспортное агентство
Михаил Касьянов вчера в Париже сообщил представителям деловых кругов Франции, что российское правительство намерено осуществлять поддержку экспорта-импорта и после реформы Внешэкономбанка. Как рассказал газете «Время новостей» источник в аппарате г-на Касьянова, этот вопрос очень интересовал бизнесменов и представителей французского экспортного агентства COFACE... >>
  • //  03.07.2002
«Славнефть» продолжает готовиться к приватизации
Обстановка в «Славнефти» после захвата в четверг вечером здания экс-президентом Михаилом Гуцериевым и сотрудниками близкого к нему охранного предприятия «БИН-Защита» вчера, похоже, нормализовалась. Президент Юрий Суханов вместе с сотрудниками милиции сумел попасть в офис, после чего охрана сменилась: здание вновь охраняет ЧОП «Центурион-М». Эксперты теперь спорят о необходимости перенесения сроков приватизации части (19,68%) госпакета акций «Славнефти», ведь ситуация могла снизить его потенциальную цену... >>
  • //  03.07.2002
Следствие по делу полковника Буданова начинается заново
Совершенно неожиданный поворот произошел в деле полковника Юрия Буданова, обвиняемого в убийстве чеченки Эльзы Кунгаевой. Вчера, когда суду оставалось лишь вынести полковнику долгожданный приговор, председательствующий на процессе Виктор Костин неожиданно объявил о возобновлении судебного следствия. Виктор Костин считает также необходимым провести повторную стационарную комплексную психолого-психиатрическую экспертизу Юрия Буданова на предмет выяснения степени его вменяемости в момент, когда полковник душил 18-летнюю Эльзу... >>
  • //  03.07.2002
Аграриям удобнее жить по пятилеткам
Земельная реформа завершена, но земельным законам требуется незамедлительное усовершенствование. Об этом сообщил вчера президент лидерам «Российского аграрного движения», которых пригласил в Кремль... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика