N°90
25 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  28.06.2001
Страна тысяч кубометров
Финское слово в российско-европейском диалоге

версия для печати
Помимо возможного газопровода через Белоруссию и Польшу в рамках энергодиалога обсуждается еще один проект -- «северо-западная труба» через Финляндию и по дну Балтики в Германию. В конце апреля главы российского «Газпрома», немецких Ruhrgas и Wintershall и финского Fortum договорились о совместной проработке проекта Балтийского газопровода. Правда, обсуждение находится в самой начальной стадии; разработка ТЭО, бизнес-плана и концепции организации финансирования могут занять 3--4 года.

О «финском варианте» в Москве заговорили еще в середине 90-х. С распадом СССР на пути российского газа на Запад образовались новые страны, стремившиеся «стричь купоны» со своего положения, зачастую в ущерб поставщику и потребителю. Финляндия же в 1995 году как раз вступила в Евросоюз, став единственным пока государством ЕС, непосредственно граничащим с Россией. Да и без этого самый прямой путь в Европу с северных российских месторождений ведет через Страну тысячи озер. Крупнейший финский энергоконцерн Fortum Oy (прежде Neste Oy) располагает необходимым ноу-хау и технологией прокладки крупных газопроводов. Еще весной 1997 года российский «Газпром» и Fortum основали совместное предприятие NorthTransGas для изучения возможностей строительства газотранспортной системы через Финляндию и Швецию или через Финляндию и Балтийское море. Тогда же, в 1997-м, к «лоббированию» проекта подключился лично Борис Ельцин, побывавший в ноябре с государственным визитом в Стокгольме. Во время одного из выступлений президент вдруг отклонился от текста и начал в присущей ему манере убеждать шведов покупать российский газ, отказавшись наконец от морально устаревшего угля. Шведов это повергло в недоумение, поскольку углем там не пользуются уже несколько десятилетий. Премьер Йоран Перссон тогда дипломатично объяснил, что если «его друг» Виктор Черномырдин убедит его в том, что российский газ выгоден, он охотно рассмотрит этот вариант. Не убедил -- шведы до сих пор не проявляют интереса, ссылаясь на экологические проблемы. Проект забуксовал не начавшись: хотя Хельсинки с энтузиазмом поддерживал его, одно лишь финское потребление не могло обеспечить рентабельность (стоимость проекта 5--6 млрд долл.). В настоящее время годовые нужды Финляндии не дотягивают до 5 млрд кубометров -- менее 1% суммарной добычи «Газпрома», основной же источник финского электричества -- АЭС.

Правда, если рассматривать проект в целом, то на западноевропейский рынок должно ежегодно пойти до 40 миллиардов кубометров. Это, например, половина годового потребления Германии. Тенденции же развития газовой промышленности в Финляндии соответствуют общеевропейским: удельный вес газа в «коктейле» энергоносителей растет. А вот Швеция по темпам газификации пока отстает от соседа. Одной из причин эксперты называют как раз отсутствие газопроводной магистрали, которая приблизила бы шведов к российскому газовому крану. Незначительные объемы природного газа Швеция получает из Дании, откуда с помощью небольшого локального газопровода снабжаются энергией предприятия западного побережья. Но собственной добычи у датчан хватит ненадолго -- еще лет на десять. Сооружение трансскандинавской газотранспортной сети позволило бы обеспечить надежное и современное энергоснабжение полуострова на многие десятилетия вперед. Кстати, интерес Стокгольма к газовым богатствам России может подогреть постепенное закрытие атомных электростанций -- согласно референдуму 1980 года мирный атом должен «уйти» из Швеции к 2010 году.

Впрочем, главные рынки для российского газа расположены все же не в Северной, а в Центральной Европе, где уже сегодня за счет природного газа покрывается около 20% энергетической потребности, а эксперты предсказывают возможное удвоение этого показателя. Видимо, поэтому европейские партнеры России по трубопроводным консорциумам в большей степени ориентируются пока на новый польский транзит. В немецком концерне Ruhrgas, который участвует в обоих проектах (и Польша, и Балтика), дают понять, что реализовать в обозримом будущем удастся, очевидно, только один из них, скорее всего польский. Не исключено, что сдержанность немцев на северном направлении объясняется еще одним -- Ruhrgas, похоже, «положил глаз» на норвежскую монополию Statoil (Осло готовит ее приватизацию), которая объективно выступает конкурентом россиян на севере Европы. Ведь с газом в Швецию можно прийти не только с востока, но и с запада.
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Игорь МАКСИМОВ

  ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ  
  • //  28.06.2001
Как нам не стать сырьевым придатком Европы
Накануне последнего саммита Россия--ЕС, состоявшегося в Москве на прошлой неделе, комментарии представителей обеих сторон совпадали дословно: прорывов не ждите. При этом чиновников, и российских, и европейских, данное обстоятельство радовало: идет, мол, нормальная работа, спокойный диалог по вопросам, представляющим взаимный интерес, и слава Богу. Такая реакция понятна, если вспомнить особенности наших отношений с Европой в последнее десятилетие... >>
  • //  28.06.2001
На вопросы «Энергии Европы» отвечает генеральный директор Еврокомиссии, ответственный за энергетику и транспорт, Франсуа Ламуре. >>
  • //  28.06.2001
Ruhrgas расширяется вместе с Европой
Решение о дальнейшем расширении ЕС, принятое на последнем саммите Евросоюза в Ницце, -- это только вершина айсберга. В точном соответствии с постулатами Карла Маркса, в основе политики Старого Света лежит экономический интерес, и ведущие европейские компании давно уже своими средствами строят единую Европу, одновременно и расширяя, и углубляя интеграцию. >>
  • //  28.06.2001
На вопросы «Энергии Европы» отвечает «начальник» Старого Света Йоран Перссон, премьер-министр Швеции, которая сейчас председательствует в ЕС. >>
  • //  28.06.2001
Позиции евро в конкурентной борьбе с долларом определяются тем, насколько европейская валюта востребована в международных расчетах и, соответственно, сколь велик спрос на нее со стороны национальных центробанков. Именно поэтому для руководителей Европейской комиссии (ЕК) столь важен любой позитивный сигнал со стороны контрагентов. В мировом валютном раскладе многое будет зависеть от Китая, претендующего на роль экономического локомотива Восточной Азии, и России, сохраняющей статус экономического тяжеловеса в СНГ. >>
  • //  28.06.2001
Проблему взаимоотношений Европейского Союза с Россией в свете предстоящего расширения ЕС по просьбе корреспондента газеты «Время новостей» Екатерины Лабецкой комментирует председатель комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин. >>
  • //  28.06.2001
Будущее единой Европы глазами роттердамского мечтателя
Природный газ -- самое совершенное и перспективное топливо для Европы, утверждает известный эксперт в области энергетики британский профессор Питер Оделл. Его можно назвать первопроходцем газификации Старого Света, необходимость развивать газодобычу он отстаивал уже тогда, когда природный газ считался в Европе чуть ли не маргинальным видом топлива. Аргументы ученого просты: континент располагает значительными запасами газа, потребители хорошо знакомы с продуктом по имени «природный газ», а пути снабжения им крупнейших европейских центров достаточно коротки. «Если учесть при этом возрастающие потребности в защите окружающей среды от вредных выбросов, возникающих при получении энергии, то газ и европейский рынок подходят друг к другу, как сливки к клубнике», -- пишет Питер Оделл в одном из исследований о будущем европейской энергетики... >>
  • //  28.06.2001
Евросоюз к России все ближе
Вице-премьер Виктор Христенко, который возглавляет комиссию по сотрудничеству между Россией и Евросоюзом (на Западе его называют «мистер Европа»), любит говорить: после расширения ЕС у Брюсселя окажется «контрольный пакет» в торговле с Россией. На долю единой Европы, в составе которой уже в 2004 году, очевидно, будут не только Польша, Венгрия и Чехия, но даже и Эстония, придется более 50% всего товарооборота России. Готова ли Москва к расширению? Эту тему корреспондент газеты «Время новостей» Екатерина ЛАБЕЦКАЯ обсудила с ведущими российскими экспертами. >>
  • //  28.06.2001
Проект по сооружению нового газопровода через Белоруссию и Польшу, с которого, собственно, и начался российско-европейский энергетический диалог, вызвал бурную реакцию в Киеве. До сих пор Украина обладает монополией на транзит российского газа на Запад, что предоставляет ей пространство для политического и экономического маневра. Прежнее правительство во главе с Виктором Ющенко боролось против «обходного» пути, пытаясь воздействовать на Польшу и ЕС. Появление у Украины собственных «энергетических» амбиций связано с именем бывшего вице-премьера по ТЭК Юлии Тимошенко. Прокомментировать нынешнюю ситуацию вокруг транзита газа ее попросила киевский корреспондент газеты «Время новостей» Светлана Степаненко. >>
  • //  28.06.2001
Для российского газа готовят новый маршрут
Сегодня в Варшаве, куда прибыл с визитом российский премьер Михаил Касьянов, может быть поставлена точка в многомесячных переговорах о строительстве газопровода в обход Украины. Это наиболее реальный из проектов по диверсификации поставок российского газа, которые обсуждаются в рамках энергодиалога Россия--ЕС. Г-ну Касьянову предстоит согласовать с польским правительством маршрут газопровода-перемычки, который направит российский газ в центр Европы не через Украину, а от магистрали Ямал -- Западная Европа через Польшу и Словакию. >>
  • //  28.06.2001
Финское слово в российско-европейском диалоге
Помимо возможного газопровода через Белоруссию и Польшу в рамках энергодиалога обсуждается еще один проект -- «северо-западная труба» через Финляндию и по дну Балтики в Германию. В конце апреля главы российского «Газпрома», немецких Ruhrgas и Wintershall и финского Fortum договорились о совместной проработке проекта Балтийского газопровода. Правда, обсуждение находится в самой начальной стадии; разработка ТЭО, бизнес-плана и концепции организации финансирования могут занять 3--4 года... >>
  • //  28.06.2001
Александр ЗАХАРОВ, генеральный директор Московской межбанковской валютной биржи
Конечно, доллар США -- наиболее ликвидная мировая валюта, и российская экономика находится от него в сильной зависимости. Но, на мой взгляд, перспективы евро для России очевидны... >>
  • //  28.06.2001
Как введение евро повлияет на торгово-финансовые отношения Москвы с крупнейшим европейским партнером -- Берлином, «Энергия Европы» попросила прокомментировать официального представителя федерального министерства финансов Германии Томаса Герхардта. >>
  • //  28.06.2001
Старый Свет хочет бороться с Новым при помощи России
Через полгода в Европе начинается новая эра -- эра единой валюты. 31 декабря 2001 года жители 12 стран ЕС (кроме Великобритании, Дании и Швеции) с легкой грустью попрощаются с привычными марками, драхмами, лирами и песо -- на смену старым добрым деньгам придет наличный евро. «Это исторический момент для всех», -- с пафосом заявил на прошлой неделе председатель Еврокомиссии Романо Проди, призвавший Россию серьезно отнестись к предстоящим изменениям. По мнению профессора Проди, Москве следует как можно скорее «полюбить» евро, сделав его главным платежным средством, по крайней мере в расчетах с европейскими партнерами. Этот призыв можно истолковать и так: в валютной «битве континентов» России предлагается поддержать соседей против заокеанского «супостата». >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика