N°67
16 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  16.04.2001
Египетская пирамида русской музыки
Михаил Плетнев дебютировал в качестве оперного дирижера

версия для печати
Концертное исполнение единственной оперы Сергея Танеева «Орестея» (1895) попало в программу фестиваля, посвященного столетию Большого зала Московской консерватории, довольно случайно -- просто осуществление этой давней мечты музыкального руководителя проекта Михаила Плетнева перенеслось с января на апрель по техническим причинам. Тем не менее именно обрусевшая и омузыкаленная трагедия Эсхила, обросшая в танеевской оперной трилогии трогательными рифмами либреттиста Венкстерна, оказалась почти идеальным примером юбилейного приношения. В нем соединились красивая идея, эффектные масштабы и вполне приличный музыкальный уровень.

Среди сонма русских опер огромное и полузабытое сочинение первого отличника Консерватории (его имя открывает висящий в Малом зале список золотых медалистов) стоит особняком. Статикой и ораториальностью «Орестея» предвосхищает неоклассицизм двадцатого века. Музыкальным языком коренится в девятнадцатом. Пламенным консерватизмом апеллирует к еще более ранним временам. В нем можно найти и гармонические обороты Чайковского, и патетику Генделя, и многословность Вагнера. Все это образует странно-спокойное музыкальное поле, которое поражает своей восхитительной невспаханностью. Традиции исполнения этих километров наивной мощи и продуманной красоты практически не существует (звучит она редко, да и то, как правило, в концерте и с сокращениями). Поэтому купаться в бесконечных волнах идеальных построений кажется делом приятным и безопасным. Но это, конечно, только кажется. Потому что, во-первых, очень легко затерять индивидуальность танеевской музыки в шаблонах исполнения русских опер. Во-вторых, сдвинуть эту махину с места и катить ее в течение нескольких часов -- почти что сизифов труд. Он огромен и неблагодарен -- несколько нечетко пропетых слов или валторновый кикс может испортить всю гладкость танеевской партитуры.

Плетнев осуществил свой смелый проект с помощью Российского национального оркестра, хоров Владимира Минина (из Петербурга) и Льва Конторовича (из Московского музыкального колледжа имени Шнитке) и многочисленных солистов различного качества, среди которых настоящей примадонной держалась Марианна Тарасова (Клитемнестра), меццо из Мариинки. Она и впрямь была лучшей в компании олимпийских богов и царственных убийц, хоть низковатая партия иногда ее сильно подводила. Остальных -- например, Михаила Гужова (Агамемнон) или Александра Гергалова (Эгист) -- можно похвалить за дикцию. А Яну Иванилову (Электра) и Светлану Создателеву (Кассандра) -- за то же самое поругать. Силами Иваниловой и Дмитрия Пьянова (Орест) был практически провален центральный дуэт второй части трилогии -- самой, впрочем, сомнительной и несамостоятельной в танеевской опере. Слишком общерусские места в духе Римского-Корсакова и откровенные выдержки из «Пиковой дамы» Чайковского не смог закамуфлировать даже Плетнев.

Зато уж третья часть с ее мажорной лучезарностью и уверенной, смело привнесенной композитором христианской этикой искупила все недостатки предыдущих. Тут знаменитая профессорская неспешность, запоздалый академизм и излишняя основательность музыкальной архитектуры оказываются главным смыслом всей затеи. Тут видно, что если внешне «Орестея» напоминает эклектичный фасад девятнадцатого века, то внутренняя ее конструкция своей архаичной устойчивостью сравнима с египетскими пирамидами. И то, что в полной мере ощутила эту величавость лишь десятая часть зала (концерт закончился в полдвенадцатого), нисколько не противоречило давно установленному статусу «Орестеи» -- оперы для избранных.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.04.2001
В Вене проходит фестиваль «Пасхальный звон»
Вена, никогда не страдавшая от недостатка культурных событий, сейчас переживает настоящий культурный бум. В течение Страстной недели и Пасхи афиши города пестрят заманчивыми названиями выставок, концертов, спектаклей. Высокие материи Страстной недели не исключают простых радостей жизни, и в зале Национальной библиотеки оркестр венской Volksoper наяривает вальсы и польки Штрауса, а в театре An der Wien триумфально завершает сезон нашумевший мюзикл «Моцарт!». >>
  • //  16.04.2001
Михаил Швыдкой сбрасывает балласт
Три дня все российские СМИ бурно обсуждали приказ Владимира Путина о назначении на должность гендиректора музеев Кремля - самого главного отечественного музея - Елены Гагариной, дочери первого космонавта. Три дня министр культуры Михаил Швыдкой, ведомству которого подчиняется музей, оправдывался, что назначение Гагариной - это никакой не подарок родным Юрия Алексеевича к Дню космонавтики, а случайное совпадение... >>
  • //  16.04.2001
Михаил Плетнев дебютировал в качестве оперного дирижера
Концертное исполнение единственной оперы Сергея Танеева «Орестея» (1895) попало в программу фестиваля, посвященного столетию Большого зала Московской консерватории, довольно случайно - просто осуществление этой давней мечты музыкального руководителя проекта Михаила Плетнева перенеслось с января на апрель по техническим причинам. Тем не менее обрусевшая и омузыкаленная трагедия Эсхила оказалась почти идеальным примером юбилейного приношения. >>
  • //  16.04.2001
Исполняется сто лет со дня рождения Николая Акимова
В режиссеры чаще всего приходят из артистов. Акимов по своей первой профессии был художником - талантливым книжным графиком, выдающимся мастером театрального плаката, теоретиком декорационного искусства. >>
  • //  16.04.2001
Студия Артемия Лебедева показывает свои работы
На выставке Artografika, открывшейся в Московском доме фотографии, представлены работы самой модной в Москве веб-дизайнерской студии Артемия Лебедева. Все они исполнены в технике трансфографии - компьютерной обработки фотографических снимков, в результате которой картинка по-прежнему выглядит реальной, но только абсолютно неправдоподобной. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика