N°109
24 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  24.06.2002
Каспийский поход Украины
Киев и Варшава готовы приобщиться к нефтяным богатствам

версия для печати
На польско-украинском экономическом саммите, прошедшем в минувшую пятницу в городе Жешув, президенты Александр Квасьневский и Леонид Кучма одобрили проект нефтепровода Одесса--Броды--Гданьск, по которому уже в 2006 году в Западную Европу должна пойти каспийская нефть. Речь идет не о новой магистрали, а об участке, который позволит соединиться с существующей системой транспортировки сырья. Прежде всего с нефтепроводом «Дружба», который на выходе из России разветвляется на два участка: северный -- по территории Белоруссии, Польши и Германии, и южный -- через Украину, Словакию и Венгрию. Сейчас по «Дружбе» можно перегонять до 14,5 млн тонн нефти ежегодно. После модернизации и дополнительных инвестиций пропускная способность может увеличиться втрое.

Украинский 670-километровый участок Одесса--Броды и нефтетерминал «Южный» в Одессе торжественно открыли в декабре прошлого года. Теперь дело за недостающим «звеном». Его стоимость оценивается в 520 млн евро, из которых 90 млн приходится на украинскую сторону (Броды -- граница с Польшей), а 430 млн -- на трубу от границы до польского Плоцка, откуда нефть пойдет уже по существующему нефтепроводу до Гданьска.

Конечный пункт привлекает особое внимание. Нефтяной терминал в гданьском порту благодаря теплому климату практически не имел бы проблем с круглогодичной эксплуатацией, в отличие от подобных сооружений в других балтийских странах или нового терминала в российском Приморске. Именно поэтому сейчас наблюдается большой интерес к приватизации Гданьского НПЗ, в том числе и со стороны российского ЛУКОЙЛа, который одновременно, как известно, участвует в каспийских проектах.

Строительство нефтепровода Одесса--Броды--Гданьск полностью коммерческое предприятие. Его будет осуществлять международный нефтяной консорциум Golden Gate («Золотые ворота»), куда входят польские, украинские и американские фирмы. Консорциум практически завершил проектную разработку польской ветви, заявила газете «Время новостей» пресс-секретарь «Укртранснефти» Татьяна Ефремова.

Для Киева проект трубы до Гданьска имеет важное политическое значение: благодаря ей Украина надеется приобщиться к будущему дележу каспийских богатств и повысить свое значение как транзитной страны -- не только газовой, но и нефтяной. Как считают украинские специалисты, по новой трубе может в принципе пойти нефть не только из России, но и из Казахстана, Азербайджана (морем до Одессы) и даже с Ближнего Востока. Эксперты компании Halliburton Kellogg Brown & Root и СERA, проводившие оценку проекта по поручению агентства развития и торговли США, предлагают переориентировать на Одессу--Броды нефть Тенгизского месторождения, которая сейчас экспортируется в ЕС через Босфор и Дарданеллы по системе контролируемого Россией Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Ограниченная пропускная способность перегруженных турецких проливов требует увеличения тоннажности танкеров со 100 тыс. до 150 тыс. тонн уже при нынешних объемах экспорта в 28 млн тонн в год. «Игольное ушко» Босфора и Дарданелл станет ощутимым препятствием для наращивания объемов прокачки КТК до запланированных 67 млн тонн. Польская часть трубопровода до Гданьска откроет перед тенгизской нефтью рынки Балтии, Германии, Польши и Австрии.

Тенгизская нефть примирила бы Украину и Россию в вопросе объединения трубопроводов «Дружба» и «Адрия», считают в Киеве. Изначально российский проект, который активно поддерживает ЮКОС, был рассчитан на экспорт в Хорватию (а в перспективе и в США) «уральской экспортной смеси» (urals). Глубоководный хорватский порт Омишаль позволяет принимать танкеры тоннажностью до 500 тыс. тонн и через Адриатическое и Средиземное моря отправлять их в Атлантический океан. Для этого на территории Венгрии объединяют построенный в советские времена трубопровод «Дружба» и балканскую «Адрию». Чтобы сделать маршрут рентабельным, Украину принудили снизить тариф на сквозную прокачку нефти: в ином случае Россия грозила направить свою нефть в обход украинской территории. Но если к проекту «Дружба»--»Адрия» подключить нефтепровод Одесса--Броды с тенгизской нефтью, доходы Украины возрастут за счет увеличения объемов прокачки даже после снижения тарифов, заявили корреспонденту газеты «Время новостей» в пресс-службе «Укртранснефти». Качество каспийской нефти при этом не ухудшится: «Дружба» имеет две параллельные ветви, по одной из которых будет идти смесь urals, по другой -- высококачественная тенгизская нефть.

Правда, наполнение трубопровода потребует огромных затрат на разработку месторождений северного Каспия, в частности Кашагана, где сосредоточена чуть не половина всех нефтяных ресурсов Казахстана. Джан Мария Грос-Пьетро, президент итальянской компании ENI (оператор международного консорциума, осваивающего Кашаган), считает, что в течение десяти лет инвесторам придется потратить на эти цели 6 млрд долларов.

Чтобы запустить в эксплуатацию украинский трубопровод, необходимы заказчики на каспийскую нефть. Halliburton Kellogg Brown & Root и СERA называют три западноукраинских НПЗ, чешские, польские и немецкие заводы. «Транснефть» ранее заявляла, что заявку подала словацкая Transpetrol, чешская Rossinaria, австрийский ONV. Позаботиться о рынках сбыта могли бы западные компании, которые экспортируют через КТК тенгизскую нефть и являются совладельцами месторождений Казахстана, к примеру Chevron и BP-Amoco. «Приход западных компаний сдерживает нерешенность вопроса собственности на трубопровод Одесса--Броды», -- заявил газете «Время новостей» депутат Верховной рады Юрий Костенко. В Halliburton Kellogg Brown & Root и СERA рекомендуют создать организационную группу, которая впоследствии станет ядром консорциума.
Денис ЗАЙЦЕВ, Варшава, Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев

  ЗАГРАНИЦА  
  • //  24.06.2002
Малайзийцы уговорили Махатхира остаться
В минувшие выходные устои малайзийской политики были потрясены до основания. 76-летний премьер Махатхир Мохамад, которого не раз подвергали критике за авторитарные замашки и нежелание делиться властью, удивил страну и весь мир сообщением о желании уйти в отставку... >>
  • //  24.06.2002
Намерение ЛУКОЙЛа начать эксплуатацию морского нефтяного месторождения в Балтийском море, обнаруженного еще лет десять назад примерно в 22 км от Куршской косы, вдoхновило известного литовского политика Витаутаса Ландсбергиса высказаться по этому поводу. После того как рейтинг бывшего спикера сейма сполз далеко за пределы первой десятки, он вообще стал часто и оригинально высказываться... >>
  • //  24.06.2002
Тед Тернер оскорбил Израиль
Главный редактор отдела новостей американского телеканала CNN Изон Джордан пытается уладить в Израиле последствия возмутившего официальный Тель-Авив и многих израильтян заявления Теда Тернера. Во вторник основатель CNN в интервью английской The Guardian фактически поставил на одну доску действия израильской армии против палестинцев и атаки палестинских боевиков-смертников против израильтян... >>
  • //  24.06.2002
В Белоруссии судят очередных журналистов
«Обещал народу я, что погибнет мафия. Можете меня поздравить, мафию решил возглавить». Эта частушка, появившаяся год назад в разгар президентской кампании в белорусской независимой газете «Пагоня», стала одним из пунктов обвинительного заключения, в соответствии с которым прокурор потребовал для главного редактора издания Николая Маркевича наказания в виде двух с половиной лет лишения свободы, а для журналиста Павла Можейко -- двух лет. Оба обвиняются в клевете на белорусского президента, и сегодня должен быть вынесен приговор... >>
  • //  24.06.2002
Гейдар Алиев готовится к выборам
Президент Азербайджана Гейдар Алиев подписал указ о проведении референдума по внесению поправок в конституцию. На плебисците, который назначен на 24 августа, гражданам предложат одобрить 39 изменений в 20 статей основного закона, в том числе о выборах президента и парламента, а также о статусе законодательной, судебной, исполнительной и муниципальной властей... >>
  • //  24.06.2002
Киев и Варшава готовы приобщиться к нефтяным богатствам
На польско-украинском экономическом саммите, прошедшем в минувшую пятницу в городе Жешув, президенты Александр Квасьневский и Леонид Кучма одобрили проект нефтепровода Одесса--Броды--Гданьск, по которому уже в 2006 году в Западную Европу должна пойти каспийская нефть. Речь идет не о новой магистрали, а об участке, который позволит соединиться с существующей системой транспортировки сырья. Прежде всего с нефтепроводом «Дружба», который на выходе из России разветвляется на два участка: северный -- по территории Белоруссии, Польши и Германии, и южный -- через Украину, Словакию и Венгрию... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика