N°9
22 января 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  22.01.2001
Смутный субъект желания
Вонг Кар-Вай -- режиссер всех времен и народов

версия для печати
В одном из первых своих интервью кинодраматург Константин Мурзенко рассуждал в числе прочего и о жанре, «который еще вчера казался нам безнадежным вообще», -- юго-восточном боевике: «Ну ни в какой ситуации -- от дождя -- на это кино не пойдешь. В аэропорту, при восьмичасовой задержке рейса, когда все бары закрыты, бухло не продают, такси в городе стоит половину твоих денег, -- бесплатный монитор в углу и показывает тебе юго-восточный боевик. Нет, я лучше пойду смотреть на самолеты через стекло и вспоминать любимые фильмы Джима Джармуша и Вима Вендерса». Но бывает и так, что подойдя к окну и начав вспоминать любимые фильмы, неожиданно понимаешь, что стоишь-то вовсе не у окна, а у того самого бесплатного монитора и смотришь пресловутый юго-восточный боевик. Фильмы Вонга Кар-Вая -- именно тот случай.

Первый фильм Вонга вышел в 1988 году, когда гонконгский жанровый кинематограф еще не воспринимался во всем мире как образец кинематографической стильности и источник вдохновения для режиссеров-европеоидов. Для того чтобы в начале девяностых это все-таки случилось, было необходимо, чтобы в кино Гонконга пришли люди, впитавшие в себя не только уроки мастерства местных киномэтров, но и мировую классику. Пальма (или, скорее, «де Пальма») первенства принадлежит тут, конечно, Джону Ву -- преданному поклоннику Мартина Скорцезе, Жан-Пьера Мельвиля и Жака Деми. Однако и дебют Вонга забывать нельзя. «Пока льются слезы» -- криминальная драма, одноименная с классической композицией «Роллинг стоунз» (сама песня в фильме, разумеется, не звучит -- куда важнее не прямая музыкальная аллюзия, а череда ассоциаций, возникающих во время просмотра сами собой), представляла собой ориентальную вариацию на сюжет «Злых улиц» того же самого Скорцезе. Фильм пользовался успехом у себя на родине, и фрагменты из него вошли в киносборник «Кинематограф мести» через запятую с куда более однозначными скорострельными боевиками made in Hong Cong. Но в классическую схему гангстерской драмы фильм вписывался не без труда. Ибо куда важнее трагического сюжета о джентльменах уличной неудачи и выразительнее сцен отчаянных разборок было здесь настроение. Пресловутый «импресьен», выражавшийся в сверхкрупных планах зажигаемых сигарет и сомнамбулических проходах героев мимо витрин, в которых отражаются витрины напротив, в которых отражаются... и так до бесконечности. Без атмосферы города, без «улиц в неоновых распятиях» и водосточных труб, на флейте которых можно при случае сыграть проникновенный старый шлягер, урбанистический романтик Вонг Кар-Вай невозможен. Неудивительно, что он провалил свой единственный «негородской» проект -- «Прах времен» (1994), экранизацию исторического романа о боевых искусствах (вроде того, который пишет герой Тони Леуна в «Любовном настроении»), превратив хрестоматийный авантюрный сюжет в чистую метафизику. В галлюцинаторную схватку боевых привидений, буйство средневековых китайских духов, насмотревшихся Серджо Леоне.

Для того чтобы не влезать больше в заведомо тесные жанровые рамки, Вонг Кар-Вай изобретает собственную манеру повествования. Ощущения, пойманные еще в ностальгической ретро-драме «Бешеные дни», находят свое окончательное эстетическое воплощение в «Чункингском экспрессе» и «Падших ангелах». Безумных и нежных киноклипах без связного сюжета и с очень странными персонажами (чего стоит хотя бы чувствительный полисмен, имеющий привычку по возвращении с дежурства ночи напролет беседовать с собственной сорочкой). Фильмы эти прошли по всем возможным фестивалям, а для американского проката их с восторгом приобрел сам Квентин Тарантино. Да и у нас это кино нашло своего зрителя, одобрительно воспринимающего клиповую эстетику, но не забывающего зрить в женьшеневый корень истинных смыслов: «Камера на стэдикаме бегает все время, оператор трансфокатором как школьник дергает, все плывет, лица не видно. А зритель этого не замечает. Он ценит, что душа поет!» (Константин Мурзенко). Но даже в этом иллюзорном мире, где, казалось бы, можно без труда задержаться на бесконечно долгий срок, Вонг не остался, неожиданно сняв «Счастливы вместе» -- историю любви двух гонконгских геев. А потом -- «Любовное настроение». Лучший, наверное, свой фильм. Самый личный и самый открытый одновременно. Дело не только в том, что такое кино можно было бы при желании снять и у нас, не в том, что квартира, где мучительно долго присматриваются и причувствываются друг к другу герои «Настроения», очень похожа на отечественные коммуналки, где до утра играют в домино и просят захватить по пути хлебца, где телефон стоит в коридоре и всем до всего есть дело. Гонконг, Москва, шестидесятые, нулевые -- неважно. «Душа, как известно, может петь в любой ситуации».

Главное -- настроиться.
Станислав Ф.РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  22.01.2001
В Мариинском театре прошла премьера оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Почти не верится, но в Мариинском театре получился очень удачный «Китеж». Сделал его совсем молодой москвич, выпускник ГИТИСа Дмитрий Черняков, которого его земляки могли знать разве что по новосибирской постановке оперы Владимира Кобекина «Молодой Давид», показанной в прошлом году на фестивале «Золотая маска». В соответствии с новейшими тенденциями он исполнил в спектакле функции как режиссера, так и сценографа. >>
  • //  22.01.2001
Вонг Кар-Вай -- режиссер всех времен и народов
«В аэропорту, при восьмичасовой задержке рейса, когда все бары закрыты, бухло не продают, такси в городе стоит половину твоих денег, - бесплатный монитор в углу показывает тебе юго-восточный боевик. Нет, я лучше пойду смотреть на самолеты через стекло...» Но бывает, что подойдя к окну и начав вспоминать свои любимые фильмы, неожиданно понимаешь, что стоишь у того самого бесплатного монитора и смотришь пресловутый юго-восточный боевик. Фильмы Вонга Кар-Вая - именно тот случай. >>
  • //  22.01.2001
Новые технологии как дамское рукоделие эпохи унисекса
Фотография, видеоарт, компьютерные технологии в последнее время становятся самым распространенным даже не жанром, а форматом современного искусства. Некогда окутывающая искусство новых технологий футуристическая аура давно растворилась. Художник, работающий с мультимедиа, уже не кажется героем научной фантастики. Молодые немецкие художницы Хайке Барановски и Анке Котт, чьи произведения представлены в ТВ-галерее, занимаются технологическими искусствами как привычным рукоделием. Правда, в отличие от принятых в феминистическом искусстве работ с тканью или керамикой это рукоделие эпохи унисекса. >>
  • //  22.01.2001
В московский прокат выходит фильм, ставший событием 2000 года
О любви не снимают великих фильмов. Чтобы перечислить исключения из этого правила, хватит пальцев одной руки - «Аталанта» Жана Виго, «Касабланка» Майкла Кертиса, - да и то, пожалуй, с запасом. Можно считать, что нам повезло: в 2000 году вышло сразу два киношедевра, в которых любовь не служит приправой к основному блюду, как это обычно бывает, а образует сюжет и смысл фильма. Это «Принцесса и воин» Тома Тыквера (в российский прокат должен выйти в марте) и «Любовное настроение» Вонга Кар-Вая (премьера состоится завтра «Доме кино» на закрытии «Ликов любви»). >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика