N°103
11 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  11.06.2002
Пьеса без разгадок
версия для печати
Совсем молодой, еще даже не защитивший диплом режиссер Василий Сенин прославился своей студенческой постановкой «Фро» Андрея Платонова, отважно выпустил на сцене Вахтанговского театра «Сказку» по раннему рассказу Владимира Набокова и был зачислен театральным сообществом в юные «профи». Технологией режиссерского мастерства Сенин действительно владеет блестяще. Теперь в Центре им. Мейерхольда он поставил свой второй «профессиональный» спектакль. И выбрал не что-нибудь попроще, а последнюю, загадочную во всех отношениях пьесу умершего в 1989 году, но уже почти ставшего классиком француза Бернар-Мари Кольтеса. Называется пьеса «Роберто Зукко», и речь в ней идет, как несложно догадаться, о знаменитом убийце. Реальные события, легшие в основу этого произведения, поданы, однако, Кольтесом с такой редкой даже для литературы ХХ века холодной отстраненностью, что, пытаясь определить ее тему и уж тем более смысл, буквально теряешься в догадках. О Кольтесе, «Зукко», интеллектуальной драме и о том, с чем едят нынче молодую режиссуру, Василий СЕНИН беседует с Мариной ДАВЫДОВОЙ.

-- Почему ты решил вдруг поставить «Зукко»? Это ведь и для опытного режиссера задача почти непосильная.

-- Потому что здесь, в Центре Мейерхольда, есть возможность экспериментировать. Репертуарные театры в большей степени запрограммированы на результат (кстати, Кольтес и во Франции ни разу еще не был поставлен на большой площадке), а я в данном случае больше делал спектакль для себя.

-- И что же ты выяснил для себя в результате эксперимента?

-- Что эта пьеса -- как черная дыра. В ней никакой мысли или месседжа, за который можно уцепиться. Всякий раз, когда мы хотели, чтобы происходящее на сцене вызывало в зале сочувствие или негодование, получался или манифест какой-то, или ерничанье. Дело в том, что ситуации этой пьесы все время существуют на грани фарса и трагедии, страстности и иронии. Все персонажи не живые, а как бы увидены глазами Зукко-Кольтеса, и играть их очень сложно. Ты должен отталкиваться от персонажа, но все время держать в голове этот специфический угол зрения. Поэтому в Зукко, если он правильно сыгран, нельзя узнать себя. Даже если узнаешь -- не соглашаешься, что ты такой. Как если бы человек тебя оскорбил, и ты знаешь, что в его словах есть истина, но все равно ее не принимаешь. Причем это не поэтизация преступления или воспевание антигероя.

-- Безусловно. Поэтизация антигероя -- это фильм «Брат». Без раздумий убивающий людей Данила Багров чудо как обаятелен, и при желании идентифицировать себя с ним можно. О Зукко вообще невозможно рассуждать в таких категориях. Он вещь в себе. Нечто, не наполненное конкретным живым смыслом. Поэтому отождествить себя с ним так же невозможно, как с условным обозначением человека на двери общественного туалета.

-- При этом важно подчеркнуть, что «Зукко» -- это не социальная драматургия, а скорее новая мифология. Там все основано на вечных, архетипических вещах.

-- Что касается мифологизма «Зукко», это очень интересный вопрос. Напичкать пьесу мифологическими аллюзиями на самом деле не так сложно. «Зукко» же кажется мне необычным вот в каком смысле. Вся интеллектуальная французская драма ХХ века -- Жироду, Сартр -- была интерпретационной по отношению к мифу. То есть это была концептуализация мифа. А сам миф, он ведь, как правило, ничего не объясняет. Почему Иаков борется с Богом? Что имеется в виду? А что хочешь, то и думай. То есть остается огромное пространство для интерпретации. Вот и пьеса Кольтеса так же загадочна и лаконична. Она не интерпретирует старый миф, а скорее творит новый. И второе. Это пьеса конечно не социальная, она трактует экзистенциальные проблемы, а одна из основных проблем экзистенциализма -- подлинность бытия. Каждый из нас существует в целом комплексе связей. Я -- театральный критик, жена, мать, учитель и одновременно чей-то ученик. Но это некие мои функции, а что я такое на самом деле? Вот Зукко и пытается отбросить все неподлинное. Но в итоге остается пустота.

-- Я бы сказал, что Зукко -- это человек, застывший между добром и злом и понимающий, что и то и другое -- это неискренний выбор. Поэтому в нем живет безумное и несформулированное желание -- не быть. Или быть никем. Последнюю ремарку пьесы, где герой падает с тюремной крыши и разбивается, переводят то как «он падает», то как «он упал». Для меня второе точнее. Падает -- это что-то очень романтическое. В этом есть что-то от Люцифера. «Он упал» звучит обыденнее. Упал. Все. Пьеса закончилась.

-- Ты можешь сказать, что поставил эту пьесу, но не разгадал ее?

-- В каком-то смысле -- да. Один человек мне сказал: ну да в твоем возрасте это и надо делать. Все максималистские вопросы, которые возникают у молодого человека, там очень остро поставлены.

-- Молодой режиссер Кирилл Серебренников говорит, что будет ставить только новую драму. Ты мог что-либо подобное манифестировать?

-- Манифестировать мне нечего. Кроме того, что я нахожусь в поиске. Я ищу текст, который может сильно меня задеть. И никаких ограничений у меня нет. Мне раньше казалось, что я никогда не буду ставить современную драму. Есть классические образы, и зачем браться за пьесы с изъянами языка и композиции. Сейчас я понимаю, что иногда изъян можно превратить в достоинство. Мне поначалу казалось, что я никогда не буду ставить прозу. А получилось так, что «Зукко» -- первая пьеса, к которой я обратился.

-- Сейчас появилось целое поколение молодых режиссеров. Еще совсем недавно все вопрошали, где же они. И вот оказалось, что их много и все они очень активны. Ты ощущаешь себя частью поколения? И если да, радует ли тебя это?

-- Пожалуй, ощущаю. То есть как минимум я ощущаю, что вокруг не пустота какая-то или одни зубры. С другой стороны, меня не радует, что я поставлен в какой-то ряд и что ко мне сразу же привесили ярлычок. Все кричали: где молодые режиссеры, где они?! А потом решили: вот вы ими и будете. Давай, парень, выдавай талантливые спектакли. Мы тебя молодым дарованием назначили. Я хочу иметь возможность идти одному, а не в упряжке. И главное -- иметь право на ошибки. Потому и взялся за Кольтеса.
Беседовала Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  11.06.2002
Тема гигантской выставки современного искусства в Касселе -- постколониальный мир
Столица провинции Гессен-Нассау -- маленький уютный Кассель на речке Фульде знаменит роскошным замком ландграфа Вильгельма с отличной коллекцией старой живописи, а также музеем живших в городе братьев Гримм. Но главное, Кассель -- это место, где раз в четыре года проводится парад мирового современного искусства «Документа» (Documenta). Год основания «Документы» -- 1955-й. Нынешняя, открывшаяся в субботу, -- одиннадцатая по счету... >>
  • //  11.06.2002
Совсем молодой, еще даже не защитивший диплом режиссер Василий Сенин прославился своей студенческой постановкой «Фро» Андрея Платонова, отважно выпустил на сцене Вахтанговского театра «Сказку» по раннему рассказу Владимира Набокова и был зачислен театральным сообществом в юные «профи». Теперь в Центре им. Мейерхольда он поставил свой второй «профессиональный» спектакль, выбрав не что-нибудь попроще, а последнюю, загадочную во всех отношениях пьесу умершего в 1989 году, но уже почти ставшего классиком француза Бернар-Мари Кольтеса. Называется пьеса «Роберто Зукко», и речь в ней идет, как несложно догадаться, о знаменитом убийце. О Кольтесе, «Зукко», интеллектуальной драме и о том, с чем едят нынче молодую режиссуру, Василий СЕНИН беседует с Мариной ДАВЫДОВОЙ. >>
  • //  11.06.2002
Валерий Рубинчик все объяснил про состояние нашего кинематографа
Действие фильма «Кино про кино» происходит на съемочной площадке. Молодой режиссер (Валерий Николаев) снимает триллер. В фильме участвуют: начинающая актриса Ольга Сутулова в роли главной героини, преуспевающий модный премьер Алексей Кортнев, две немолодые и уже, можно сказать, бывшие звезды (Татьяна Лаврова и Станислав Любшин). На съемках присутствует автор сценария (Евгений Стеблов). Он сильно помят жизнью и почти растерял амбиции, но еще на что-то надеется... >>
  • //  11.06.2002
Новые журналы: «Новое литературное обозрение», «Отечественные записки», «Октябрь»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика