N°66
13 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  13.04.2001
Обретенное движение
Сегодня в Москве впервые выступает британская танцгруппа CandoCo

версия для печати
Сегодня на сцене Российского молодежного театра зрители смогут увидеть зрелище, способное шокировать одних, обнадежить других, а третьим даровать веру в безграничные способности человека. Британская труппа CandoCo («могу сделать») впервые в Москве покажет два одноактных балета «Последнее представление» и «Обгоревший на солнце». В них на равных с профессионалами современного танца участвуют инвалиды, «люди с ограниченными возможностями». Московским показом завершится эксперимент, проведение которого стало возможным при поддержке Британского совета и Фонда Сороса.

Перед этим британские танцоры полторы недели провели в Волгограде, где их принимал Центр современной хореографии под руководством Маргариты Мойжес. Танцоры CandoCo выступили в Волгограде с семинаром по танцевальной терапии -- акцией под названием «Хореографическая резиденция», в рамках которой провели мастер-класс по контактной импровизации с волгоградскими инвалидами-«колясочниками», в результате чего был создан миниатюрный танцевальный спектакль.

Законы современной хореографии оказались весьма полезными для тех целей, которые преследует терапевтическая технология CandoCo. Человек с ограниченными возможностями вынужден обеспечивать себе жизненную среду, каждый раз преодолевая боль и непонимание окружающих, ежесекундно борясь и конфликтуя с миром «здравствующих». Самая сложная процедура терапевтического семинара -- заставить инвалида производить непривычные для него безболезненные движения, выкарабкиваться из стандартного и весьма ограниченного круга поз. Технология учитывает и психологические особенности общения с инвалидами. Англичане предусмотрительно просят изменить даже лексику: вместо «ходим» -- «перемещаемся в пространстве», вместо категоричного «встаньте!» -- корректное «готовы двигаться?».

От спектаклей CandoCo, в которых танцуют инвалиды, ждешь ощущения победы, эйфории, спортивной радости, которую дарует «освобожденное» движение. Но балет «Последнее представление», напротив, изумляет глубоко депрессивной, удручающей атмосферой, к тому же омраченной монотонной музыкой с бесконечно повторяющимися фразами. Танцовщики, кажется, искренне надеются на обратное: они озадачены отнюдь не преодолением собственной немощи, а всерьез увлечены танцевальной техникой, которой овладели в совершенстве. «Последнее представление» (название -- цитата из письма Сары Бернар) -- это рассказ о нереализованном желании двигаться, ползти, бежать, лазить, кувыркаться -- одним словом, быть свободным в движении. Конфликтуя с окружающим миром, ссорясь с близкими, пытаясь удовлетворить неутолимое сексуальное желание, актеры все глубже и глубже осознают свое бессилие. Балет полон «прерванных» движений, неоднократных попыток совершить побег из инвалидного кресла.

Хореограф спектакля Хавьер де Фрутос утверждает, что его вдохновил рассказ Теннесси Уильямса об одноруком преступнике, где говорилось о «красоте искалеченного Аполлона». Ассоциации с античными статуями, чья красота неизменна даже несмотря на утраты, вызывают у зрителя и танцовщики на сцене -- с ампутированной до колена ногой, без кисти руки, на колясках. Страдающее тело стало в концепции CandoCo и инструментом, и предметом искусства.

Если первый спектакль CandoCo говорит о желании двигаться, то второй -- «Обгоревший на солнце» -- об умении двигаться. Словно желая разрушить тягостное впечатление от «Последнего представления», хореограф Даг Элкинс создает легкий, воздушный балет на музыку Beach Boys. Он переносит дискотечные ритмы и угар на платформу современного танца; яркое впечатление от увлекательного, энергичного танца дополняет фруктовый колорит сценического света и костюмов. Трудно сказать, устроит ли Москва англичанам овацию -- так, как это было на волгоградских показах. Но в любом случае зрители смогут оценить удивительную способность танцовщиков передавать и боль неподвижности, и радость обретенного движения.
Павел РУДНЕВ, Волгоград--Москва

  КУЛЬТУРА  
  • //  13.04.2001
Сегодня в Москве впервые выступает британская танцгруппа CandoCo
Сегодня на сцене Российского молодежного театра зрители смогут увидеть зрелище, способное шокировать одних, обнадежить других, а третьим даровать веру в безграничные способности человека. Британская труппа CandoCo («могу сделать») впервые в Москве покажет два одноактных балета «Последнее представление» и «Обгоревший на солнце». >>
  • //  13.04.2001
Пятнадцать лет назад случилось столетие Николая Гумилева
В двадцатых числах апреля 1986 года московская культурная публика лихорадочно скупала журнал "Огонек". "Апрельские ветра" дули уже год, но в главном советском еженедельнике все шло по-старому: от фотографий вождей до примитивных кроссвордов... Здесь-то и появилась большая подборка стихов Гумилева. О столетии поэта - день его рождения приходится на 15 апреля по новому стилю - ничего не сообщалось. >>
  • //  13.04.2001
Новая книга о поэзии Бродского
Об Иосифе Бродском написано много. Кажется, мемуаристам-эссеистам передалась безудержная «бродская» страсть к речеговорению. В разливанном море мифотворчества теряются работы о главном деле Бродского. Между тем наш «культовый персонаж» был не только «тунеядцем», изгнанником, «частным человеком», нобелевским лауреатом и «последним поэтом». Он еще и стихи писал. >>
  • //  13.04.2001
Гордящийся «прозрачностью» своей работы оргкомитет премии «Национальный бестселлер» решил, обойдясь без пресс-конференции, отфильтровать журналистов. Поэтому в одну газету сведения о шорт-листе премии поступили в конце прошлой недели, иных осчастливили пресс-релизом в середине недели нынешней, а кто-то вовсе остался без информации. >>
  • //  13.04.2001
Софья Головкина, одна из самых влиятельных фигур в отечественном балете, уходит с должности ректора Московской государственной академии хореографии после 42 лет пребывания на этом посту. Ее место займет нынешний руководитель балетной труппы Большого театра Борис Акимов. >>
  • //  13.04.2001
По инициативе Министерства культуры РФ открылся новый портал, посвященный русской культуре вообще. Начали с главного, с попытки определить, что такое культура России. Варианты ответа можно найти по адресу www.russianculture.ru (например, под заголовком «Определение понятия «культура» следует: «Определение «культуры» неоднозначно...»). >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика