N°80
11 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  11.05.2001
Обманутый обманщик
В "Школе современной пьесы" поставили "Чайку" Б. Акунина

версия для печати
Главное в детективном жанре -- умение пустить читателя по ложному следу. То есть обмануть его ожидания. В "Чайке" -- сиквеле чеховской драмы, расследующем убийство (а вы думали самоубийство?) Константина Треплева, -- Б. Акунин обманывает ожидания виртуозно. Роковой выстрел раздался, Дорн (он здесь за Фандорина) берется вести следствие, потенциальные убийцы все под рукой, в усадьбе, и зритель начинает кумекать, кто же спустил курок. Неужели Сорин в инвалидной коляске? А может, сама Аркадина? И примерно к середине спектакля понимает, что зря старается. Ибо завязка здесь одна, а развязок много. Вот разоблачили Нину Заречную, но действие тут же вернулось к исходной точке, и убийцей оказался Медведенко. Потом Маша. Потом Шамраев. И так все подряд. Включая Аркадину, которая, согласно Акунину, ревновала Тригорина к собственному сыну: известный беллетрист проходил, оказывается, по голубому ведомству. В последнем эпизоде (точнее, в последней версии) Тригорин не без блеска доказывает, что убийцей является сам Дорн.

Самое удивительное во всей этой истории, что Б. Акунин обманул не только зрительские, но и свои собственные ожидания. Он-то уверен, что спародировал Чехова, дезавуировал все претензии его героев на духовность и показал, кто они есть на самом деле (в этой "Чайке" все хороши, а особенно сам убиенный Треплев, страдающий манией преследования и стреляющий от хандры в зверушек и птиц). Однако всякая пародия предполагает знание принципов, по которым построено пародируемое произведение, а опус Акунина демонстрирует не понимание принципов чеховской драматургии, а лишь отменное знание детективной литературы. Пьеса распадается на отдельные капустные номера, в которых разоблачение и чистосердечное признание каждого из преступников занимает 10--15 минут сценического времени, а изобличающая его улика всякий раз валяется у следователя под ногами. Действие развивается сверхдинамично, так что у артистов не только нет времени дать психологический портрет убийцы, но и возможности как следует разыграться. Какое отношение все это имеет к центробежной, совершенно нединамичной и отягощенной пятью пудами психологии драматургии Чехова, решительно непонятно. Если уж это и пародия, то не на "Чайку", а на криминальные романы, включая те, что написаны самим Акуниным. И если бы авторские намерения, им самим же обманутые, не совпали с чаяниями некоторой части литературной тусовки, тут и говорить было бы не о чем. Но они совпали. Отчего "Чайка"-II превратилась из просто пародии в манифест всей новейшей литературы, хотя реально тянет лишь на пустячную шутку, которая хороша для дружеского застолья, но малопригодна для воплощения на сцене.

Тут надо сказать, что постановщик спектакля Иосиф Райхельгауз славится помимо прочего фантастическим умением ладить с популярными театральными артистами, которых в его "Школе" примерно столько же, сколько во всех других московских театрах вместе взятых. Вот и в "Чайке" задействован звездный состав: Татьяна Васильева и Ирина Алферова играют в очередь Аркадину, Михаил Глузский и Лев Дуров -- Сорина, Владимир Качан и Владимир Стеклов -- Тригорина, Альберт Филозов -- Дорна, звезда телевидения Александр Гордон -- Треплева и т.д. И все эти нешуточные силы брошены на освоение означенной шутки, играть в которой решительно нечего. К чести Райхельгауза надо сказать, что в сценическом смысле он выжал из "манифеста" знаменитого литератора все, что из него вообще можно было выжать. А именно присовокупил к акунинской литературной пародийности пародийность театральную. Персонажи псевдодетектива завывают, закатывают глаза, строят из себя благородных отцов, роковых женщин и романтических героев в исполнении плохих провинциальных трагиков. В общем, осмеивают все театральные штампы прошлого и настоящего. И делают это не без энтузиазма, а иногда и не без таланта, и, на мой вкус, такой подход куда лучше того, о котором мечтает сам автор. Он-то искренне уверен, что его пьесу надо играть средствами мхатовской школы. Тогда пародия станет острее. Но подобное желание изобличает абсолютное непонимание не только чеховских, но и вообще театральных законов. Ну ни при чем здесь МХАТ и Чехов! Это не против них написано, а мимо. И, в отличие от Акунина, Райхельгауз, как человек театральный, не может этого не понимать. Он просто клюнул на модное имя. И то сказать, кто из нас в поезде, больнице или доме отдыха не коротал время с романами человека, выбравшего себе отдающий анархизмом псевдоним.

Много лет тому назад художественный руководитель "Школы" поставил чудесный спектакль "А чой-то ты во фраке?", тоже со звездами и тоже по Чехову. Это было стихотворное переложение чеховского водевиля, написанное Дмитрием Сухаревым, текст которого обладал не только "застольной", но и некой литературной ценностью. Спектакль получился легким, остроумным и имел оглушительный успех, который Райхельгауз в очередной раз попытался повторить. Почему этого не получилось, отчасти объясняют финалы двух постановок.

Как и в нынешней премьере, немаловажную роль в "А чой-то ты во фраке?" играл образ мхатовской чайки. В конце представления Алексей Петренко наводил на нее ружье и стрелял. Птичка падала. В финале нынешнего спектакля артисты пускают по веревочке через весь зал чучело чайки. То есть не смеются, как прежде, над эмблемой, а пытаются оживить таксидермическое изделие. Не удается. Как и всякому чучелу, место акунинской шутке в литературной кунсткамере, а не в театре, где работают много хороших и совершенно живых артистов.

Подпись к фото

Альберт Филозов (Дорн) в очередной раз напал на след преступника
Марина ДАВЫДОВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  11.05.2001
Вчера в московский прокат вышел фильм ужасов «Дом ночных призраков»
Что за дом притих, погружен во мрак? Добро пожаловать в психиатрическую клинику для преступников доктора Ричарда Бенджамина Ваннагута. Когда-то безумный профессор проводил тут зверские опыты над своими пациентами-узниками -- до тех пор, пока безумцы не вырвались на волю, отобрали у обслуживающего персонала хирургические инструменты и не решили посмотреть, что у доктора внутри. Полвека спустя именно это здание выбрал для празднования дня рождения своей стервозной жены господин Стивен Прайс (Джеффри Раш) -- оригинал и эксцентрик, сколотивший мультимиллионное состояние на парках пугающих аттракционов, комнатах ужасов и саморазрушающихся американских горках... >>
  • //  11.05.2001
54-й кинофестиваль открылся французским канканом
Лучшего открытия для 54-го Каннского кинофестиваля, чем фильм «Мулен Руж», и придумать было нельзя. Фильм с голливудским бюджетом (50 млн долларов), интернациональным актерским составом, сюжетом о любви нищего поэта к прекрасной куртизанке, мечтающей стать актрисой, Парижем эпохи fin de siecle в качестве места действия, да к тому же снятый австралийским режиссером нонконформистом Базом Лурманом, которого Канн «открыл» еще в 1992 году, когда в рамках фестиваля состоялась премьера его дебюта «Только в фестивальном зале» - Канну был нужен блеск, и он его получил... >>
  • //  11.05.2001
В "Школе современной пьесы" поставили "Чайку" Б. Акунина
Главное в детективном жанре -- умение пустить читателя по ложному следу. То есть обмануть его ожидания. В "Чайке" -- сиквеле чеховской драмы, расследующем убийство (а вы думали самоубийство?) Константина Треплева, -- Б. Акунин обманывает ожидания виртуозно... >>
  • //  11.05.2001
В центре «Дом» выступил Петр Мамонов
Каждое выступление Мамонова -- сюрприз. В данном случае сюрпризы начались еще в дверях «Дома», когда выяснилось, что Петр Николаевич отменил все аккредитации журналистов. «Ему реклама не нужна, -- объяснила мне женщина при входе. -- Ему деньги нужны. У него детей знаете сколько? Могу вот билет со скидкой продать»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика