N°109
24 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  24.06.2002
Краденое солнце
Франсуа Озон в поисках новой формулы европейского кинематографа

версия для печати
Если бы Франсуа Озон не снимал фильмы и не ставил пьесы, вероятно, он нашел бы себя в цирке. Цирк Франсуа Озона был бы прекрасен: никаких бородатых женщин и лилипутов. Только блестки, гимнастки на проволоке, ностальгический оркестр, сеансы магии, номера с перепиливанием женщин под легкие шансоньетки.

В фильме «8 женщин», открывшем Московский кинофестиваль, Франсуа Озон перепиливает сразу восемь французских див, а вместе с ними и современное кино. Пока Катрин Денев, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Эммануэль Беар и другие актрисы ищут убийцу, Озон ищет женщину и новую формулу европейского кинематографа.

В фильме только один мужчина -- покойник. Несчастный глава большого семейства, включающего жену, дочерей, невестку, сестру и прочих родственниц, а также двух служанок, получил удар ножом в спину, лежа в собственной постели. Телефонный провод обрезан, машина не заводится, снег перекрыл все дороги, и собравшиеся в доме женщины понимают, что одна из них -- убийца. Затянувшееся на сутки расследование поднимает на поверхность отвратительные тайны и тайные страдания, слезы и страсти, обнажая зависимость всех этих женщин от убитого и одновременно его трагическую ненужность.

Однако в балаганчике Озона разыгрываются драмы куда более серьезные. Разумеется, все присутствующие женщины -- убийцы. Каждая из них всадила нож в спину французского кино, доведя до элегантного абсурда тот или иной типаж. Похоронив навеки дневную красавицу с ее фантазмами, распутную горничную с чулками и фартучками, femme fatal с перчатками и длинными сигаретами и прочих знаменитых француженок. Каждая из них исполнит на прощание музыкальный номер, трогательный или забавный, безупречно стильный, как сами 50-е, когда и происходит действие. Помашем им вслед: прощай, моя наложница, я буду скучать...

А что делать? На дворе новое время, и пожелтевшие кружева психологической драмы распадаются прямо в руках. Как и в «Каплях дождя на раскаленной крыше», Озон снимает безупречно актуальное кино -- антидогму. Поиск чувств и художественной истины через психологизм, отчаянное насилование реальности цифровой камерой или реальный секс окончательно задохнулся в совершенстве «Интимности» Патриса Шеро и в перверсивном блеске «Пианистки». И Озон делает шаг назад, к элегантному формализму мюзикла -- шляпки от Диора, интерьеры пятидесятых, эстрадный шансон, к условности фарса, в котором подлинное чувство и настоящая боль пробиваются только в незамысловатых слащавых песенках. Так Баз Лурман мог бы экранизировать «Идиота» Достоевского. Так Такаси Миике мог бы экранизировать «Трамвай «Желание».

Впрочем, для Озона Баз Лурман слишком простодушен, так же как Достоевский чересчур сложен по сравнению с бульварной пьесой Робера Тома, по которой поставлен фильм. Романтический поп-арт Франсуа Озона ближе всего к философии Энди Уорхолла, чьим художественным методом была мода и ее разрушение. Превращая в чистый стиль пьесу Фасбиндера или пьесу Робера Тома, Озон тут же разрушает его внезапной болезненной интонацией или убийством, где кровь оказывается настоящей, и снова ускользает к своим шляпкам и песенкам. Как мошенник из рассказов О`Генри продает нам подслащенную воду вместо лекарства, а мы пьем -- и выздоравливаем.

«8 женщин» -- это веселое, ласковое солнце французского кино. Возможно, краденое.

Только это уже неважно.
Антон КОСТЫЛЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  24.06.2002
Жюри и пресса смотрят конкурсную программу ММКФ, прочая публика может выбирать
В пятницу фильмом Франсуа Озона «Восемь женщин» открылся XXIV ММКФ. В субботу начались конкурсные программы, которые обещают довольно много известных имен, широкую географию и целые три российские картины... >>
  • //  24.06.2002
На XII Международном конкурсе им. Чайковского первая премия по фортепиано впервые досталась женщине
Три недели ажитации, музыки, атлетической борьбы, гаданий на кофейной гуще, неожиданных аншлагов уже на первых турах, страстного желания сенсаций, тонкого художества и просто осмысленной игры закончились награждением и концертом лауреатов... >>
  • //  24.06.2002
Создан благотворительный фонд «Эрмитаж--Гуггенхайм»
20 июня президент холдинговой компании «Интеррос» Владимир Потанин и председатель попечительского совета Фонда Соломона Р. Гуггенхайма Питер Льюис вместе с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и директором Музеев Соломона Р. Гуггенхайма Томасом Кренцем объявили об учреждении фонда «Эрмитаж--Гуггенхайм»... >>
  • //  24.06.2002
К нам приедет Харви Кейтель
Завтра утром в Москву прибывает один из самых ожидаемых гостей ММКФ -- американский актер Харви Кейтель. Бывший морской пехотинец и продавец в магазине женской обуви, ставший одним из лучших и талантливейших актеров мирового кино. Человек с незабываемым лицом, в пятьдесят шесть лет попавший в число ста мировых секс-символов всех времен и народов... >>
  • //  24.06.2002
Франсуа Озон в поисках новой формулы европейского кинематографа
Если бы Франсуа Озон не снимал фильмы и не ставил пьесы, вероятно, он нашел бы себя в цирке. Цирк Франсуа Озона был бы прекрасен: никаких бородатых женщин и лилипутов. Только блестки, гимнастки на проволоке, ностальгический оркестр, сеансы магии, номера с перепиливанием женщин под легкие шансоньетки... >>
  • //  24.06.2002
Billboard написал о группе «Тату»
Информационным поводом для публикации статьи о группе «Тату» во влиятельном американском еженедельнике Billboard послужило вручение Международной федерацией производителей фонограмм (IFPI) платиновых наград европейским артистам, среди которых оказались и локальные релизы. По данным IFPI, дебютный альбом «Тату» разошелся тиражом свыше одного миллиона экземпляров... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика