N°85
18 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  18.05.2001
CD -- MUSIC
версия для печати
Из всех советских фильмов сразу

Ансамбль электромузыкальных инструментов Вячеслава Мещерина, Easy USSR, "Легкие"


Идея издания диска пришла Артемию Троицкому. Он поделился ею с Олегом Нестеровым, и тот отправился в архив, где обнаружил 70 часов музыки Мещерина. В результате были выбраны 22 композиции, которые и составили первый диск.

Ансамбль возник в 1956 году в стране, где в большом почете были баяны и деревянные ложки. Идея создавать музыку при помощи паяльника начальству не понравилась. Мещерину пришлось доказывать, что электронные инструменты, спаянные едва ли не им лично, тоже играют музыку. Теперь их называют "синтезаторы". Он репетировал по ночам. Собирал состав. Электрифицировал скрипки и баяны. И его все-таки признали. С тех пор его музыка звучала в советских фантастических фильмах, спектаклях, заставках на радио и мультфильме "Ну, погоди!" (этот трек на диске есть). До выхода диска он не дожил 6 лет.

Говорят, космонавт Евгений Леонов, вернувшись на Землю, сказал, что в космосе ему чудилась именно такая музыка. В те годы люди называли ее "космической". Еще ею озвучивали подводные съемки. Людям, привыкшим к живым инструментам, электронная музыка казалась неземной. Это сейчас к ней все привыкли.

Когда слушаешь диск, понимаешь, откуда растут ноги у всяких там "Ножей для Фрау Мюллер". Но "Нож для ФМ" -- хорошая стилизация той эпохи, а ансамбль Мещерина -- сама эпоха. От вступления каждой песни вздрагиваешь -- звучит музыка детства. Перед глазами встают картинки из всех советских фильмов сразу.

Под термином "электронная музыка" давно понимается клубная дискотека. Электронная обработка звука в этом случае -- цель. За отсутствием свежих мелодий новизна достигается экспериментами со звуком. Для Мещерина звук был лишь средством. Мелодий в его распоряжении было достаточно.

Почти старики

"ЧайФ", "Время не ждет", Real Records


Группа "ЧайФ" выпустила еще один абсолютно "чайфовский" альбом. Такая приверженность давно выбранному пути сотни музыкантов свела в творческие могилы. А "Чайфам" только увеличивает год от года популярность. Сами они называют альбом "взрослым". Видимо, оттого, что вся первая половина диска отведена под эмоции стареющего неудачника -- квартира возле железной дороги, стаканы, несданная посуда в астрономических количествах. Переживания вечного студента, который жил себе жил, и вдруг бах! -- обнаружил, что ему уже за сорок, и лысина, и живот висит через ремень. Он мечется, кричит "как же так?", но студентом от этого быть не перестает. Веселое студенчество у "ЧайФ" в крови, и выветрить его оттуда невозможно. Поэтому их крики "мы почти старики!" не очень убедительны на фоне их обаятельных, широко улыбающихся лиц. И нравятся они, эти крики, тем, кому до старости еще очень далеко.

Альтернатива

"Я и Друг Мой Грузовик", "Ya I Dryg Мой Gruzovik", "Мистерия звука"


Альтернатива -- штука странная. Что это такое, никто не знает. Существуют только определения от противного, вроде "альтернатива -- это не мейнстрим". В таком случае, "Я и Друг Мой Грузовик" -- безусловно, альтернатива. Вообразите группу, в которой на троих музыкантов два инструмента -- бас-гитара и барабаны. Третий участник поет. Если вслушиваться в тексты, можно сойти с ума. Фраза "Это свобода ... назвать медвежонка Балтийским Морем" заставляет задуматься. Песня "Урок" не содержит вообще ни одного слова в общепринятом (видимо, устаревшем) понимании -- какие-то "каргагагагигу" и "водебесамфин". В общем, все настолько передовое, что дух захватывает.

"Я и ДМГ" -- группа концертная. Возможно, на концертах им удается восполнить пустоты в сознании недоумевающих зрителей личным обаянием. Диск же оставляет ощущение, что либо ты безнадежно отстал от музыкальной моды, либо музыкальная мода принимает уж слишком странные формы.

Хипповатый

«Чиж & С°», «Пастораль», Real Records, серия «Главные песни»


Это сборник, своего рода the best. Песни в основном старые и знакомые. Чтобы услышать их, достаточно включить радио. Тема ушедшей хипповской молодости, нынешнего положения бывших хиппи, вздохи старого рокера о том, как «тогда было клево» -- все это продавалось уже тысячи раз по демпинговым ценам. Но Чижу до этого дела нет. Его герой по-прежнему наркоман, алкаш, музыкант с темным прошлым и неясным будущим. Он либо уже поддатый, либо собирается поддать в ближайшее время, однако чист душою и светел умом. Гитара, пиво, дорога, музыка. Пацифистский знак на обложке. Старо как мир, но многим нравится.

Сам Сергей «Чиж» Чиграков на хиппа не похож. Не похож и на бытописателя или историографа хипповской действительности. Скорее он популяризатор. Излагает идеи хиппи доступным языком. Естественно, упрощая. И они выглядят фальшивыми и отталкивающими.

Чиж с компанией занимает непонятное промежуточное положение в рокерской табели о рангах. И к классикам уровня БГ и Шевчука его не отнести, и в молодые записывать, в его-то возрасте, тоже странно. Однако концерты дает, в фестивалях участвует, диски выпускает.
Святослав БИРЮЛИН

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.05.2001
И показал нам спектакль в стиле хай-тэк
Жители столицы не только постепенно приобщаются к современному театральному искусству, но и начинают его любить. Всего несколько лет назад на III Чеховском фестивале спектакль мэтра театрального авангарда Боба Уилсона «Персефона» (во всяком случае, первый его показ) прошел при полупустом зале. На этот раз московские театралы едва не снесли двери МХАТа им. Чехова, в котором давали «Игру снов», поставленную маэстро в стокгольмском Городском театре. И вот теперь устроители Театральной олимпиады (она же IV Чеховский фестиваль) преподнесли подсевшим на холодноватую эстетику Уилсона еще один подарок в виде немецкого режиссера Хайнера Геббельса, кстати, получившего в этом году престижную европейскую премию «Новая театральная реальность». >>
  • //  18.05.2001
«15 минут славы» на экранах Москвы
В самом начале фильма Джона Херцфилда «15 минут славы» иной зритель может подумать, что ошибся залом, перепутал сеанс или пал жертвой халатности киномеханика, поставившего не ту пленку. Потому что вместо обещанного Де Ниро или на худой конец Эдварда Бернса на экране под сладостные разливы «Калинки» появляется самый настоящий Владимир Машков. Правда, все довольно быстро встает на свои места... >>
  • //  18.05.2001
Ансамбль Вячеслава Мещерина, «ЧайФ», «Чиж & С°», «Я и Друг Мой Грузовик»... >>
  • //  18.05.2001
Кшиштоф Пендерецкий продирижировал сам себя
Приезд Кшиштофа Пендерецкого подавался в числе главных событий проходящих сейчас в Москве Дней польской культуры. Один из отцов-основателей послевоенного авангарда, прославленный композитор вот уже четыре десятилетия занимает верхние строчки мирового рейтинга, являясь своего рода музыкальным тяжеловесом. Сейчас от таких фигур ждут не открытий, а подтверждения собственного авторитета. Именно этим Пендерецкий в последнее время и занимается, сочиняя виртуозные инструментальные концерты для известных исполнителей и эпические юбилейные приношения к разным круглым датам. Сам про себя он честно говорит, что «авангардистом можно быть только раз в жизни; когда был моложе, хотелось разрушать, но с годами это прошло»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика