N°76
27 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  27.04.2001
Глобальное искусство
На ярмарке «Арт-Москва» представлена панорама зарубежного видео 90-х годов

версия для печати
Один из самых мощных некоммерческих проектов художественной ярмарки «Арт-Москва» --выставка «В сторону экрана» -- подготовленная кураторами Иосифом Бакштейном и Виктором Мизиано панорама зарубежного видеоарта 90-х годов. Именно в 90-е видео стало самым распространенным даже не жанром, но форматом современного искусства -- наиболее прозрачным и гибким из художественных языков, не стесняющим прямоту высказывания и допускающим любую интонацию: иронию, предельную лирику, высокий пафос.

Выставка показывает самые разные формы видеоарта. Оперирующего медийными или архивными образами, как в работах одесситов Ольги Кашимбековой и Глеба Катчука и поляка Мачи Топоровича. Или «оживляющего» образы классической живописи, как у Анны Катерины Дольвен, сделавшей римейк картины Эдварда Мунка. Или наследующего выразительные средства других искусств: «видеоскульптура» берлинского художника Бьерна Мельхуса -- это мозаика, выложенная из изображений на восьми мониторах. Связующая все экраны зеленая линия сначала разбивается на восемь отрезков. И, как в фантастических сериалах, в столбах зеленого света возникает фигурка автора, которая затем раздваивается, разыгрывая на каждом из мониторов гротескное шоу нарциссического выяснения отношений с самим собой.

Видео «Отец и сын» эстонца Яна Тоомика на первый взгляд кажется документацией «семидесятнического» экстремально-лирического перформанса. (Характерно, что именно с документации перформансов, с работ Вито Акончи, Марины Абрамович, Брюса Наумана в конце 60-х -- начале 70-х и начинался видеоарт.) Обнаженный человек едет на коньках через заснеженный залив навстречу своему сыну. Но смысл работы может передать лишь видео, оставляющее за кадром саму встречу отца и сына. Сын так и не появится на экране -- мы слышим только его бесплотное пение, осеняющее зимний пейзаж.

Идиллический пейзаж -- спокойная гладь горного озера -- возникает и в работе англичанина Грэхама Гассина. Но компьютерная программа, основанная на теории катастроф, может в любой момент произвести посреди этого озера чудовищный взрыв. Правда, невозможно предсказать, когда он произойдет и окажется ли в этот момент перед экраном хоть один свидетель неуловимого события.

В работе южно-корейской художницы Ким Сооя зритель оказывается как бы перед воротами, открывающимися на четыре великих мегаполиса Востока. На каждом из четырех проекционных экранов возникает маленькая фигура женщины с длинной черной косой, видная только со спины. Это фигура автора-проводника, но зритель может воспринять ее и как свою собственную проекцию. «Женщина-игла» (таково название работы) своим молчаливым присутствием словно сшивает полотнища мира.

Гибкость видеоязыка позволяет ему стать действительно глобальным искусством. Две, наверное, самых мощных работы на выставке произведены не западным, а экзотическим восточным миром. Кроме «Женщины-иглы» здесь показана знаменитая видеоинсталляция Turbulent иранской художницы Ширин Нешат, получившая приз на Венецианской биенналле 1999 года. Работа Нешат -- это поединок существующих на двух противостоящих экранах певцов, мужчины и женщины (при том, что в Иране запрещено женское пение). Но он обретает мощь противостояния антагонистов в античной трагедии: если за спиной мужчины присутствует «хор» (зрители -- также исключительно мужчины), то женщина выпевает свою песню-плач, обращаясь к пустому залу. Она может взывать лишь к нам -- находящимся по другую сторону экрана посетителям выставки. Работа Ширин Нешат возвращает видео, которое традиционно считается искусством отстраненным, интенсивность живого присутствия.
Ирина КУЛИК

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.04.2001
В новой версии приключений доктора Лектера симпатии авторов фильма оказываются на стороне людоеда
Успех экранизации второй книги Томаса Харриса про доктора Лектера «Молчание ягнят» (1991) превзошел все мыслимые надежды его создателей. Постановку очередной серии из жизни людоеда поручили Ридли Скотту. Сюжет рассказывать нельзя - смотреть будет совсем не интересно. Но без некоторых деталей не обойтись. >>
  • //  27.04.2001
Владимир Путин подписал указы «О присуждении премий президента России в области литературы и искусства 2000 года» и «О присуждении премии имени Булата Окуджавы 2000 года». Бардовскую награду получил Дмитрий Сухарев. Президентского внимания удостоились кинорежиссер Алексей Герман, актриса Алла Демидова, режиссер Лев Додин, публицист Юрий Карякин, скульптор Юрий Орехов, кинорежиссер Григорий Чухрай, артистка оперетты Татьяна Шмыга. >>
  • //  27.04.2001
В основную внеконкурсную программу Каннского фестиваля, престижный «Двухнедельник режиссеров», включен один российский фильм - окончательная версия картины Артура Аристакисяна «Мария», которая в сокращенном и перемонтированном варианте называется «Место на земле». >>
  • //  27.04.2001
Виталий Соломин поставил чеховского "Иванова"
Виталий Соломин поставил чеховского "Иванова". У человека, прочитавшего много книг по истории русского театра, но прежде никогда театр не посещавшего, на спектакле Соломина голова наверняка пошла бы кругом. >>
  • //  27.04.2001
Армянский народный инструмент как зеркало современной музыки
Идея выпустить компакт-диск «Радость и грусть абрикосового дерева. Дудук в музыке звезд», на котором собраны современные композиции в исполнении артистов из разных стран, родилась отнюдь не в музыкальной, а в ресторанной среде. Выпустил диск московский ресторан «Ноев ковчег», где дудук звучит регулярно. >>
  • //  27.04.2001
На ярмарке «Арт-Москва» представлена панорама зарубежного видео 90-х годов
Один из самых мощных некоммерческих проектов художественной ярмарки «Арт-Москва» --выставка «В сторону экрана» -- подготовленная кураторами Иосифом Бакштейном и Виктором Мизиано панорама зарубежного видеоарта 90-х годов. Именно в 90-е видео стало самым распространенным даже не жанром, но форматом современного искусства - наиболее прозрачным и гибким из художественных языков. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика